Открытый урок по произведению Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Открытый урок по произведению Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Тема: « Истоки товарищества, героизма и предательства»
Цель урока
– образовательная: формирование исследовательских, логических и аналитических способностей учащихся; совершенствование навыков работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;
– развивающая: развитие коммуникативных навыков и навыков самооценки.
– воспитывающая: воспитание чувство патриотизма.
Задачи
– актуализировать знания о таких понятиях, как товарищество, героизм и предательство;
– развивать у учащихся познавательную активность через различные формы и виды работы;
– помочь осознать ценность совместной деятельности; содействовать развитию умения общаться между собой.
Форма: урок – исследования
Оборудование :компьютер; медиапроектор, приставка к доске МИМИО; текст повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» ; раздаточный материал.
Ход урока
I. Орг. момент.
Вводное слово учителя.
Мы с вами знакомимся с очень интересным произведением Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
На доске вы видите эпиграф, прочитайте его внимательно.
Первый долг и первая честь казака
есть соблюсти товарищество.
Сколько ни живу я на веку, не слышал я,
паны-братья, чтобы казак покинул
где или продал как-нибудь своего товарища. (МУЗЫКА) Слайд 1
Н. В. Гоголь " Тарас Бульба»
Попробуйте из эпиграфа понять, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
(ответы: о товариществе, героизме, и предательстве с рассуждением. )
Молодцы! Вы помогли сформулировать тему урока «Истоки товарищества, героизма и предательства» слайд 2
Как вы думаете, актуально ли эта тема в наше время?
Знакомясь с произведением, очень важно видеть даже самые мелкие детали, т. к. это зачастую раскрывает поступки героев и отражает отношение автора к ним.
В процессе урока вы должны будете дать своё определение понятиям «товарищества», «героизма», «предательства» Выявить истоки героизма и предательства в произведении Н. В. Гоголя « Тарас Бульба» Слайд 3
II. Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были исследовать описание главных героев и составить сравнительную характеристику. Есть желающие выступить?
Молодцы!Я вижу что все готовы! Тогда, поступим следующим образом.
1 ряд – Вы даете характеристику Тарасу,
2 ряд – Остапу,
3 ряд – Андрию.
Слушайте внимательно, будьте готовы дополнить ответ товарища, либо оппонировать ему (не забывайте делать пометки в своих таблицах).
(Ответы…) Слайды 4-6
Итоговая таблица Слайд 7
III. Исследовательская работа
Групповая работа.
Игра «Хорошо – плохо». (Половина класса доказывают: Андрий – положительный герой, вторая половина класса оппонирует им).
Индивидуальная работа
Гоголь создал настолько многогранным образ Андрия, что мы с вами еще долго можем рассуждать и спорить. Но если задать вопрос: «По отношению к Родине, к казачеству, к семье. Кем оказался Андрий? Думаю, что вы ответите не задумываясь.
Физминутка (упражнения для глаз с музыкой) на 7 слайде.
Продолжаем работу. В своих тетрадях вы самостоятельно
записываете определения: «товарищество», «героизм», «предательства». Слайд 8,
(Записать синонимы данных понятий на слайде. Проверка синонимов. Добавить ответ. )
( Героизм – син. Доблесть ,мужество, геройство, отвага;
Предательство – измена, дезертирство, трусость;
Товарищество – дружба, братство, приятельство. )
Кто готов зачитать свои определения: « Товарищества», «героизма», « предательства»? Кто хотел бы добавить?
Сравним ваши определения и лексические значения, которые даются в словаре. Шторка слайд 8
Работа в паре. Каждая пара должна дать ответ на вопрос, в чем истоки героического поступка Остапа и предательства Андрия, опираясь на текст и таблицу.
Кто первый готов – выходит к доске и записывает, остальные дополняют.
Истоки героизма Остапа | Истоки предательстваАндрия |
Скрытая, трепетная любовь к матери. Осознанная храбрость, расчетливость в поступках, стойкость, мужество, преданность идеям казачества, вере, товариществу. Любовь к Родине.
Вывод: Преданность казачеству, любовь к Родине. |
Равнодушное отношение к матери. Неоправданная храбрость. Необдуманность поступков, сила страсти, безудержность натуры, жажда подвига любой ценой. Стремление и умение увертываться от наказания.
Вывод: Изменил отчизне, потому что полюбил. Любовь к женщине ценил выше, чем любовь к казачеству, Родине. |
Обсуждение и подведение итога.
В ходе сегодняшнего исследования мы установили, что истоками героизма является…, истоками предательства….
IV.
Домашнее задание.
К следующему уроку предлагаю вам работу на выбор:
1. Составить синквейны к понятиям, о которых мы сегодня рассуждали.
2. Написать эссе на тему: «Героизм и предательство».
3. Выписать в тетрадь крылатые выражения из повести «Тарас Бульба».
Напоминаю, что каждый вид работы имеет свой вес.
V. Рефлексия: («Паутина благодарности», оценочные листы).
Ю. А. Маркова, МБОУ СОШ №40 г. Новосибирск
Метки: Литература