Дополнительна образовательная программа "Ушу". Ч. 1
Дополнительна образовательная программа "Ушу". Ч. 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная дополнительная образовательная программа относится к физкультурно-спортивной направленности.
Актуальность программы.
Ушу является современным видом спорта, развившимся в
процессе эволюции из традиционных форм физической культуры Китая. В основе ушу лежат приёмы кулачного боя и фехтования, различные виды традиционной акробатики, дыхательные гимнастики и специальные психорегулирующие упражнения. Спортивное ушу включает практически все существующие в настоящее время стили и разновидности этого древнего искусства.
Функция ушу в современном мире изменилась, и это древнее, некогда тайное искусство становится всё более доступным для людей, превращаясь из боевого единоборства в массовый вид спорта и физической культуры, органично присущие ему философские и нравственные основы делают ушу уникальным средством совершенствования человеческой природы и общества.
Ушу является сложнокоординационным видом спорта, оказывающим разностороннее воздействие на организм занимающегося. Многообразие видов ушу делает его доступным средством физической культуры для разных возрастных групп и контингентов занимающихся. Ушу способствует развитию таких качеств, как ловкость, сила, выносливость, быстрота реакции, развивает координацию, чувство равновесия, даёт необходимые навыки самообороны.
Важной положительной чертой является и то, что занятия ушу не требуют специального инвентаря и оборудования и не предъявляют завышенных требований к месту их проведения.
Дополнительная образовательная программа разработана на основе «Единой Всероссийской программе преподавания спортивного ушу».
Новизна данной программы заключается в том, что в процессе занятий изучение движений идет путем сравнивания их с образами животного и растительного мира.
Педагогическая целесообразность:
Здоровый образ жизни не появляется у человека сам собой, он формируется в результате определенного педагогического воздействия. Сущность педагогического воздействия состоит в пропаганде здорового образа жизни с самого раннего возраста.
Для чего можно заниматься Ушу?
1. Ушу для самозащиты
Ушу (у-шу, кунгфу, кунфу, кунг-фу – различные варианты написания и обозначения одного и того же вида боевого искусства ) – это традиционное восточное единоборство, в переводе с китайского значит "воинские искусства " (или – боевые искусства, как говорят сейчас). Из названия видно, что основная задача Ушу – уметь вести бой, а значит – защитить себя, своих родных и близких. Ушу включает в себя десятки, а то и сотни стилей боевых искусств, имеющих определенные общие черты, позволяющих их отнести к ушу, они различаются арсеналом приемов, доминирующими техниками и специфическими методиками, но все стили и школы изначально создавались для умения вести бой ,как с оружием, так и без него. Занятия Ушу позволяют научиться себя эффективно защищать от нападений на улице и чувствовать себя уверенно.
2. Ушу для здоровья . Вообще, любая физическая активность полезна для здоровья, любой вид борьбы, если не перегибать палку, очень укрепляет организм, но Ушу в этом плане один из самых эффективных видов. Практически во всех школах Ушу есть работа с внутренней энергией тела (в упрощенном понимании европейцев), комплексы цигун. Они очень благотворно влияют на организм и порой позволяют преодолеть болезни и физические недуги. Для здоровья занятия Ушу очень полезны, и ушу могут заниматься даже те, у кого слабое здоровье и не очень хорошие физические данные
3. Ушу как спорт
Для тех, кому хочется заниматься спортом, Ушу тоже подходит. В Ушу в 20 веке появились спортивные дисциплины – спортивное ушу, где проводятся соревнования по исполнению тао (комплексов приемов) и саньда (саньшоу), где проводятся спортивные бои, близкие к реальным поединкам. Кроме того, занимающийся Ушу приобретает физические данные, позволяющие ему выступать и по другим видам спорта.
4. Ушу для саморазвития и познания своих возможностей
В Ушу можно развиваться бесконечно, нет пределов совершенству. Даже если вам кажется, что вы изучили все техники, тао, цигун, постигли все – вы можете развивать и шлифовать то, что уже вами изучено. Вы можете увеличивать скорость и силу ударов, легкость и быстроту перемещений, развивать высоту и мощь прыжков, способность вращаться ,способность стоять в стойках длительное время, развиваться в области дыхательных упражнений -в общем, область для самосовершенствования очень велика
5. Ушу как искусство
Ушу не догматичный, раз и навсегда застывший вид, запрещающий переосмысливание техник и методов, творческую деятельность. Ушу как имеющий боевую направленность вид – поощряет использование каких то новых, удобных для вас приемов, если они органически вписываются в уже изученную двигательную базу и арсенал техники. Вы можете также создавать собственные тао (комплексы приемов), придумывать собственные прыжки с ударами, упражнения.
Таким образом, в Ушу большой простор для ваших творческих способностей, лишь бы при этом вы не забывали основу и не искажали ее.
Цель программы: способствование самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств, на основе полноценного использования всего многообразия техники ушу в сочетании с другими методами физического воспитания
Задачи:
Образовательные:
– обучить основным приемам УШУ;
– изучить основы философии УШУ и традиции Востока.
Воспитательные:
– воспитать стремление к занятиям физической культурой, ведению здорового образа жизни;
– сформировать у воспитанников силу воли, уверенность в себе, честность, открытость, толерантность;
– воспитать умение устанавливать и поддерживать гармоничные отношения.
Развивающие:
– развить физические навыки и умения воспитанников;
– развить у воспитанников умение адекватно оценивать свои поступки;
– развить коммуникативные навыки;
развить у воспитанников стремление к трудолюбию, исполнительности, дисциплинированности.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является возможность ближе узнать культуру и традиции Востока.
Возраст детей:
Программа рассчитана на детей 7-15 лет.
Сроки реализации:
Программа рассчитана на 4 года обучения. 1 и 2 год обучения – группы начального обучения, комплектуются из обучающихся 7-9 лет. Количество обучающихся в 1 год обучения -12 человек, 2 год обучения – 10-12 человек, 3, 4 года обучения – 8-10 человек.
Для подготовки к соревнованиям и показательным выступлениям создается группа совершенствования мастерства – 5-6 человек.
Формы занятий:
Беседа, рассказ, практические занятия, комбинированные занятия, соревнования, показательные выступления.
Режим занятий в зависимости от возраста обучающихся:
для первого года обучения по 2 или 3 часа два раза в неделю;
для второго года и третьего года обучения по 3 часа два раза в неделю,
для четвертого года и групп совершенствования мастерства по 3 часа три раза в неделю.
Ожидаемые результаты:
К концу первого года обучения обучающиеся могут
знать:
– правила техники безопасности на занятиях;
– спортивную этику и основы этики ушу;
– правила поведения в спортивном зале;
– правила ношения спортивной формы;
– основные термины ушу.
Уметь:
– принимать основные положения кисти (чжан, цюань, гоушоу);
– выполнять основные виды движений руками;
– принимать основные виды позиций (мабу, гунбу, пубу);
– выполнять комплекс 20 форм Чанцюань.
К концу второго года обучения обучающиеся могут
знать:
– упражнения для подготовки опорно – двигательного аппарата
к основной работе;
– разновидности бега;
– упражнения на развитие силовых способностей;
Уметь:
– выполнять самостоятельно разминку;
– принимать виды позиций ( баньмабу, сюйбу , бинбу );
– выполнять комплекс 32 формы Чанцюань.
К концу третьего года обучения обучающиес могут
знать:
– упражнения на развитие скоростно-силовых способностей;
– правила личной гигиены спортсмена;
Уметь:
– выполнять упражнения на развитие гибкости (жоугун );
– выполнять основные движения ногами;
– выполнять комплекс 32 формы Чанцюань Даошу.
По итогам реализации дополнительной образовательной программы «Ушу» обучающися:
– имеет представление об ушу и его стилях,
– знает историю возникновения ушу,
– знает правила ТБ на занятиях и факторы обеспечивающие безопасность занятий,
– применяет спортивную этику,
– знает и применяют гигиенические требования к спортивной экипировке,
– умеет проводить разминку, принимать основные положения рук и ног,
– готов к участию в соревнованиях.
Формы подведения итогов:
Для подведения итогов используется мониторинг, опрос, контрольные занятия, соревнования.
Методическое обеспечение программы
Методические рекомендации
В арсенал средств тренировки входят обще развивающие и специальные физические упражнения непосредственно из различных видов ушу и других систем физического воспитания.
1. Обще развивающими упражнениями являются разнообразные циклические упражнения, подвижные игры, элементы гимнастики и акробатики и пр. Они служат преимущественно средствами общей подготовки спортсмена.
2. Специальные упражнения делятся на специально-подготовительные и соревновательные.
а) Специально – подготовительные упражнения это движения и навыки, которые составляют предмет спортивной специализации. К ним относятся технические действия и сходные с ними по структуре движения, выполняемые с отягощениями, на снарядах, с партнёром и т. п.
б) Соревновательные упражнения – это движения и навыки, сходные по форме и содержанию с элементами соревновательных действий. К ним относятся технические действия, обусловленные правилами соревнований.
Методы проведения занятий
Как и в большинстве других видов спорта, формирование методов тренировки исторически развивалось по нескольким направлениям. Широкое распространение получили игровые и соревновательные формы организации двигательной деятельности (типичные для спорта). Вместе с тем разрабатывались специальные способы подготовки.
В результате сложилось четыре типа методов тренировки: регламентированного упражнения, игровой, соревновательный и идеомоторный методы. Ни один из этих методов не может рассматриваться как единственно полноценный. Лишь совокупность методов, используемых в соответствии с методическими принципами, может обеспечить успешную реализацию поставленных задач.
Основные принципы тренировки
1. Принцип постепенности.
Соблюдение этого принципа означает постепенное усложнение задач, увеличение объема и интенсивности нагрузки. Принцип постепенности базируется на соблюдении основных педагогических правил: "от простого к сложному", "от легкого к трудному", "от известного к неизвестному".
а) Правило "от простого к сложному" предполагает постепенное нарастание координационной сложности упражнений.
б) Правило "от легкого к трудному" в наибольшей мере определяет постепенность повышения физической нагрузки при обучении.
в) Правило "от известного к неизвестному" осуществляется на основе переноса двигательных умений, приобретенных ранее, на процесс освоения нового упражнения.
Принцип постепенности предполагает поэтапное увеличение нагрузки и возрастание сложности выполняемых упражнений. Игнорирование этого принципа, стремление к возможно быстрому росту тренированности (форсированная тренировка) не способствует достижению подлинного мастерства и может быть вредным для здоровья и прогресса спортсмена.
2. Принцип цикличности (повторности).
На основе этого принципа обеспечивается устойчивость изменений в органах человека под влиянием тренировки, формирование и закрепление необходимых навыков и знаний.
Принцип цикличности базируется на важнейшем физиологическом положении о повторных воздействиях для образования рефлекторных связей, для возникновения соответствующих изменений и совершенствования органов, систем и их функций под влиянием тренировки.
Количество повторений упражнений и интервалы отдыха между ними в значительной мере зависят от подготовленности занимающихся, их возраста и вида упражнений.
3. Принцип индивидуализации.
Осуществление этого принципа предполагает проведение тренировки с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Упражнения, их форма, интенсивность, продолжительность, а также методы выполнения должны избираться в соответствии с полом и возрастом занимающихся, их физической подготовленностью и уровнем здоровья.
Индивидуальный подход необходим в решении всех основных задач, но учитывать индивидуальные особенности не значит потакать каждому занимающемуся. Подлинная индивидуализация занятий возможна лишь на основе соблюдения общих закономерностей обучения и соблюдения дисциплинарных требования внутри группы.
Метки: Методический кабинет