Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Программа элективного курса «Категория состояни

Программа элективного курса «Категория состояни

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Цель данной программы – рассмотреть трудные случаи морфологии современного русского языка Акцент делается на трудности морфологического анализа слов, связанных с проблемой разграничения частей речи по совокупности присущих им признаков с учётом переходности в систему частей речи, с проблемами определения частных грамматических значений, форм их выражения и употребления.

Задачи курса нацелены на развитие интереса к изучаемому предмету.

В программе особое внимание темам «Категория состояния», « Наречие», их разграничению. Одной из причин недостаточного усвоения материала по данным темам является отсутствие необходимого количества уроков, отведённых на закрепление изученного.

В программе представлено примерное тематическое планирование данного курса с указанием количества часов, рекомендуемых на изучение каждой темы. Материал сопровождается заданиями, направленными на мотивацию учащихся к изучению русского языка.

ПРОГРАММА КУРСА «КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ».

Глагол как часть речи. Глагол: значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола. Основы и классы глаголов.

Инфинитив. Образование инфинитива. Формы инфинитива. Квалификация – ть/-ти как формообразующего суффикса. Инфинитивные формы на – чь. Видовая форма возвратных глаголов при морфологическом разборе.

Вид глагола. Видовые пары. Категория залога. Разные точки зрения на залог. Действительный, страдательный, возвратно-средний залог.

Переходные и непереходные глаголы. Глаголы возвратные. Многозначность постфикса –сь/-ся. Значение возвратных глаголов. Образование возвратных глаголов.

Наклонение – грамматическая категория глагола. Формы наклонений. Изъявительное, повелительное, сослагательное. Образование форм наклонений. Категория времени. Формы настоящего, будущего (простого и составного), прошедшего времени. Категория лица. Недостаточные глаголы, изобилующие, безличные. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы.

Глагольные формы. Причастие. Признаки прилагательного ( род, число, падеж, синтаксическая функция)и (вид, время, залог, возвратность, переходность, синтаксическая функция) у причастия.

Причастие. Образование причастий. Действительные причастия прошедшего и настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего и настоящего времени. Адъективация. Субстантивация.

Деепричастие. Глагольные (значение, вид, возвратность, залог, синтаксическая функция, глагольное управление) и наречные (неизменяемость, примыкание к глаголу, синтаксическая функция ) признаки деепричастия.

Образование деепричастия. Деепричастия совершенного вида. Деепричастия несовершенного вида. Адвербиализация.

Наречие как часть речи. Адъективация наречий. Разряды наречий. Степени сравнения наречий. Особенности морфологического разбора наречий. Наречия , омонимичные словам других частей речи

Категория состояния. Понятие категории состояния. Образование. Синтаксическая роль.

Категория состояния и слова других частей речи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Название занятия.

Кол-во часов.

Формы контроля.

1

Глагол: значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола.

1 час

Индивидуальная и групповая работа, тест.

2.

Инфинитив. Образование инфинитива.

1 час

Практические занятия.

3.

Категория вида. Категория залога.

1 час

Работа в парах.

4.

Переходные и непереходные глаголы. Глаголы возвратные.

1 час

Самостоятельная работа.

5.

Категория лица и времени, наклонение.

2часа

Тест.

6.

Практическая работа.

1 час

Упражнения.

7.

Глагольные формы. Причастие. Признаки прилагательного и глагола у причастия.

2 часа

Работа в парах. Тест.

8.

Образование причастий.

2 часа

Работа в парах. тест.

9.

Деепричастие. Глагольные и наречные признаки деепричастия. Образование деепричастия.

2 часа

Работа в парах. Тест

10.

Практическая работа.

1 час

Упражнения.

11.

Наречие: значение, морфологические признаки и синтаксические функции наречия.

1 час

Тренировочные упражнения.

12.

Разряды наречий по их значению.

2 часа

Тест.

13.

Категория состояния.

2 часа

Тест, упражнения.

14.

Практическая работа.

1 час

Упражнения, итоговый тест.

ИТОГО: 20 часов

7. Придумать предложение с данными глаголами: Вытянете – вытяните, выгребете – выгребите, привыкнете – привыкните, окликните – окликнете, выметете – выметите, выполете – выполите, не замерзнете – не замерзните, выйдете – выйдите.

8. Образовать повелительное наклонение от глаголов стоящих в скобках.

(Взглянуть) наверх. ( Выйти) в сад. (Слышать) радио. (Видеть) небо. (Стереть) с доски. (Не тронуть) его. (Высыпать) всю мелочь. (Взвесить) сахар. (Ходить) медленно. (Лечь) пораньше . (Не класть) сюда ничего. (Слезать) с крыши. (Положить) на место книги.

9. Определить, от какого глагола образовано причастие.

Выбравшиеся на поляну охотники; утоляющее боль лекарство; заблудившиеся в лесу ребята; знамя, развевающиеся на ветру; поезд, приближающийся к станции; помутневшее стекло.

10. В следующих словосочетаниях найти глаголы, от которых образованы причастия, указать их спряжения.

Значащийся в поисках, мыслящий человек, зависящий от погоды, участвующий в демонстрации, трепещущий листок, веющий ветерок, готовящийся к экзамену, покоящийся на лаврах, кроющий крышу, огнедышащая лава, тревожащий звук, будоражащая музыка, рушащееся здание, дорогостоящая техника, колышущийся тростник.

11. Заменить деепричастия спрягаемыми формами глагола, образовать сложное предложение, подчеркнуть главные члены: По стремительной зеленоватой воде плыли, покачиваясь и обгоняя друг друга, бревна. – По стремительной зеленоватой воде плыли, бревна, они покачивались и обгоняли друг друга.

1) Мальчик долго лежал в темноте, прижавшись к подушке и стараясь заснуть.

2) Печально садилось осеннее солнце, заливая прощальным светом уже убранные поля.

3) Свежий весенний ветер пронесся по лугам, пригибая к земле длинные стебли трав.

4) Осенью березки сбросили листву, покрыв золотым ковром всю землю.

12. Образуйте неопределенную форму глагола:

Выходим, выйдем; утешаем, утешим; решимся, решаемся; обидим, обижаем; отличаем, отличим; отпускаю, отпущу; оставляю, оставить; уступаю, уступлю; кончаю, кончу; объявляю, объявлю; совершу, совершаю; заставляю, заставлю, отделяюсь, отделюсь, прекращаю, прекращу; разбираюсь, разберусь; уделяю, уделяю; повышу, повышаю; улучшаю, улучшу; отойду, отхожу; уеду, уезжаю; толкаю, толкну; лягу, ложусь; столкнусь, сталкиваюсь; сошлюсь, ссылаюсь; считаю, сочту.

13. Подобрать к данным глаголам синонимы (тоже в неопределенной форме).

Робеть(бояться), аргументировать(доказывать), покоряться(повиноваться), мотивировать(обосновывать), командировать(посылать), реставрировать(восстанавливать), экспортировать(вывозить), импортировать(ввозить), дискутировать(спорить), стимулировать(побуждать), пенять(упрекать), уповать(надеяться), штудировать(изучать), холить(нежить, лелеять), усердствовать(стараться), оппонировать(возражать).

14. Образуйте неопределенную форму глагола.

Выходим, выйдем; утешаем, утешим; решимся, решаемся; обидим, обижаем; отличаем, отличим; оставляю, оставить; уступаю, уступлю; кончаю, кончу; объявляю, объявлю; совершу, совершаю; заставляю, заставлю; отделяю, отделюсь; прекращаю, прекращу; расширяю, расширю; уделяю, уделю; повышу, повышаю; улучшаю , улучшу; отойду, отхожу; толкаю, толкну; лягу, ложусь; столкнусь, сталкиваюсь; считаю, сочту.

15. Из данного текста выписать в два столбика словосочетания с переходными и непереходными глаголами, определить падеж существительного: Вера пришла из школы и убрала комнату.

Непереходные глаголы.

Переходные глаголы.

Пришла из школы (р. п. ).

Убрала комнату (в. п. ).

1) Молодые листочки берез всегда радовали меня своей нежностью. Ребята посадили эти березки, когда учились в школе.

2) В воздухе уже не чувствуется пронизывающей сырости.

3) В открытое окно врывался шум улицы.

4) Я вернул книгу, как только ее прочитал.

5) Он стоял у забора и держал на поводке собаку.

16. Выписать глаголы в три столбика. С одним из глаголов составить предложение.

Глаголы, которые могут быть переходными и непереходными.

Глаголы, всегда переходные.

Глаголы, всегда непереходные.

Готовить, строить, обесславить, колоться, зависеть, обесцветить, выздороветь, обезвредить, приближаться, одобрить, обезболить, состариться, обесценить, прояснить, развесить, клеить, трясти, обеспечить, ограничить, опротиветь.

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ.

  1. Укажите различия в значении однокоренных слов, определите их принадлежность к разным частям речи.

Жалко старика. Жалею старика. Жалкий старик. Он жалко улыбался. Меня охватила жалость к старику.

  1. Выпишите слова категории состояния, произведите их полный морфологический разбор.

1) Еще свежо, но чувствуется близость жары.

2) Мне в сугробе горе, а ребятам смех.

3) Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца.

4) И страшно взор его сверкает.

5) Стыдно сказать, а грех утаить.

3. Определите, к какой части речи относится сравнительная степень (прилагательного, наречия, категория состояния). Ответ мотивируйте.

Веселее и просторнее стало, и усталость куда-то девалась. Человек твёрже камня, нежнее цветка. На душе становилось всё тяжелее и тяжелее. Чуть прижмёшь покрепче – скалят зубы по-волчьи. Павел говорил всё чаще, больше, всё громче спорил – и худел. Лучше всего было в лесах. Труднее всего вспомнить, когда это началось.

НАРЕЧИЕ.

1. К данным словам подберите наречия разных семантических разрядов. Образец: говорить– сегодня (времени), дома (места).

Отвечать, делать, смелый, осмысленно, идти, мудрый, красиво.

2. Определите, от каких частей речи и каким способом образованы следующие наречия:

Актуально, задолго, заживо, добела, певуче, раздражающе, по– медвежьи, шагом, наедине, вдребезги, наотрез, утром, где– то, бодряще, вплотную, вслух, сухо-насухо.

3. Образуйте сравнительную и превосходную ( если возможно )степени качественных наречий всеми возможными способами. Составьте предложения с этими формами.

Красиво говорить, вольно дышать, хорошо работать, рано вставать, зорко смотреть, резко оборвать, строго приказать.

4. Найдите степени сравнения прилагательных и наречий. Установите, чем различаются.

В этот вечер Казбич был угрюмее, чем когда– либо. Стал ненастней и темней низкий горизонт. Мороз сильней, пустынней путь, чем Дале на восток. Все чаще я по городу брожу, всё чаще вижу смерть.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ.

1. Определите, от основ каких глаголов и с помощью каких суффиксов образованы деепричастия.

Встав– вставши, возвращаясь– возвратившись, кусая – кусаясь, собрав – собирая, сказав– говоря, встревожив – встревожившись.

2. Определите, какими частями речи являются выделенные слова, ответ обоснуйте.

Будучи ребёнком он хотел стать актёром. Я молча дал знак матушке и Марье Ивановне удалиться в угол. Мы ехали рядом, молча, распустив поводки. Несмотря на усталость , я не уходил с верхней палубы. Попроси ты от меня хоть казну, хоть чин боярский, хоть коня с конюшни царской.

ПРИЧАСТИЕ.

1. Образуйте от глаголов действительные и страдательные причастия настоящего времени.

Бросать, изучать, удивляться, сооружать, раскрыть, красоваться.

2. . Образуйте от глаголов действительные и страдательные причастия прошедшего времени.

Засеять, взбираться, охладить, возвратиться.

3. Выпишите отдельно сочетания с обычными причастиями и с адъективированными причастиями , определите, каким путём произошла адъективация.

Открытая дверь, любящие глаза, извиняющаяся улыбка, сушёные грибы, уверенный ответ, потускневшее лицо, врожденные способности.

ИНФИНИТИВ.

1. Определите синтаксическую роль инфинитива в предложениях.

Над старостью смеяться грех. Отдыхать на берегу моря – прекрасно. Я думал, сердце позабыло способность лёгкую страдать. Он отказался сесть. Я от души рада пожать вам руку. Птице петь не запретишь.

2. Производя морфологический разбор формы инфинитива в предложении

Очень важно изучать историю своего народа, студент указал след. Признаки : несов. вида, невозвратн. , переходн. , действит. , залог, настоящ. , врем. , изъявит. наклон. , сказуем. .

Какие ошибки он допустил? Обоснуйте свой ответ.

ПЕРЕХОДНЫЕ И НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ.

1. Вставьте пропущенные буквы. Установите различие между выделенными глаголами, определите их переходность / непереходность.

Лесной пожар обезлес…л наш край. За последние годы равнина обезлес…. ла. Тяжёлая работа утомила и обессил…ла меня. Совершая многодневный перелёт со своих зимних становищ на родину, птицы совсем обессил…ли.

2. Докажите переходность или непереходность глаголов в следующих предложениях, указав семантические, морфологические, синтаксические особенности их употребления.

Усков разрешил ему жить в беседке, в комендантском саду. Жизнь прожить – не поле перейти. Туда Аксинья подавала им есть и пить. Проснувшись, он понял, что поезд стоит в пути. Стать человеком – вот что завещал отец. Танцевала она грандиозно.

КАТЕГОРИЯ ЗАЛОГА.

1. Определите залог глаголов. Выявите значения возвратно– среднего залога. Укажите глаголы вне залога, установите причину отсутствия залога.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж. В тихом омуте черти водятся. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Всяк кулик своё болото хвалит. Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай. Новая метла чисто метёт. Чины людьми даются, а люди могут обмануться.

КАТЕГОРИЯ НАКЛОНЕНИЯ.

1. Определите наклонение глагола. Отметьте случаи употребления форм одного наклонения в значении другого.

Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Ему бы в сторону броситься, а он возьми да прямо и побеги. Едва ли бы старик нашёл, что ответить ему. Я сыграла бы что-нибудь. Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. Выпади снег– всё помёрзнет. Перекурим, ребята. Пусть приходит – поговорим. Давайте вместе подумаем, как решается эта задача.

КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ.

1. Образуйте от данных глаголов форму мужского, женского, среднего рода прошедшего времени. Расставьте ударение.

Подняться, начать, создать, драться, обнять, спать, вить, лить, слыть, рвать, занять.

КАТЕГОРИЯ ЛИЦА.

1. Выделите собственно безличные глаголы и глаголы, которые в зависимости от контекста могут употребляться то как личные, то как безличные. Составьте с ними предложения.

Прозвучало, потеплело, прижало, морозит, думается, вечереет, парит, теплеет, спится, живётся, рассвело, смеркается.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Авилова Н. С. Вид глагола и семантика глагольного слова // М. : Наука,1976.
  2. Баудер А. Я. Части речи – структурно– семантические классы слов в современном русском языке. // Таллин: Валгус, 1982.
  3. Бондарко А. В. Грамматические категории и контекст. //Л. Наука,1971.
  4. Бондарко А. В. Вид и время русского глагола: Значение и употребление// М. : Просвещение,1971.
  5. Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии // М. :Просвещение,1976.
  6. Буланин Л. Л. ,Бондарко А. В. Русский глагол. // Просвещение,1967.
  7. Виноградов В. В. Русский язык:Грамматическое учение о слове. Изд. -2-ое//М. :Высшая школа,1972.
  8. Грамматика современного русского литературного языка //М. :Наука,1970.
  9. Клобуков Е. В. Теоретические проблемы русской морфологии.
  10. Краткая русская грамматика. Под. ред. Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина // М. : Русский язык,1989.
  11. Нуждова В. М. Трудные случаи морфологии. Учебно-практическое пособие. Новокузнецк,2001.
  12. Мигирян В. Н. Очерки по теории процессов переходности в русском языке // Бельцы,1971.
  13. Мучник И. П. Грамматические категории глагола и имени в современном русском литературном языке. // М. : Наука,1971.
  14. Никитевич В. М. Грамматические категории в современном русском языке. //М. :Учпедгиз,1963.
  15. Современный русский язык. Морфология :Курс лекций / Под ред. В. В. Виноградова //М. :изд-во МГУ,1952.
  16. Современный русский литературный язык :Анализ языковых единиц / под ред. П. А. Леканта// М. :Высшая школа,1982.
  17. Сунин О. П. Общая теория частей речи // М. :Л. :Наука. 1966.
  18. Супрун А. Е. Части речи в русском языке // М. : Просвещение,1971.
  19. Чеснокова Л. Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора // М. :1991.
  20. Шанский Н. М. , Тихонов А. Н. Современный русский язык //М. :Просвещение,1981,ч. 2.
  21. Щерба Л. В. О частях речи в русском языке/ Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку // М. : Учпедгиз,1957.

Метки: Методический кабинет