Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Элективный курс «Духовно-нравственные ценности в русской и зарубежной литературе»

Элективный курс «Духовно-нравственные ценности в русской и зарубежной литературе»

PDF Печать E-mail

Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы системы образования. Само образование рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвития личности. В этих условиях появляется новый идеал образованного человека – человека, обладающего духовной культурой.

Развитие педагогических технологий оказывает заметное влияние на подход преподавателей к самому объекту и субъекту воздействия по-новому. С переходом современной школы на проектный метод меняется образовательная цель: важным становится обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности. Обучающийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия; результатом – активная, творческая деятельность обучающегося. Гуманитарное образование помогает человеку найти самого себя, создает его культурное поле, то есть берет на себя груз проблем мировоззренческого, общекультурного, духовного и интеллектуального развития личности. Не перестаёт быть актуальной проблема духовно-нравственного воспитания современного школьника. Школьный возраст – время, когда закладываются основы духовной личности. Со времён К. Ушинского школа является местом, где ребёнок не только учится читать, писать, считать и рассуждать, но и приобретает нравственно-этические устои. Воспитать ребёнка в соответствии с нормами нравственности, а также приобщить к добру его разум и душу – задача не из лёгких. Искажённые духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, эротики, алчности в средствах массовой информации, тяжёлые социальные условия, разрушение семейного уклада тяжёлым грузом ложатся на детские души. Повышенная нервность, возбудимость, эмоциональная неустойчивость, склонность к конфликтам, жестокость –типичные симптомы, встречающиеся у восьми из десяти детей. Следовательно, современная школа должна найти способы противостоять внедрению в души детей вирусов жестокости и эгоизма. Говоря словами о. Василия Зеньковского «Основная задача нашего времени – дать возможность всем детям пережить нормально своё детство».

Факультативный курс «Духовно-нравственные ценности русской и зарубежной литературы» зародился из потребности помочь учащимся не просто послушать о нравственности, а через переживание ситуации усвоить принципы добра, справедливости, душевной чистоты.

Пояснительная записка

1. Цель и задачи курса.

Воспитание подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре является сверхзадачей курса

Целью проведения факультативных занятий является воспитание высоконравственной, ответственной, творческой, инициативной личности, свободно ориентирующейся в современном мире, способной к принятию ответственных самостоятельных решений, высокогражданственной на основе общечеловеческих нравственных ценностей, а особенно ценностей отечественной православной культуры через рассмотрение произведений отечественных и зарубежных авторов с точки зрения нравственной проблематики произведений

Основные задачи:

· уметь выделять в произведении духовно-нравственную проблематику, рассматривать проблематику через систему образов, сюжет , пространственно-временную организацию произведения и т. п. ;

· ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей;

· иметь представление о русской духовной литературе, её традиционных жанрах, приёмах передачи нравственной проблематики через текст;

· определять композиционную и стилистическую структуру текста;

· мотивировать идейным смыслом и художественной структурой произведения эмоциональное впечатление от него и картины, возникающие при чтении в воображении читателя;

· от анализа одного аспекта (духовно-нравственной проблематики) текста подниматься до концепционного осмысления художественного произведения в целом.

3. Методы и приёмы обучения.

Занятия построены на основе технологии критического мышления и игровых технологий. Текст изучается совместно с учителем через прием чтения с остановками. Затем перед учащимися ставится проблемный вопрос, касаемый нравственной проблематики. Рассмотрение материала происходит как в традиционной форме в виде эвристической беседы, так и в нетрадиционной форме в виде игр, викторин, соревнований между группами, уроков-судов, дискуссий.

Факультативный курс по литературе «Духовныо – нравственные ценности русской и зарубежной литературы» 6 – 7 классы

6 класс

№ урока

п/п

Тема урока

Дата

Примечание

1.

Введение. Нескучный разговор о нравственности

Проблема добра и зла в авторской сказке

2.

Непростой мир сказок В. Гауфа

3.

Противостояние жестокости в сказке «Маленький Мук»

4.

Проблема толерантности в сказке «Карлик Нос»

5.

Проблема человеческого счастья в сказке «Холодное сердце»

6.

Проблема милосердия и сострадания в сказке О. Уайлда «Мальчик– звезда»

7.

Проблема милосердия и сострадания в сказке О. Уайлда «Мальчик– звезда»

8.

Проблема ответственности за окружающий мир в сказке А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»

9.

Г. -Х . Андерсен – великий датский сказочник. Сказка о человеческом достоинстве «Тень»

10.

Г. -Х . Андерсен – великий датский сказочник. Сказка о человеческом достоинстве «Тень»

11.

Великий русский сказочник В. Жуковский. Непереводные самобытные сказки Жуковского – нравственный урок детям

12.

Отвага и мужество в сказке В. Жуковского «Иван-царевич и серый волк» и в балладе «Кубок»

13.

Саша Черный – сказочник-рыцарь

14.

Тема сострадания в сказке "Отчего Моисей не улыбался, когда был маленький"

15.

Конфликт приводит к беде (сказка «Мирная война» )

16.

Игра– обобщение по изученным сказкам

Русская житийная литература

17.

Житие как жанр духовной литературы

18.

Нравственные принципы в «Сказании о Борисе и Глебе»

19.

Трудовой подвиг монаха в «Житиии Феодосия Печерского»

20.

Трудовой подвиг монаха в «Житиии Феодосия Печерского»

21.

Путь праведника в «Житии Сергия Радонежского»

22.

Путь праведника в «Житии Сергия Радонежского»

23.

Образ идеальной женщины в «Повести об Ульянии Осорьиной»

24.

Образ идеальной женщины в «Повести об Ульянии Осорьиной»

25.

Юшка – святой человек, живший по законам праведника. Черты житийной литературы в рассказе А. Платонова «Юшка»)

26.

Юшка – святой человек, живший по законам праведника. Черты житийной литературы в рассказе А. Платонова «Юшка»)

27.

Урок-обобщение по традициям житийной литературы

Праздничные рассказы

28.

Рассказ к празднику со счастливым концом

29.

Святочный рассказ «Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса

30.

Название как отражение идеи в рассказе Н. Лескова «Зверь»

31.

Нравственная проблематика рассказа «Зверь»

32.

Несчастливый ли конец у святочного рассказа Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

33.

Несчастливый ли конец у святочного рассказа Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

34.

Заключительный урок. Итоги года


7


7 класс

№ урока

п/п

Тема урока

Дата

Примечание

1.

Введение. Общечеловеческие ценности в литературе

Праздничные непраздничные рассказы

2.

Л. Андреев – автор рассказов с нравственной тематикой

3.

Общечеловеческие ценности в рассказе Л. Андреева «Баргамот и Гараська»»

4.

Мечта и реальность в рассказе «Ангелочек»

5.

Печальный рассказ «Гостинец» о хрупкости бытия и человеческого счастья

6.

Проблема веры и безверия в рассказе «Жизнь Василия Фивейского»

7.

Проблема веры и безверия в рассказе «Жизнь Василия Фивейского»

8.

Святочный рассказ-антиутопия «Не может быть» Н. Колосова

9.

Рассказ И. А. Бунина «Чистый четверг»

Духовная поэзия

10.

Библия – источник вдохновения поэтов

11.

Псалтирь – песни Давидовы

12.

Переложение Псалмов М. Ломоносовым

13.

Псалтирь и поэзия Г. Р. Державина

14.

Псалтирь и поэзия Г. Р. Державина

15.

Псалтирь и поэзия Г. Р. Державина

16.

Духовная поэзия П. П. Ершова

17.

Духовная поэзия П. П. Ершова

18.

Тема нравственности и христианства в поэзии А. С. Пушкина

19.

Тема нравственности и христианства в поэзии А. С. Пушкина

20.

Поэтический мир И. Бродского – размышление о нравственности

21.

Представление о Божественном в поэзии К. Кедрова

22.

Представление о Божественном в поэзии К. Кедрова

Нравственная проблематика в повести

23.

И. Шмелев – возвращенный писатель

24.

Образ русского художника в повести «Неупиваемая чаша»

25.

Образ русского художника в повести «Неупиваемая чаша»

26.

Ощущение радости в повести «Лето Господне»

27.

Ощущение радости в повести «Лето Господне»

28.

Нравственная проблематика в повести «Богомолье»

29.

Нравственная проблематика в повести «Богомолье»

30.

Проблема сострадания и бессердечия в повести В. Троепольского «Белый Бим – Черное ухо»

31.

Проблема сострадания и бессердечия в повести В. Троепольского «Белый Бим – Черное ухо»

32.

Противостояние подростковой жестокости в повести В. Железнова «Чучело»

33.

Противостояние подростковой жестокости в повести В. Железнова «Чучело»

34.

Заключительный урок. Итоги года


Список литературы

1. Басовская Е. Н. Личность – общество – мироздания в русской словесности. Экспериментальный учебник -– М. : Интерпракс, 1994 –432с.

2. Библия. Книги Священного Писания Ветхаго и Новаго Завета канонические. В русском переводе с параллельными местами.

3. Ботникова А. Б. У истоков жанра немецкой романтической сказки. // Поэтика литературы и фольклора. – Воронеж: Воронежский ГУ, 1980. – С. 5 – 23.

4. Брангис Е. П. Сказки В. Гауфа//От Эзопа до Джани Родари. – М. :Просвещение, 1965. -С. 62-65.

5. Герцен А. И. Былое и думы. – М. : Художественная литература, 1988.

6. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. – М. : Просвещение, 1966. – 356 с.

7. Державин Г. Р. Сочинения. – М. : Правда, 1985. – 576 с.

8. Древнерусская литература. – М. : Дрофа: Вече, 2003. —476 с.

9. История средних веков: Учебник. / Авт. – сост. Гуревич А. Я. ,

10. Кирякова Л. В. «Мальчик у Христа на елке» Ф. М. Достоевского и «Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса // Литература в школе. – 2003. –№ 5. – С. 37.

11. Копытцева Н. М. Святочный рассказ Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» // Литература в школе. – 2003. – № 5. – С. 35–36.

12. Кретова А. Дядя Скрудж и дядя Страх в «Рождественской песни в прозе» Ч. Диккенса и в святочном рассказе Лескова «Зверь» // Литература. – 2001. – № 1 (янв. ). – С. 2–4.

13. Кретова А. Ночь под Рождество с Лесковым // Литература. – 1996. – № 2. – С. 8–9.

14. Лихачёв Д. С. Избранные работы: В 3 тома . Л. : Наука, 1987.

15. Морозов Н. Г. Традиции святоотеческой духовности в повести И. С. Шмелева «Лето Господне».

16. Осанова Н. Н. Урок внеклассного чтения по рассказу А. И. Куприна «Тапер» // Литература в школе. – 2001. – № 1. – С. 76–79.

17. Псалтирь в староотеческом изъяснении. / Сост. Житомирский женский монастырь святой Анастасии Римляныни – Житомир: НИ-КА, 2005. – 593 с.

18. Романов Б. Поэты, пророки, цари. Ветхий Завет в русской поэзии. // Лепта. – 1994 -– №20 – С. 156—161.

19. Федотов Г. Святые Древней Руси. М. : Вече, 1998. – 435 с.

20. Харитонович Д. Э. -– М. : Интерпракс, 1995 –352 с.

21. Чередниченко М. В. Духовная лирика XVIII века. // Открытый урок по литературе / Сост. Карпов И. П. , Старыгина Н. Н. – М. : Московский лицей, 2001. – С. 145-155.

Обновлено ( 24. 09. 2013 12:02 )

Метки: Методический кабинет