Модель смешанного обучения (BLENDED LEARNING), на основе кейс-технологии
Модель смешанного обучения (BLENDED LEARNING), на основе кейс-технологии
Предмет (направленность):
математика и физика.
Возраст детей: 7-11 классы.
Место проведения: класс.
Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед.
А. Нивен
Позволю себе немного изменить это высказывание.
Информационные технологии нельзя внедрять, наблюдая, как это делает сосед.
В школе при клинике и в простой общеобразовательной школе, где я работаю, поменялись условия и предпосылки к преподаванию, поменялись и потребности современных учеников. Ученик получает информацию и знания уже не только в стенах школы, и задача предметника заинтересовать ученика, показать значимость получения знаний, научить способами овладения знаниями, показать значимость Интернета, как одного из источников знаний.
Ученики все разные, и подход к ним нужен не одинаковый.
Немного статистики:
Из 25-30 учеников:
2-3 ученика (5%) активно принимают участие в учебном процессе, они могут учиться и без руководства учителя;
8-10 учеников (25%) нейтрально относятся к обучению, «могу учиться, но учитель должен мне сказать, что делать, нет внутренней мотивации;
10-12 учеников (32%) пассивно «скажут, сделаю», интереса к учебе нет;
3-4 ученика (13%) агрессивно настроены, они, как правило, срывают дисциплину в классе, не хотят и не могут учиться;
2-3 ученика (5%) нигде, т. е. сидят тихо, но ничего не делают.
Для повышения мотивации в обучении, использую «смешанное обучение (Blended Learning)». Эта система обучения, которая совмещает в себе преимущества преподавания в классной комнате и интерактивного или дистанционного обучения. Обучение проходит по системе «1+1». Интерактивные уроки по физике в 7 и 8 классах проходят в компьютерном классе на базе ЦОР (кейсы составляю сама), по схеме первый урок за компьютером (самостоятельное изучение темы, интерактивное изложение нового материала, повышает мотивацию), второй в кабинете (совместное обсуждение, рефлексия). Учебный процесс представляет собой некую систему, чередование побуждения к знаниям и практики, которые функционируют в постоянной взаимосвязи друг с другом, образуя некое целое, обеспечив системно – деятельный подход.
Изучение нового материала:
Учащиеся сидят за компьютером по два или три человека (группой изучают, обсуждают новый материал) (в классе 12 компьютеров). Учитель направляет работу учащихся, организовывает диалог с группами, демонстрируя наиболее важные моменты изучаемого материала. Миссия учителя – направлять процесс обучения, консультировать и отвечать на возникшие вопросы у учащихся по данной теме, роль «повтори за мной» уходит.
Этапы урока: мотивационный (изучение нового материала); применение новых знаний (тренажеры); проверь себя (самостоятельная работа с открытыми ответами); контрольный; дополнительный материал для любознательных.
Смешанное обучение пробуждает на первом этапе пробуждает заинтересованность к учебе, вовлекает в процесс обучения, познания нового материала, а регулярной при работе ученик уже готов самостоятельно изучать материал и оценить себя, и при желании повесить уровень усвоения представленного материала.
Таким образом, модель смешанного обучения – это не просто использование ИКТ в самостоятельной работе учащихся дома или в компьютерном классе. Модель смешанного обучения это единый, целостный учебный процесс, предполагающий, что познавательная деятельность учащихся проводится самостоятельно в диалоге с товарищем, с учителем, а рефлексия в классном коллективе на уроке под руководством учителя.
Курс смешанного обучения состоит из 68 блоков – кейсов (68 уроков). Каждый кейс содержит различные материалы и ресурсы сети Интернет, а также задания, дополняющие УМК и способствующие более глубокому усвоению программы, и расширению объема знаний. Пример элементов курса на платформе СДО Moodle (http://www. tsdo. spb. ru/course/view. php?id=80).
Элементы кейса: информационный блок; практика – тренажер; самоконтроль; контроль и дополнительный материал.
Блок информационный: план урока для ученика – маршрут обучения; объяснение нового материала (лекция, выполненная в форматах Word, Power point, OMS, video, Flash, Html).
Практика: закрепление нового материала (тренажер; лабораторная работа; практическая работа).
При составлении кейсов использую материал из Интернета сайты Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов, ФЦИОР, видео материал учителя вызывали, Класс!ная физика – сайт для любознательных.
Применение модели смешанного обучения, кейс – технологий обеспечивает более высокие результаты обучения.
В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание):
обучаемые учатся самостоятельно приобретать знания;
учатся с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности;
самообразование не носит пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала вовлечен в активную познавательную деятельность, работая в малой группе 2-3 человека, в своем темпе;
учащиеся привыкают к системе самоконтроля уровня полученных знаний, используя тренажеры;
индивидуальная траектория обучения каждому учащемуся, что на практике соответствует принципу личностно-ориентированного обучения.
Информационные умения – путь к успеху.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. http://school-collection. edu. ru/
2. http://fcior. edu. ru/
3. http://www. youtube. com/
4. http://class-fizika. narod. ru/.
5. Федотова О. Я. Выступление на педсовете в ГБОУ № 122 https://drive. google. com/file/d/0B2yCFXYsXk6 WG9Fe RYX2RJRnc/edit?usp=sharing
6. Федотова О. Я Пример Кейс– техногогии. https://drive. google. com/file/d/0B2yCFXYsXk6 WGNOemlZcmty Hc/edit?usp=sharing
7. Федотова О. Я. Кейс – технологии на платформе СДО Moodle Курсы – физика (http://www. tsdo. spb. ru/course/view. php?id=80).
Метки: Математика