Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Развитие коммуникативных способностей учащихся через применение коллективных способов обучения на уроках английского языка

Развитие коммуникативных способностей учащихся через применение коллективных способов обучения на уроках английского языка Актуальность: Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком пришло в наше общество. Любому специалисту знание иностранного языка жизненно необходимо. Поэтому мотивация к его изучению резко возросла. Однако трудностей на пути овладения иностранным языком не убавилось, по-прежнему основным из них является отсутствие необходимой индивидуализации, дифференциации обучения и т. д. Другими словами, речь идет о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку.

Личностно-ориентированный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность, как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. В то же время относительно самостоятельные компоненты рассматриваются во взаимосвязи: цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог и учащийся), содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

Такой подход позволяет обнаружить естественно-стихийные процессы становления коллективного способа обучения уже в недрах самого группового способа обучения.

Традиционное предпочтение учителем фронтальной и индивидуальной форм привело в известной степени к деформации отношений не только между учителем и учеником, но и между самими учениками. Эти формы обучения почти исключали общение ребят в процессе работы, что не могло не отразиться на их интересе к учебе, школе.

Неслучайно в обосновании необходимости перехода к групповому обучению – главным идеологом этого способа Коменским Я. А. в качестве самого сильного аргумента приводится идея использования учащихся в качестве обучающих.

Современные дети отличаются широкой информированностью, рационализмом, расчетливостью, потерей терпимости к ошибкам и недостаткам окружающих людей (как следствие – рост отчужденности, отсутствие интереса друг к другу). Проблемы организации работы в школе – теряется опыт коллективной работы, отдается предпочтение индивидуальному подходу. При этом индивидуальная работа включает в себя "борьбу" с педагогически запущенными детьми и создание условий для одаренных детей. Дети, не входящие в эти две категории (то есть не доставляющие беспокойства или успеха) остались вне педагогического внимания. Так быть не должно.

Проблема: в отсутствии четких рекомендаций по организации и содержанию коллективной деятельности для среднего звена средней школы.

В настоящее время существующая в образовании тенденция рассматривает весь педагогический процесс, как педагогику сотрудничества, и при этом обнаруживает себя проблема учебного сотрудничества, т. е. коллективных, групповых форм работы. Учебное сотрудничество в образовательном процессе состоит из совокупности взаимодействий: учитель – ученик (ученики), ученик – ученик, общегрупповое взаимодействие учеников в коллективе. С точки зрения диалектического подхода, реализованного в способе диалектического обучения, переход от организационной формы ''учитель – ученик'' к сотрудничеству на уровне ''ученик – ученик'' позволяет осуществить переход от субъектно-объектных отношений к субъектно-субъектным отношениям в образовательном процессе. Общие методики коллективных учебных занятий пока не стали предметами психологических и дидактических исследований, что существенно затрудняет их эффективное использование.

Методика коллективной формы обучения (КФО)

Эта методика известна с 1911 года. Ее основатель – инженер Ривин Александр Григорьевич. Его попросили подготовить в ВУЗы разновозрастных учащихся с разным уровнем подготовки. Принцип работы состоял в следующем:

– часть времени работали самостоятельно, часть времени по парам и группами постоянного и сменного состава;

– сначала была лекция – объяснял учитель. Затем задавали вопросы, ученики, сдавшие на “пять”, экзаменовали других.

СМЫСЛ МЕТОДИКИ.

Спланировать время так, чтобы была:

1. Лекция;

2. Самостоятельная проработка материала – работает каждый ученик и обменивается смыслом информации с другим учеником;

3. Практическая отработка – с несколькими сменными партнёрами группы;

4. Экспертная проверка между группами, докладывают свои результаты – самооценка;

МЕТОДИКИ КСО.

Мурманская методика“ММ”

Отработка понятий и правил

Методика взаимообмена

заданиями

Изучение нового материала,

обобщение и систематизация

Методика Ривина-Баженова “МРБ”

Отработка умений, навыков решений задания для применения

в новой ситуации

Методика Ривина “МР”

Изучение нового материала, с дальнейшей поабзационной проработкой

Обратная методика “ОМ”

Изучение нового материала,

отработка изучения материала

Каким образом строится урок ?

Зная тему урока:

1. Учитель ставит дидактическую задачу

контроль самоконтроль взаимоконтроль

2. Конструирование урока по схеме:

1-2 урок – вводная лекция

3 урок – отработка материала лекции

4-5 урок – изучение темы по методике

6 урок – практическое занятие по методике КСО

7 урок – тематический учёт знаний

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ В РАЗНЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ.

Виды общения

Формы организации познавательной деятельности

Способ общения

1. Опосредованное

Индивидуальная

Индивидуальный

2. Общение в паре (постоянный состав).

Парная

Парный

3. Общение в группе

Групповая

Групповой

4. Естественное общение

Коллективная

КСО

ЛИСТОК УЧИТЕЛЯ

(готовый для контроля за ходом занятия).

Понятия

вопросы I части

карточки

вопросы II части

карточки

цвет и №

карточки

УЧЕТ ПОНИМАНИЯ

– На полях в тетрадях.

– Индивидуальная карточка.

Учет в классе

Фамилия

№ карточки

синий

желтый

красный

ВИДЫ КОНТРОЛЯ.

– Понятийный диктант.

– Зачет по понятиям в группе.

– Зачет по последней карточке.

– Взаимозачет в параллельных классах.

Задачи методик

Результат

1. Изучение и первичное закрепление новых знаний (ОМР, Ривина)

Восприятие и первичное осознание нового материала

2. Закрепление новых знаний ММ

Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений по их применению

3. Комплексного применения знаний ОМР, МРБ

Выработка умений самостоятельно применить знание, осуществлять их перенос в новые условия

4. Обобщение и систематизация знаний МВЗ, МРБ

Усвоение знаний и способов действий в комплексе и системе

5. Контроль, проверки, оценки

Определение уровня овладения

знаниями и способами деятельности.

ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДИК

1. Охватываются 3 уровня обучения:

o репродуктивный

o конструктивный

o творческий

– “Не учитель даёт, а ученик берёт”, а ученик берёт на себя

ответственность за выполнение учебной работы.

– Позволяет уменьшить нагрузку ученика.

– Способствует индивидуальному развитию школьников

(коммуникативные способности во время общения; внимание; ответственность за себя и каждого в группе, абстрактное мышление; речь; усидчивость).

– Повышает мотивацию учения.

– Позволяет направить максимум усилий школьника в

область его учебных возможностей и интересов.

Отрицательные моменты: лишний рабочий шум.