Программа кружка "Туризм" (3 года; 11-14 лет)
Программа кружка "Туризм" (3 года; 11-14 лет)
Пояснительная записка.
Организованные путешествия с целью знакомства с культурой и природой других народов существовали еще в древнем мире. Первым древним туристом, является "отец истории" Геродот, описавший свои путешествия в девяти книгах. В эпоху просвещения Ж. Ж. Руссо и другие видели туристских походах средство патриотического воспитания молодежи и укрепления здоровья. В 17-18 веках в европейских странах некоторые учителя в работе с учащимися использовали пешие прогулки и поездки в окрестные достопримечательные места. Такие путешествия называли экскурсиями.
Термин "Туризм" впервые встречается в английских источниках начала 19 века и обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается возвращением к месту начала путешествия.
В наши дни потребность в занятиях туризмом, как видом спорта и активного отдыха характерна для все большего числа людей. Каковы же мотивы этого явления. Анализ мотиваций выделенных разными авторами можно свести к двум группам.
Первая группа: Мотив миграции. Инстинктивное желание к изменению места жительства, желание произвести впечатление на людей.
Вторая группа: Мотив восстановления трудоспособности. Стремление к восстановлению физических и психологических сил.
В последнее время появляется и третий мотив. В связи с неудовлетворительным финансированием учреждений образования резко сократилось количество экскурсий и поездок, проводимых для школьников и поход, часто становится единственной возможностью посетить интересные места, лучше узнать природу и достопримечательности родного края.
Этим значение занятий туризмом не ограничивается. В школе туризм позволяет решать воспитательные, краеведческие задачи, задачи оздоровления и физического развития школьников. Туризм является наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека. Он учит коллективизму, дружбе, товариществу, дисциплинированности, инициативе, трудолюбию и взаимопомощи.
Туризм расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь, является прекрасным средством познания красоты природы.
Целью данной программы является развитие устойчивого интереса учащихся к занятиям туризмом.
В рамках программы возможно решить следующие задачи:
– формировать и совершенствовать туристские умения и навыки,
– расширять базу двигательных умений,
– развивать двигательные способности,
– знакомить учащихся с природой и достопримечательностями родного края,
– закаливать и укреплять здоровье занимающихся.
Содержание программы.
Программа кружка "Туризм" может быть использована для проведения занятий в образовательных учреждениях, в летних оздоровительных лагерях, учреждениях дополнительного образования. Оптимальный возраст воспитанников первого года обучения 11-12 лет.
Программой предусмотрены теоретические и практические занятия. Основная задача теоретических занятий – дать необходимые знания об истории и развитии туризма, гигиене, медицине и технике безопасности, познакомить с основами топографии, научить чтению карт.
В практических занятиях, наряду с изучением и совершенствованием специальных умений и навыков, большое внимание уделяется всесторонней физической подготовке, направленной на развитие силы, быстроты, выносливости, координации. Для этого используются, как специальные комплексы упражнений, так и спортивные и подвижные игры.
Программа рассчитана на три года обучения.
Образовательные результаты.
Учащиеся первого года обучения должны знать:
– правила техники безопасности,
– историю и развитие туризма,
– понятия азимут и масштаб,
– меры оказания первой помощи при травмах,
– топографические знаки,
– правила разбивки бивака.
Учащиеся первого года обучения должны уметь:
– читать карту,
– составить карту с помощью руководителя,
– вязать наиболее используемые узлы,
– преодолевать препятствия по наведенной переправе,
– определять азимут объектов и объекты по азимуту, двигаться по известному азимуту.
Учащиеся второго года обучения должны знать:
– правила страховки,
– правила транспортировки раненых,
– правила подготовки туристского снаряжения.
Учащиеся второго года обучения должны уметь:
– выбрать нужный узел и связать его,
– уверенно двигаться по азимуту и карте,
– оказать первую помощь и транспортировать раненого,
– самостоятельно навести переправу и страховку
– самостоятельно изготавливать туристское снаряжение,
– правильно вязать страховочную систему.
Учащиеся третьего года обучения должны знать:
– состав аптечки и применение лекарств,
– правила судейства соревнований по туризму,
– приемы выживания.
Учащиеся третьего года обучения должны уметь:
– руководить разбивкой бивака,
– наводить и вязать страховочные средства и системы,
– судить соревнования
– оказывать помощь в проведении занятий,
– организовывать походный быт.
Тематическое планирование. Первый год обучения.
Тема
|
Количество часов
|
1. История и развитие туризма. (4 ч. )
Понятие "Туризм". История и развитие туризма в России. Понятия "Туртехника", "Турнавыки", "Ориентирование".
2. Техника безопасности. (4 ч. )
Требования, предъявляемые к туристскому снаряжению. Правила страховки. Правила поведения в походе.
3. Туристская техника. (80 ч. )
Вязка основных узлов. Подъем и спуск со страховкой. Переправа по бревну с перилами, веревке с перилами, навесной переправе. Траверс склона с перестежками.
4. Ориентирование. (44 ч. )
Определение сторон света по компасу, природным и хозяйственным объектам. Определение азимута объекта и объекта по азимуту. Движение по азимуту. Движение по карте.
5. Топография. (24 ч. )
Условные знаки на спортивных и топографических картах. Чтение карты. Изготовление карты. Измерение расстояний и высоты.
6. Туристские навыки и основы медицины. (24 ч. )
Разведение костра. Укладка рюкзака. Разбивка лагеря. Первая помощь при кровотечении, переломе, вывихе, тепловом и солнечном ударах.
7. Физическая подготовка. (44 ч. )
Специальные упражнения для развития двигательных способностей. Спортивные игры. Подвижные игры.
Тематическое планирование. Второй год обучения
Тема
|
Количество часов
|
1. Техника безопасности. (4 ч. )
Техника безопасности на занятиях и в походе. Правила страховки. Пожарная безопасность. Требования безопасности, предъявляемые к основным и страховочным веревкам
2. Туристская техника. (90 ч. )
Вязка узлов по ситуации. Преодоление основных туристских препятствий. Преодоление полосы препятствий на скорость. Самостоятельное наведение полосы препятствий при помощи руководителя.
3. Ориентирование. (45 ч. )
Прохождение открытого, азимутального, маркированного маршрутов. Определение местоположения на карте. Измерение расстояния шагами. Движение по карте. Приемы спортивного ориентирования (тормозной ориентир, задняя привязка и т. д. ).
4. Топография. (18 ч. )
Совершенствование чтения карты и знаний топографических знаков. Нанесение рельефа на карту. Чтение рельефа. Определение расстояния и высоты.
5. Основы медицины. (8 ч. )
Наложение повязок и шины. Состав аптечки. Применение лекарств. Изготовление носилок. Транспортировка раненого.
6. Туристские навыки. (9 ч. )
Совершенствование ранее полученных навыков.
7. Изготовление снаряжения. (8 ч. )
Самостоятельное изготовление карабинов, страховочных систем и другого снаряжения. Требования безопасности, предъявляемые к снаряжению.
8. Физическая подготовка. (30 ч. )
Специальные физические упражнения. Кросс. Передвижение на лыжах. Спортивные игры.
9. Участие в соревнованиях. (12 ч. )
Соревнования внутри кружка, с учащимися соседних школ, районные соревнования.
Тематическое планирование. Третий год обучения.
Тема
|
Количество часов
|
Занятия с учащимися третьего года обучения направлены на повторение и совершенствование, полученных двигательных умений. Особое внимание уделяется формированию специальных двигательных навыков.
Занимающихся третьего года обучения следует ознакомить с судейством соревнований и инструкторской деятельностью. Занятия по судейской и инструкторской практике проводятся с учащимися первого и второго годов обучения.
В рамках данной программы можно проводить занятия одновременно с учащимися разных лет обучения. При этом в рамках одной темы с младшими кружковцами решаются задачи обучения со старшими – повторения, совершенствования, судейства и инструкторства. За редким исключением такая форма проведения занятий даже предпочтительней, чем раздельная (по годам обучения). В условиях малокомплектной школы такая форма занятий может стать единственной, так как число занимающихся в каждой группе мало.
Литература.
- Алексеев В. Е. "Юный турист. – М. , 1980 г.
- Балабих М. А. "Туристская секция коллектива физкультуры – М. : Профиздат,1988 г
- Берман А. Е. "Юный турист". – М. : ФиС. , 1971 г.
- Бондарец М. П. "Ателье туриста". – М. : ФиС. , 1990 г.
- Краткий справочник туриста. – М. : Профиздат, 1990 г.
- Куликов В. М. , Ротштейн Л. М. "Школа туристских вожаков". – М. : ВЛАДОС,1999 г.
- Курилова В. И. "Туризм". – М. : Просвещение, 1988 г.
- Маслов А. Г. , Константинов Ю. С. , Дрогов И. А. "полевые туристские лагеря". – М. :
ВЛАДОС, 2000 г.
9. Пасечный П. С. , Алешин В. М. Туристская топография". – М. : Профиздат, 1985 г.
10 Попов И. А. "Ателье туриста". – М. ,1982 г.
11 Самодельное туристское снаряжение. М. ? ФиС. , 1986 г.
12. Тыкул В. И. "Спортивное ориентирование". – М. , 1990 г.
13. Туризм и спортивное ориентирование. / сост. В. И Ганапольский – М. ,1987 г.
Метки: Методический кабинет