Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ В ПРАКТИКЕ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ В ПРАКТИКЕ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ В ПРАКТИКЕ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА

При всей отрадности факта своего существования, детская одарённость всегда является проблемой для учителя массовой школы. Образовательный стандарт не признаёт креативных разночтений, а методы обучения при всём их многообразии предполагают именно стандартный результат. Нужно ли учителю выбирать между сохранением и развитием индивидуальности и общим знаменателем? Вовсе нет, просто можно перестроить образовательный процесс так, чтобы в многообразии предлагаемых учебных действий каждый выбрал свой способ получения знаний в соответствии со своим типом одарённости.

В нашей средней общеобразовательной школе №8 г. о. Новокуйбышевск в течение 10 лет успешно действует программа «Одарённые дети». Она рассчитана на 2 года – третью ступень, и предполагает отбор учащихся с разными формами одарённости в класс в количестве 14 человек. Причём это не обязательно «круглые отличники» – они могут иметь выдающиеся организаторские и творческие способности, успехи в спорте, достижения в научно-исследовательской деятельности.

Цель учителя в таком классе – привести группу ярких индивидуальностей с разными формами одарённости и разными способностями к высокому результату обучения согласно образовательному стандарту, развивая при этом все стороны одарённости.

Практика показывает, что такой результат в принципе достижим. Следует отметить, что предмет «экономическая география» здесь открывает интересные возможности, т. к. в нём интегрированы знания естественной и гуманитарной областей. Изучение предмета предполагает широкий диапазон практических занятий, творческих работ, богатое информационное поле. К окончанию основной школы многие учащиеся это осознают, поэтому при составлении ИОТ география часто становится предметом по выбору.

Стратегия достижения обозначенной цели может быть выстроена следующим образом:

Изменение тематического планирования

Использование модульной технологии, расширение диапазона нестандартных форм обучения

Организация текущего контроля над достижениями каждого при использовании форм, стимулирующих развитие различных аспектов одарённости

Новое тематическое планирование. Оно должно быть изменено в сторону ускорения и обогащения одновременно. Это не означает, что в умные головы можно вкладывать бесконечный объём информации: она-то как раз остаётся в базовом объёме. Изменяется форма работы ней: ускорение означает сокращение времени на изучение информационного содержания тем курса, а обогащение – увеличение времени на задания проблемно-поискового, дискуссионного, творческого характера. При выполнении таких заданий информационное поле тоже будет насыщаться, но это уже будет целевое мотивированное движение.

Технологии обучения

В изучении географии, где мало «сквозных» тем, особенно эффективно построение планирования с применением технологии модульного обучения: изучение программы крупными модулями позволяет контролировать и учебный результат, и личные приращения учащихся, а так же планировать работу с учётом особенностей каждого из них.

Внутри модуля можно спланировать определённый набор форм работы:

лекция

семинар (дискуссия, мозговой штурм)

творческое задание

деловая игра

учебный проект

зачёт

Эти формы позволяют стимулировать проявление и развитие всех аспектов одарённости, вовлечь учащихся в различные виды деятельности и проявиться в разных качествах.

Для того, чтобы каждый мог «примерить» эти виды, на этапе деловой игры, творческой работы, проекта необходимо контролировать распределение ролей и зон ответственности и постоянно менять роли от модуля к модулю. Например, «креативный лидер» станет организатором в проекте и участником дебатов в деловой игре, где ему потребуется развитие коммуникативного и интеллектуального потенциала.

Для каждого модуля учителем составляется контрольная карта, где учитывается достигнутый уровень в каждом виде деятельности. По результатам каждого модуля для каждого ребёнка с разными формами одарённости (академической, интеллектуальной, творческой и коммуникативной) корректируется очередной набор форм деятельности.

В результате в ходе учебного процесса достигаются обе поставленные задачи – освоение базовых знаний и развитие различных аспектов одарённости у каждого ребёнка. Все учащиеся класса одарённых детей имеют итоговые оценки «отлично». Кроме того, и учитель, и ученики видят перспективу выполнения конкурсных работ разной направленности (участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, форумах).

Результаты участия, как правило, высоки – учащиеся ежегодно становятся победителями и призёрами олимпиад по географии, научно-практических конференций в секции «Экономическая география» на территориальном, областном, всероссийском и международном уровнях.

Не подлежит сомнению, что ключевой фигурой в создании образовательной среды, способствующей развитию творческой природы одаренного ребенка, является учитель.

В свою очередь, это предъявляет особые требования к его профессиональной и личностной подготовке. Здесь уже недостаточно высокой предметной подготовки, потому что обучение начинает приобретать развивающий характер. К сожалению, специальную квалификацию в этом направлении пока получить практически невозможно. Здесь даже вопрос не в совершенствовании методического мастерства – труднее всего даётся смена позиции, роли учителя, поэтому нужны в первую очередь тренинги, знания об особенностях разных видов одарённости, и только потом обучение созданию индивидуальных программ и эффективным технологиям.

Разумеется, проблема развития одарённости не решается в рамках одного предмета. Это результат усилий всего коллектива нашей школы в работе по реализации комплексной программы «Одарённые дети». Учитывая возрастающее внимание к этому направлению, хочется надеяться, что накопленный точечный опыт скоро станет обычной успешной практикой, формирующей интеллектуальную элиту нашей страны.

Краснова Л. В. ,

учитель географии,

МОУ СОШ №8,

«Образовательный центр» г. о. Новокуйбышевск Самарской области

Метки: Методический кабинет