Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Рабочая программа факультатива «Занимательная математика» для 5 класса

Рабочая программа факультатива «Занимательная математика» для 5 класса

Пояснительная записка

Данный элективный курс предназначен для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную направленность. «Занимательная математика» включает в себя задания, как углубляющего, так и развивающего характера. Углубление реализуется на базе изучения некоторых тем, учитывающих перспективы создания новых стандартов школьного математического образования.

В рамках данного курса учащимся предлагаются различные задания на составление выражений, отыскивание чисел, разрезание фигур на части, разгадывание головоломок, числовых ребусов, решение нестандартных задач на движение и логических задач. Большое количество времени отводится для изучения пропедевтического курса геометрии, благодаря которому учащиеся будут иметь представление о свойствах разных фигур на плоскости, что позволит им избежать трудностей при изучении геометрии в седьмом классе.

Курс «Занимательная математика» – это нетрадиционная форма работы с учащимися, где используются конкурсы, практические задания, математические стенгазеты, дидактические игры. Игра – форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Кроме этого, наряду с изучением математических фактов, проводится работа по формированию интеллектуальных умений и навыков. В преподавании данного курса важным является выбор рациональной системы методов и приемов обучения. Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы.

Обязательным элементом будет являться работа со справочным материалом, дополнительной литературой.

Формы работы различны:

§ Коллективная работа с теоретическим материалом.

§ Коллективная работа по практическому материалу: измерение на местности, вычисления, выдвижение гипотезы и экспериментальное её доказательство или опровержение и др.

Цели курса:

– Развивать начала математического и логического мышления.

– Расширять кругозор учащихся.

– Развивать устойчивый интерес учащихся к изучению геометрии и в целом математики.

– Формировать умения решать нестандартные задачи на движение.

– Воспитывать понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира.

Задачи курса:

– достижение повышения уровня математической подготовки учащихся;

– приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;

– знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных;

– практика решения олимпиадных заданий.

Планируемый результат и способы его определения:

Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.

Для проверки степени усвоения материала по каждой теме рекомендуется проводить тематический контроль в форме проверочных самостоятельных работ, тестов, кроссвордов по темам блока занятий, устную олимпиаду и т. п.

Такие проверочные работы должны носить не столько оценивающий, сколько обучающий характер и являться продолжением процесса обучения. Оценки за такие работы можно ставить условно – например, в баллах по числу верно выполненных заданий. Учитывая возраст учащихся, проверочные работы можно проводить в форме игр, викторин, соревнований.

Данный курс направлен на:

  • развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;
  • последовательное приобщение к научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;
  • формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;
  • формирование общеучебных умений и навыков;
  • развитие общих геометрических представлений учащихся и подготовку их к дальнейшему систематическому изучению геометрии;
  • развитие способности применения знаний в нестандартных заданиях.

Структура курса предполагает изучение теоретического материала и проведение практических занятий с целью применения на практике полученных теоретических знаний.

В данном курсе дополнительно рассматриваются некоторые темы, которые вызывают наибольшие затруднения при изучении математики в пятом классе: комбинаторные задачи, логические задачи, практические геометрические задания.

Предлагаемые задания составляются таким образом, чтобы учащиеся овладели:

  • умением воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы;
  • умением иллюстрировать некоторые вопросы примерами;
  • умением использовать полученные выводы в конкретной ситуации;
  • умением применять теорию в решении задач;
  • умением пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.

Задания подбираются в соответствии с определенными критериями и должны быть содержательными, практически значимыми, интересными для ученика; они должны способствовать развитию пространственного воображения, активизации творческих способностей учащихся.

Программа курса рассчитана на 34 часа. Рекомендуемый режим обучения – 1 час в неделю.

На каждом занятии предполагается изучение теории и отработка её в ходе практических заданий. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Формой итогового контроля является тестовое задание с практической работой.

Межпредметные связи :

Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, являются фундаментом для дальнейшего изучения геометрии, а также учащиеся могут использовать их в дальнейшем при изучении математики, информатики.

В результате изучения курса, учащиеся должны:

знать/понимать:

  • историю возникновения и развития математики, имена известных ученых;
  • понятия основных геометрических фигур их свойства, построение на плоскости;
  • способ измерения расстояний и высот в нестандартных ситуациях;
  • виды симметрии и ее роль в жизни человека;

уметь:

  • использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации;
  • анализировать полученную информацию;
  • планировать свою работу, последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения, фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи;
  • выполнять и составлять некоторые математические ребусы, головоломки, решать зашифрованные примеры;
  • решать комбинаторные задачи;
  • выполнять задания на клетчатой бумаге;
  • различать такие понятия, как точка, прямая, отрезок, луч, треугольник, симметричные фигуры;
  • применять все наиболее известные меры длины для вычислений;
  • измерять высоту окружающих предметов;
  • решать геометрические головоломки;
  • измерять площадь области, используя различные методы.

Тематическое планирование курса

Тема

Количество

часов

Форма

контроля

1

Первые шаги в геометрии.

1

Лекция, работа со справочной литературой

2

Конструирование.

2

Практическая работа, работа в группах.

3

Геометрические головоломки.

2

Практическая работа, самостоятельная работа.

4

Задачи на разрезание и складывание

фигур.

4

Работа в группах.

5

Решение логических задач.

6

Самостоятельная работа,

работа в группах.

6

Решение комбинаторных задач.

4

Взаимопроверка, самостоятельная работа.

7

Задачи со спичками.

2

Практическая работа, работа в группах.

8

Поиск закономерностей.

4

Самостоятельная работа, тестирование.

9

Ребусы.

3

Математический диктант.

10

Магические квадраты.

3

Самостоятельная работа.

11

Творческий проект.

2

Индивидуальное задание, зачёт.

10

Итоговое занятие.

1

Тестирование.

Методическое обеспечение

1) И. Л. Соловейчик. «Я иду на урок математики», Пособие для учителя математики «Первое сентября» 2001 г

2) Внеклассная работа в школе «Отдыхаем с математикой», «Учитель» 2006г. Волгоград

3) «Математика 5-8 классы игровые технологии на уроках», Издательство «Учитель»2007г Волгоград

4) Газета «Математика в школе» Издательского дома «Первое сентября»

Метки: Математика