Программа элективного курса для 11 класса "Удивительный мир чисел"
Программа элективного курса для 11 класса "Удивительный мир чисел"
Пояснительная записка.
Включенный в программу материал применяется для учащихся 11 классов. Доступность данного элективного курса даёт возможность учащимся оценить свой потенциал и создать положительную мотивацию обучения, помочь ученику поверить в себя, в свои силы, подготовиться к сдаче единого государственного экзамена. Учащиеся, повторяя множество чисел, изученных в 6-9 классах, пополнят, систематизируют и скорректируют знания, полученные на уроках, а так же расширят их, перейдя на множество комплексных чисел.
Изучение всех последующих тем курса обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживается связь.
История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Требования к знаниям и умениям учащихся в данном курсе не завышены. Так как чрезмерность требований порождает перегрузку, что ведёт к угасанию интереса к математике. Применение компьютерной технологии (презентации, слайды, поиск информации по имеющимся источникам) заинтересовывает учащихся данным курсом, что, помогая лучше овладеть ЗУН.
Цели курса: обобщение и систематизация, расширение и углубление знаний о множестве чисел, обретение практических навыков при выполнении тренировочных заданий, привитие устойчивого интереса к математике, повышение уровня математической подготовки школьников; увеличение количества учащихся, для которых математика станет профессионально значимым предметом.
Задачи курса:
- систематизировать у учащихся логическое представление о числах; восполнить пробелы в знаниях о числах;
- систематизировать навыки применения данных знаний при решении разнообразных задач различной сложности;
- способствовать развитию алгоритмического мышления, воспитанию умений действовать по данному алгоритму;
- показать, что источник возникновения изучаемых понятий – реальный мир, что они возникли из практических потребностей людей;
- показать, что понятия не изолированы друг от друга, а представляют определённую систему знаний, все звенья которой находятся во взаимной связи;
- способствовать развитию творческого и логического мышления учащихся;
- способствовать формированию познавательного и устойчивого интереса к математике;
- пополнить исторические сведения;
- подготовка учащихся к ЕГЭ.
Организация учебного процесса.
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа. Курс имеет историческую, теоретическую и практическую направленность. Формы занятий разнообразны беседы, лекции, презентации, практикумы, защита рефератов, аукционы знаний, исследовательская работа. Широко применяются информационно-компьютерные технологии.
Отработка и закрепление основных умений и навыков осуществляется на тренировочных упражнениях доступных учащимся. В то же время это не означает монотонной и скучной деятельности, так как курс наполнен разнообразными по форме и содержанию заданиями, позволяющими применять полученные знания на уроках алгебры и начала анализа, геометрии и информатики. . Чтобы усвоение материала было более эффективным, делается опора на исторические сведения.
Уделяется внимание развитию речи и коммутативных умений: учащимся предлагается ответить на поставленные вопросы, обосновать свою точку зрения, ссылаясь на известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать способы решения, задавать вопросы, публично выступать.
Предусмотренная программой научно – исследовательская деятельность учащихся позволяет удовлетворять их индивидуальные потребности и интересы, выявлять индивидуальные возможности.
Учащиеся в процессе изучения должны:
– правильно употреблять термины и формулы;
– решать задачи подсчётов вариантов, правило произведения;
– применять формулы перестановки, размещения и сочетания;
– правильно употреблять достоверные, невозможные и случайные события, равновозможные события;
– понимание классической, геометрической и статистической модели вероятности.
Развитие мышления учащихся, т. е. формирование у них умений и навыков применения различных приёмов мыслительной деятельности, осуществляется следующими этапами:
– знакомство учащихся с отдельными мыслительными приёмами,
– выбор того или иного мыслительного приёма.
Критериями эффективности изучения программы рекомендую считать выработку чётких представлений о множестве чисел, умение объяснить необходимость расширения каждого множества. В качестве текущего контроля предлагаются тестирования, самостоятельные работы которые позволяют проследить усвоение материала.
Требования к усвоению учебного материала.
В результате изучения элективного курса “Мир языком цифр” учащиеся получают возможность знать и понимать:
- множества натуральных, целых, рациональных, действительных и комплексных чисел (необходимость расширения множеств);
- система счисления: позиционная и непозиционная;
- алгебраическая форма комплексного числа; сопряжённые числа; геометрическая интерпретация комплексного числа.
Уметь:
- переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную систему и наоборот;
- из чисел выделять натуральные, целые, рациональные и иррациональные;
- работать с арифметическим квадратным корнем (применяя понятие модуль числа) упрощая выражения повышенной сложности;
- выполнять действия с комплексными числами;
Содержание курса.
Школьный курс по математике не способен полностью систематизировать понятия числовых множеств. Элективный курс включает краткие сведения курса 5-10 классов общеобразовательной школы и ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу. Важным содержательным компонентом в современной системе непрерывного математического образования является раздел «Комбинаторика» .
Программа рассчитана на 34 часа
№№ | Тема | Кол-во часов | |
Древний мир языком цифр, история математики – 10ч |
6 | ||
1. | Старинные системы записи чисел | 1 | |
2. | Древний Египет и математика | 1 | |
3. | Математика в Междуречье | 1 | |
4. | Древний Китай | 1 | |
5. | Античная математика | 1 | |
6. | Новое время и математика | 1 | |
Введение в комбинаторику | 15 | ||
7. | Комбинаторные задачи. Правило умножения. | 2 | |
8. | Дерево вариантов. | 2 | |
9. | Факториалы. | 2 | |
10. | Обобщающий урок. Самостоятельная работа. | 1 | |
11. | Перестановки. | 2 | |
12. | Выбор двух элементов. – Числа Сⁿк. – Выбор трёх и более элементов. – Треугольник Паскаля. – Бином Ньютона. |
3 | |
13. | Решение задач. | 2 | |
14. | Проверочная работа (тест) | 1 | |
Случайные события и их вероятности | 13 | ||
15. | Классические понятия вероятных событий.
|
2 | |
16. | Статистическое понятие вероятности события.
|
2 | |
17. | Геометрическое понятие вероятности. – Многоугольники распределения данных. – Кривая нормального распределения. – Числовые характеристики выборки. |
3 | |
18. | Решение задач | 5 | |
19. | Зачетная работа | 1 |
Тема №1 Древний мир языком цифр
История математики. Старинные системы записи чисел.
Тема № 2. Введение в комбинаторику
Комбинаторные задачи. Правило умножения. Дерево вариантов. Факториалы. Перестановки. Выбор двух элементов. Числа Сⁿк. Выбор трёх и более элементов.
Треугольник Паскаля. Бином Ньютона.
Тема № 3. Случайные события и их вероятности
События достоверные, невозможные, случайные. Классические понятия вероятных событий. Статистическое понятие вероятности события. Геометрическое понятие вероятности. Схема Бернулли.
ЗАЧЁТ.
Литература:
1. Виленкин Н. Я. Индукция. Комбинаторика. Пособие для учителей. –М. : Просвещение, 1976.
2. Виленкин Н. Я. и др. «Алгебра и математический анализ» для 11 кл. –М. : Просвещение, 1993.
3. Гельфанд С. И. и др. Задачи по элементарной математике. Последовательности. Комбинаторика. Пределы. – М. : Наука, 1965.
4. Задачи по математике. Алгебра. Справочное пособие / Под ред. В. В. Вавилова. – М. : Наука, 1987.
5. Задачи по элементарной математике / Под ред. В. Б. Лидский и др. 1973.
6. История математики в школе 9-10 классы: Пособие для учителей / Г. И. –М. : Просвещение, 1983.
7. Лютикас В. С. Школьнику о теории вероятностей: Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 8-10 классов. –М. : Просвещение, 1983.
8. Макарычев Ю. Н. , Миндюк Н. Г. Алгебра. Элементы статистики и теории вероятностей: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов. –М. : Просвещение, 2003.
9. Сборник конкурсных задач по математике для поступающих в вузы / Под редакцией М. И. Сканави. – Москва: «Высшая школа»,1978.
10. Статья в газете-приложении к «Первому сентября» «Математика» А. Мордкович, П. Семёнов «События, вероятности, статистическая обработка данных». №34, 35, 41, 43, 44, 48/2002г. , 11, 17/2003г.
11. Ткачёв М. В. , Федоров Н Е. Элементы стохастики в курсе математики 7-9 классов основной школы // Математика в школе. – 2003. –№3.
12. Изучение теории вероятностей и статистики в школьном курсе математики. Программа для курсов повышения квалификации учителей // Математика в школе. – 2003. –№5.
13. Математика: Учебник / Под ред. Г. В. Дорофеева. –М. : Просвещение, 1983.
Метки: Математика