Элективный курс «Духовно-нравственные ценности в русской и зарубежной литературе»
Элективный курс «Духовно-нравственные ценности в русской и зарубежной литературе»
В помощь учителю
|
Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы системы образования. Само образование рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвития личности. В этих условиях появляется новый идеал образованного человека – человека, обладающего духовной культурой. Развитие педагогических технологий оказывает заметное влияние на подход преподавателей к самому объекту и субъекту воздействия по-новому. С переходом современной школы на проектный метод меняется образовательная цель: важным становится обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности. Обучающийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия; результатом – активная, творческая деятельность обучающегося. Гуманитарное образование помогает человеку найти самого себя, создает его культурное поле, то есть берет на себя груз проблем мировоззренческого, общекультурного, духовного и интеллектуального развития личности. Не перестаёт быть актуальной проблема духовно-нравственного воспитания современного школьника. Школьный возраст – время, когда закладываются основы духовной личности. Со времён К. Ушинского школа является местом, где ребёнок не только учится читать, писать, считать и рассуждать, но и приобретает нравственно-этические устои. Воспитать ребёнка в соответствии с нормами нравственности, а также приобщить к добру его разум и душу – задача не из лёгких. Искажённые духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, эротики, алчности в средствах массовой информации, тяжёлые социальные условия, разрушение семейного уклада тяжёлым грузом ложатся на детские души. Повышенная нервность, возбудимость, эмоциональная неустойчивость, склонность к конфликтам, жестокость –типичные симптомы, встречающиеся у восьми из десяти детей. Следовательно, современная школа должна найти способы противостоять внедрению в души детей вирусов жестокости и эгоизма. Говоря словами о. Василия Зеньковского «Основная задача нашего времени – дать возможность всем детям пережить нормально своё детство». Факультативный курс «Духовно-нравственные ценности русской и зарубежной литературы» зародился из потребности помочь учащимся не просто послушать о нравственности, а через переживание ситуации усвоить принципы добра, справедливости, душевной чистоты.
Пояснительная записка 1. Цель и задачи курса. Воспитание подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре является сверхзадачей курса Целью проведения факультативных занятий является воспитание высоконравственной, ответственной, творческой, инициативной личности, свободно ориентирующейся в современном мире, способной к принятию ответственных самостоятельных решений, высокогражданственной на основе общечеловеческих нравственных ценностей, а особенно ценностей отечественной православной культуры через рассмотрение произведений отечественных и зарубежных авторов с точки зрения нравственной проблематики произведений Основные задачи: · уметь выделять в произведении духовно-нравственную проблематику, рассматривать проблематику через систему образов, сюжет , пространственно-временную организацию произведения и т. п. ; · ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей; · иметь представление о русской духовной литературе, её традиционных жанрах, приёмах передачи нравственной проблематики через текст; · определять композиционную и стилистическую структуру текста; · мотивировать идейным смыслом и художественной структурой произведения эмоциональное впечатление от него и картины, возникающие при чтении в воображении читателя; · от анализа одного аспекта (духовно-нравственной проблематики) текста подниматься до концепционного осмысления художественного произведения в целом.
3. Методы и приёмы обучения. Занятия построены на основе технологии критического мышления и игровых технологий. Текст изучается совместно с учителем через прием чтения с остановками. Затем перед учащимися ставится проблемный вопрос, касаемый нравственной проблематики. Рассмотрение материала происходит как в традиционной форме в виде эвристической беседы, так и в нетрадиционной форме в виде игр, викторин, соревнований между группами, уроков-судов, дискуссий.
Факультативный курс по литературе «Духовныо – нравственные ценности русской и зарубежной литературы» 6 – 7 классы
6 класс
1. Басовская Е. Н. Личность – общество – мироздания в русской словесности. Экспериментальный учебник -– М. : Интерпракс, 1994 –432с. 2. Библия. Книги Священного Писания Ветхаго и Новаго Завета канонические. В русском переводе с параллельными местами. 3. Ботникова А. Б. У истоков жанра немецкой романтической сказки. // Поэтика литературы и фольклора. – Воронеж: Воронежский ГУ, 1980. – С. 5 – 23. 4. Брангис Е. П. Сказки В. Гауфа//От Эзопа до Джани Родари. – М. :Просвещение, 1965. -С. 62-65. 5. Герцен А. И. Былое и думы. – М. : Художественная литература, 1988. 6. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. – М. : Просвещение, 1966. – 356 с. 7. Державин Г. Р. Сочинения. – М. : Правда, 1985. – 576 с. 8. Древнерусская литература. – М. : Дрофа: Вече, 2003. —476 с. 9. История средних веков: Учебник. / Авт. – сост. Гуревич А. Я. , 10. Кирякова Л. В. «Мальчик у Христа на елке» Ф. М. Достоевского и «Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса // Литература в школе. – 2003. –№ 5. – С. 37. 11. Копытцева Н. М. Святочный рассказ Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» // Литература в школе. – 2003. – № 5. – С. 35–36. 12. Кретова А. Дядя Скрудж и дядя Страх в «Рождественской песни в прозе» Ч. Диккенса и в святочном рассказе Лескова «Зверь» // Литература. – 2001. – № 1 (янв. ). – С. 2–4. 13. Кретова А. Ночь под Рождество с Лесковым // Литература. – 1996. – № 2. – С. 8–9. 14. Лихачёв Д. С. Избранные работы: В 3 тома . Л. : Наука, 1987. 15. Морозов Н. Г. Традиции святоотеческой духовности в повести И. С. Шмелева «Лето Господне». 16. Осанова Н. Н. Урок внеклассного чтения по рассказу А. И. Куприна «Тапер» // Литература в школе. – 2001. – № 1. – С. 76–79. 17. Псалтирь в староотеческом изъяснении. / Сост. Житомирский женский монастырь святой Анастасии Римляныни – Житомир: НИ-КА, 2005. – 593 с. 18. Романов Б. Поэты, пророки, цари. Ветхий Завет в русской поэзии. // Лепта. – 1994 -– №20 – С. 156—161. 19. Федотов Г. Святые Древней Руси. М. : Вече, 1998. – 435 с. 20. Харитонович Д. Э. -– М. : Интерпракс, 1995 –352 с. 21. Чередниченко М. В. Духовная лирика XVIII века. // Открытый урок по литературе / Сост. Карпов И. П. , Старыгина Н. Н. – М. : Московский лицей, 2001. – С. 145-155. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обновлено ( 24. 09. 2013 12:02 ) |
Метки: Методический кабинет