Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Межпредметный элективный курс "Россия в поликультурном мире"

Межпредметный элективный курс "Россия в поликультурном мире"

Пояснительная записка

Элективный граждановедческий курс для учащихся 10-11 класса, посвященный одной из важных современных проблем общества – поликультурности и мультикультурности современного мира в целом и России в частности.

Главной целью курса является формирование систематизированного и целостного представления о поликультурном мире, как о мире добрососедства культур; дающем возможности самореализации при сохранении взаимосвязи с родным языком и культурой и способствующем бесконфликтной идентификации личности в многокультурном обществе и его интеграции в поликультурное мировое пространство.

Актуальность изучения данного курса диктуется логикой развития общества и потребностями современного образования в условиях введения ФГОС. Курс может рассматриваться как факультативная часть нового учебного предмета «Россия в мире».

Задачи курса:

1. Выйти за рамки личностной сферы по отношению к рассматриваемым проблемам в более глобальную (государства и мира), ответить на вопросы «почему так?» и «что надо делать?».

2. Рассмотреть многонациональную Россию и поликультурный мир как результат многолетней человеческой деятельности.

3. Выстроить знания о современном поликультурном мире в стройную схему, понять пространственную логику развития человеческого общества и выявить место человека в ней.

4. Развивать базовые метапредметные способности учащихся, такие как выделение логических связей, понимание, коммуникация, рефлексия, действие.

5. Способствовать формированию у учащихся гражданской идентичности и системы ценностей, базирующихся на принципах понимания и уважения иных национальных культур и конфессий.

Ожидаемый результат:

Учащийся:

– понимает важность сохранения и приумножения мировых и национальных культурных достижений и ценностей;

– характеризует терпимость и компромисс как основу сосуществования и сотрудничества в поликультурном обществе;

– определяет роль национальных общин в многонациональном обществе;

– приводит примеры сходства и разнообразия национальных культур, религий;

– находит пути решения конфликтных ситуаций, возникающих на межнациональной и межконфессиональной почве;

– оценивает межконфессиональные отношения и их влияние на жизнь в поликультурном обществе.

Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой.

Содержание элективного курса предлагает учащимся следующие возможности самоопределения, как например, выбор:

  • объектов изучения;
  • форм и видов текущих и итоговой работы;
  • тем и форм представления итоговой работы.

Основными методами обучения являются:

– проблемно-поисковый метод изложения нового материала, направленный на творческое осмысление и при­нятие излагаемых учителем позиций,

– беседы с элементами дискуссий,

– интерактивные методы обучения.

Учебно-тематическое планирование и методическое обеспечение

Тема занятия

Часы

Форма занятий

1

Введение в курс и проектную деятельность. Особенности выполнения проектов. Деление на творческие группы

1

Практикум//мозговой штурм

2

Понятие поликультурности и мультикультурности. Информационное общество

1

Лекция

3

Теория пассионарности Л. Н. Гумилева

1

Лекция/практикум

4

Древние цивилизации

1

урок – диалог

5

Происхождение религии

1

урок– диалог, дебаты

6

Мировые религии

1

урок-диалог

7

Национальные религии и традиционные верования

1

урок– диалог, работа с текстом

8

Историко – культурные районы мира

1

урок – диалог, работа с картами

9

Историко – культурное, природное и духовное наследие мира

2

урок – диалог, работа с материалами сети Интернет

10

Россия: особый тип мультиэтнической цивилизации

1

Лекция

11

Национальный и кофессиональный состав России

1

работа со статистическим материалом, урок – диалог

12

Историко – культурное, природное и духовное наследие России

2

урок – диалог, работа с материалами сети Интернет

13

Заключительное занятие. Защита проектов: «Молодежи мира – культуру мира»

2

Практикум

Итого 16 часов

Основное содержание курса

1. Введение в курс и проектную деятельность

Введение в тематику курса. Деление на группы. Первичный выбор темы проекта. Диагностика ожиданий учащихся от изучения курса (мозговой штурм)

2. Понятие поликультурности и мультикультурности.

Понятия культуры, культурности, грамотности. Поликультурность и мультикультурность: сходства и различия понятий. Культурные модели глобализированного мира. Роль Интернета в формировании поликультурного мирового пространства.

3. Теория пассионарности Л. Н. Гумилева

Системный подход Л. Берталанфи и учение о роли биохимической энергии живого вещества В. И. Вернадского.

Теория Л. Н. Гумилева. Этнос, суперэтнос, субэтнос, этнология, пассионарность, пассионарный толчок, аберрация близости/дальности, антисистема, химера, пассионарии, субпассионарии, гармоничная особь, фаза подъема, акматическая фаза, фаза надлома, инерционная фаза, фаза обскурации, гомеостаз, диахрония, кривая этногенеза. Цивилизации древнего мира

4. Древние цивилизации

Древний Восток – колыбель современной цивилизации. Двуречье. Государство Шумер. Город Вавилон. Ассирия, Древний Египет. Китай. Индия. Восточное Средиземноморье.

Античные цивилизации: Греция. Древний Рим.

Государства Древнего мира: государство в обществах Древнего Востока, государство в Древней Греции и Древнем Риме.

5. Происхождение религии

Сущность религии. Взгляды Плутарха и Сенеки. Натуралистическая гипотеза. Анимистическая гипотеза. Гипотеза Фейербаха. Социальная гипотеза. Классификация религий. Монотеизм и политеизм.

6. Мировые религии

Буддизм – наиболее древняя мировая религия. Возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Священная книга – Трипитака.

В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь.

Христианство возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи – Палестине – как религия, обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства – надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле. Священная книга христиан – Библия. Три ветви христианства: 1054 г. раскол на римско-католическую и православную церкви. 16век – Реформация (антикатолическое движение) и возникновение протестантизма.

Ислам возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая религия из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек. Священная книга мусульман - Коран. Сунна - сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда и Шариат – свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман.

7. Национальные религии и традиционные верования

Национальные религии: Иудаизм. Индуизм. Синтоизм. Конфуцианство.

Традиционные верования: Шаманизм. Анимизм. Тотемизм. Спиритизм. Кабала. Культ Вуду.

8. Историко – культурные районы мира

Связь культуры как системы ценностей и норм данного этноса с определенным местом в пространстве, территорией, освоенной и преобразованной деятельностью многих поколений. Принципы выделения культурных районов мира.

Историко-культурные области Старого Света:

– Ближний Восток, или Левант – исламская культурная область, захватывающая значительную часть Азии и Северную Африку;

– Европейская культурная область;

– Индийская;

– Китайская (или Восточно – Азиатская);

– Индокитайская;

– островная субкультурная область Тихого океана;

– Евразийские степи.

Историко-культурные области Нового Света:

– Африка к югу от Сахары (Мезоафриканская и Юго Африканская культурные области);

– циркумполярная область с рудиментарными этносами.

Историко – культурные области Америки:

– Англо-саксонская

– Латиноамериканская

9. Историко-культурное, природное и духовное наследие мира.

Понятие историко-культурного, природного и духовного наследия. Объекты историко-культурного, природного и духовного наследия ЮНЕСКО. 7 чудес света: древняя и современная версия. Проектная деятельность по составлению собственного списка 7 чудес света, защита мини-проекта.

10. Россия: особый тип мультиэтнической цивилизации

Современная цивилизационная идентификация России:

1. Россия часть (западно-)европейской цивилизации, и она должна развиваться на этой цивилизационной основе

2. Россия самостоятельная цивилизация и должна развиваться на собственной основе

3. Россия составная часть (ядро) особой славянской цивилизации, входит в цивилизационную орбиту государств с преимущественно славянским населением

4. Россия особая мультиэтническая цивилизация. При этом, как правило, подчеркивается некое преобладание в этой цивилизации либо «(западно-) европейских» (Евразия), либо «азиатских» (Азиопа) черт.

Социокультурная динамики России: инверсия и медиация. Раскол культур и социальных отношений в России. Развитие российского типа цивилизации.

11. Национальный и конфессиональный состав населения России на современном этапе.

Численность населения России. 160 народов, проживающих на территории РФ. 6 крупных народов России: русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы. Языковой состав. Процент владения русским языком. Особенности конфессионального состава России.

12. Историко-культурное, природное и духовное наследие России.

Объекты историко-культурного, природного и духовного наследия России. 7 чудес России. Обсуждение итогов национального проекта «Имя России». Проектная деятельность по составлению собственного списка 7 чудес России, защита мини-проекта.

13. Заключительное занятие: «Молодежи мира – культуру мира»

Защита итоговых проектов.

Литература

1. Хлебников Г. , к. ф. н. «Происхождение религии»

http://www. pravoslavieto. com/docs/ru/apologetika/3_proizhod_religii. htm

2. Аверинцев С. Древние цивилизации. Электронная библиотека древнего мира http://www. gumer. info/bibliotek_Buks/History/aver1/

3. Шильман М. Такты истории. Харьков, 1998 год

http://teoretik. info/index. php?option=com_content&;view=article&id=57:2009-12-16-10-00-56&catid=39:2009-12-15-20-37-05&Itemid=5

4. Общественная география современного мира http://edu. kubannet. ru/dlrstore/00000c51-1000-4ddd-517d-3600483aebf5/04-2-5. htm

5. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Москва, 1993 год

6. Электронная энциклопедия «Википедия»

Метки: Методический кабинет