Межпредметный элективный курс "Россия в поликультурном мире"
Межпредметный элективный курс "Россия в поликультурном мире"
Пояснительная записка
Элективный граждановедческий курс для учащихся 10-11 класса, посвященный одной из важных современных проблем общества – поликультурности и мультикультурности современного мира в целом и России в частности.
Главной целью курса является формирование систематизированного и целостного представления о поликультурном мире, как о мире добрососедства культур; дающем возможности самореализации при сохранении взаимосвязи с родным языком и культурой и способствующем бесконфликтной идентификации личности в многокультурном обществе и его интеграции в поликультурное мировое пространство.
Актуальность изучения данного курса диктуется логикой развития общества и потребностями современного образования в условиях введения ФГОС. Курс может рассматриваться как факультативная часть нового учебного предмета «Россия в мире».
Задачи курса:
1. Выйти за рамки личностной сферы по отношению к рассматриваемым проблемам в более глобальную (государства и мира), ответить на вопросы «почему так?» и «что надо делать?».
2. Рассмотреть многонациональную Россию и поликультурный мир как результат многолетней человеческой деятельности.
3. Выстроить знания о современном поликультурном мире в стройную схему, понять пространственную логику развития человеческого общества и выявить место человека в ней.
4. Развивать базовые метапредметные способности учащихся, такие как выделение логических связей, понимание, коммуникация, рефлексия, действие.
5. Способствовать формированию у учащихся гражданской идентичности и системы ценностей, базирующихся на принципах понимания и уважения иных национальных культур и конфессий.
Ожидаемый результат:
Учащийся:
– понимает важность сохранения и приумножения мировых и национальных культурных достижений и ценностей;
– характеризует терпимость и компромисс как основу сосуществования и сотрудничества в поликультурном обществе;
– определяет роль национальных общин в многонациональном обществе;
– приводит примеры сходства и разнообразия национальных культур, религий;
– находит пути решения конфликтных ситуаций, возникающих на межнациональной и межконфессиональной почве;
– оценивает межконфессиональные отношения и их влияние на жизнь в поликультурном обществе.
Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой.
Содержание элективного курса предлагает учащимся следующие возможности самоопределения, как например, выбор:
- объектов изучения;
- форм и видов текущих и итоговой работы;
- тем и форм представления итоговой работы.
Основными методами обучения являются:
– проблемно-поисковый метод изложения нового материала, направленный на творческое осмысление и принятие излагаемых учителем позиций,
– беседы с элементами дискуссий,
– интерактивные методы обучения.
Учебно-тематическое планирование и методическое обеспечение
№ | Тема занятия | Часы | Форма занятий |
1 | Введение в курс и проектную деятельность. Особенности выполнения проектов. Деление на творческие группы | 1 | Практикум//мозговой штурм |
2 | Понятие поликультурности и мультикультурности. Информационное общество | 1 | Лекция |
3 | Теория пассионарности Л. Н. Гумилева | 1 | Лекция/практикум |
4 | Древние цивилизации | 1 | урок – диалог |
5 | Происхождение религии | 1 | урок– диалог, дебаты |
6 | Мировые религии | 1 | урок-диалог |
7 | Национальные религии и традиционные верования | 1 | урок– диалог, работа с текстом |
8 | Историко – культурные районы мира | 1 | урок – диалог, работа с картами |
9 | Историко – культурное, природное и духовное наследие мира | 2 | урок – диалог, работа с материалами сети Интернет
|
10 | Россия: особый тип мультиэтнической цивилизации | 1 | Лекция |
11 | Национальный и кофессиональный состав России | 1 | работа со статистическим материалом, урок – диалог |
12 | Историко – культурное, природное и духовное наследие России | 2 | урок – диалог, работа с материалами сети Интернет
|
13 | Заключительное занятие. Защита проектов: «Молодежи мира – культуру мира» | 2 | Практикум |
Итого 16 часов
Основное содержание курса
1. Введение в курс и проектную деятельность
Введение в тематику курса. Деление на группы. Первичный выбор темы проекта. Диагностика ожиданий учащихся от изучения курса (мозговой штурм)
2. Понятие поликультурности и мультикультурности.
Понятия культуры, культурности, грамотности. Поликультурность и мультикультурность: сходства и различия понятий. Культурные модели глобализированного мира. Роль Интернета в формировании поликультурного мирового пространства.
3. Теория пассионарности Л. Н. Гумилева
Системный подход Л. Берталанфи и учение о роли биохимической энергии живого вещества В. И. Вернадского.
Теория Л. Н. Гумилева. Этнос, суперэтнос, субэтнос, этнология, пассионарность, пассионарный толчок, аберрация близости/дальности, антисистема, химера, пассионарии, субпассионарии, гармоничная особь, фаза подъема, акматическая фаза, фаза надлома, инерционная фаза, фаза обскурации, гомеостаз, диахрония, кривая этногенеза. Цивилизации древнего мира
4. Древние цивилизации
Древний Восток – колыбель современной цивилизации. Двуречье. Государство Шумер. Город Вавилон. Ассирия, Древний Египет. Китай. Индия. Восточное Средиземноморье.
Античные цивилизации: Греция. Древний Рим.
Государства Древнего мира: государство в обществах Древнего Востока, государство в Древней Греции и Древнем Риме.
5. Происхождение религии
Сущность религии. Взгляды Плутарха и Сенеки. Натуралистическая гипотеза. Анимистическая гипотеза. Гипотеза Фейербаха. Социальная гипотеза. Классификация религий. Монотеизм и политеизм.
6. Мировые религии
Буддизм – наиболее древняя мировая религия. Возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Священная книга – Трипитака.
В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь.
Христианство возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи – Палестине – как религия, обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства – надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле. Священная книга христиан – Библия. Три ветви христианства: 1054 г. раскол на римско-католическую и православную церкви. 16век – Реформация (антикатолическое движение) и возникновение протестантизма.
Ислам возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая религия из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек. Священная книга мусульман - Коран. Сунна - сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда и Шариат – свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман.
7. Национальные религии и традиционные верования
Национальные религии: Иудаизм. Индуизм. Синтоизм. Конфуцианство.
Традиционные верования: Шаманизм. Анимизм. Тотемизм. Спиритизм. Кабала. Культ Вуду.
8. Историко – культурные районы мира
Историко-культурные области Старого Света:
– Европейская культурная область;
– Китайская (или Восточно – Азиатская);
– островная субкультурная область Тихого океана;
Историко-культурные области Нового Света:
– Африка к югу от Сахары (Мезоафриканская и Юго Африканская культурные области);
– циркумполярная область с рудиментарными этносами.
Историко – культурные области Америки:
9. Историко-культурное, природное и духовное наследие мира.
10. Россия: особый тип мультиэтнической цивилизации
Современная цивилизационная идентификация России:
2. Россия самостоятельная цивилизация и должна развиваться на собственной основе
11. Национальный и конфессиональный состав населения России на современном этапе.
12. Историко-культурное, природное и духовное наследие России.
13. Заключительное занятие: «Молодежи мира – культуру мира»
1. Хлебников Г. , к. ф. н. «Происхождение религии»
http://www. pravoslavieto. com/docs/ru/apologetika/3_proizhod_religii. htm
2. Аверинцев С. Древние цивилизации. Электронная библиотека древнего мира http://www. gumer. info/bibliotek_Buks/History/aver1/
3. Шильман М. Такты истории. Харьков, 1998 год
http://teoretik. info/index. php?option=com_content&;view=article&id=57:2009-12-16-10-00-56&catid=39:2009-12-15-20-37-05&Itemid=5
4. Общественная география современного мира http://edu. kubannet. ru/dlrstore/00000c51-1000-4ddd-517d-3600483aebf5/04-2-5. htm
5. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Москва, 1993 год
6. Электронная энциклопедия «Википедия»
Метки: Методический кабинет