Развитие коммуникативных способностей учащихся через применение коллективных способов обучения на уроках английского языка
Развитие коммуникативных способностей учащихся через применение коллективных способов обучения на уроках английского языка Актуальность: Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком пришло в наше общество. Любому специалисту знание иностранного языка жизненно необходимо. Поэтому мотивация к его изучению резко возросла. Однако трудностей на пути овладения иностранным языком не убавилось, по-прежнему основным из них является отсутствие необходимой индивидуализации, дифференциации обучения и т. д. Другими словами, речь идет о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку.
Личностно-ориентированный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность, как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. В то же время относительно самостоятельные компоненты рассматриваются во взаимосвязи: цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог и учащийся), содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
Такой подход позволяет обнаружить естественно-стихийные процессы становления коллективного способа обучения уже в недрах самого группового способа обучения.
Традиционное предпочтение учителем фронтальной и индивидуальной форм привело в известной степени к деформации отношений не только между учителем и учеником, но и между самими учениками. Эти формы обучения почти исключали общение ребят в процессе работы, что не могло не отразиться на их интересе к учебе, школе.
Неслучайно в обосновании необходимости перехода к групповому обучению – главным идеологом этого способа Коменским Я. А. в качестве самого сильного аргумента приводится идея использования учащихся в качестве обучающих.
Современные дети отличаются широкой информированностью, рационализмом, расчетливостью, потерей терпимости к ошибкам и недостаткам окружающих людей (как следствие – рост отчужденности, отсутствие интереса друг к другу). Проблемы организации работы в школе – теряется опыт коллективной работы, отдается предпочтение индивидуальному подходу. При этом индивидуальная работа включает в себя "борьбу" с педагогически запущенными детьми и создание условий для одаренных детей. Дети, не входящие в эти две категории (то есть не доставляющие беспокойства или успеха) остались вне педагогического внимания. Так быть не должно.
Проблема: в отсутствии четких рекомендаций по организации и содержанию коллективной деятельности для среднего звена средней школы.
В настоящее время существующая в образовании тенденция рассматривает весь педагогический процесс, как педагогику сотрудничества, и при этом обнаруживает себя проблема учебного сотрудничества, т. е. коллективных, групповых форм работы. Учебное сотрудничество в образовательном процессе состоит из совокупности взаимодействий: учитель – ученик (ученики), ученик – ученик, общегрупповое взаимодействие учеников в коллективе. С точки зрения диалектического подхода, реализованного в способе диалектического обучения, переход от организационной формы ''учитель – ученик'' к сотрудничеству на уровне ''ученик – ученик'' позволяет осуществить переход от субъектно-объектных отношений к субъектно-субъектным отношениям в образовательном процессе. Общие методики коллективных учебных занятий пока не стали предметами психологических и дидактических исследований, что существенно затрудняет их эффективное использование.
Методика коллективной формы обучения (КФО)
Эта методика известна с 1911 года. Ее основатель – инженер Ривин Александр Григорьевич. Его попросили подготовить в ВУЗы разновозрастных учащихся с разным уровнем подготовки. Принцип работы состоял в следующем:
– часть времени работали самостоятельно, часть времени по парам и группами постоянного и сменного состава;
– сначала была лекция – объяснял учитель. Затем задавали вопросы, ученики, сдавшие на “пять”, экзаменовали других.
СМЫСЛ МЕТОДИКИ.
Спланировать время так, чтобы была:
1. Лекция;
2. Самостоятельная проработка материала – работает каждый ученик и обменивается смыслом информации с другим учеником;
3. Практическая отработка – с несколькими сменными партнёрами группы;
4. Экспертная проверка между группами, докладывают свои результаты – самооценка;
МЕТОДИКИ КСО.
Мурманская методика“ММ”
|
Отработка понятий и правил |
Методика взаимообмена заданиями |
Изучение нового материала, обобщение и систематизация |
Методика Ривина-Баженова “МРБ” | Отработка умений, навыков решений задания для применения в новой ситуации |
Методика Ривина “МР” | Изучение нового материала, с дальнейшей поабзационной проработкой |
Обратная методика “ОМ” | Изучение нового материала, отработка изучения материала |
Каким образом строится урок ?
Зная тему урока:
1. Учитель ставит дидактическую задачу
контроль самоконтроль взаимоконтроль |
2. Конструирование урока по схеме:
1-2 урок – вводная лекция
3 урок – отработка материала лекции
4-5 урок – изучение темы по методике
6 урок – практическое занятие по методике КСО
7 урок – тематический учёт знаний
ВИДЫ ОБЩЕНИЯ В РАЗНЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ.
|
ЛИСТОК УЧИТЕЛЯ
(готовый для контроля за ходом занятия).
Понятия
|
вопросы I части карточки |
вопросы II части карточки |
цвет и № карточки |
УЧЕТ ПОНИМАНИЯ
– На полях в тетрадях.
– Индивидуальная карточка.
Учет в классе
Фамилия | № карточки | ||
синий | желтый | красный | |
ВИДЫ КОНТРОЛЯ.
– Понятийный диктант.
– Зачет по понятиям в группе.
– Зачет по последней карточке.
– Взаимозачет в параллельных классах.
Задачи методик | Результат |
1. Изучение и первичное закрепление новых знаний (ОМР, Ривина) | Восприятие и первичное осознание нового материала |
2. Закрепление новых знаний ММ | Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений по их применению |
3. Комплексного применения знаний ОМР, МРБ | Выработка умений самостоятельно применить знание, осуществлять их перенос в новые условия |
4. Обобщение и систематизация знаний МВЗ, МРБ | Усвоение знаний и способов действий в комплексе и системе |
5. Контроль, проверки, оценки | Определение уровня овладения знаниями и способами деятельности. |
ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДИК
1. Охватываются 3 уровня обучения:
o репродуктивный
o конструктивный
o творческий
– “Не учитель даёт, а ученик берёт”, а ученик берёт на себя
ответственность за выполнение учебной работы.
– Позволяет уменьшить нагрузку ученика.
– Способствует индивидуальному развитию школьников
(коммуникативные способности во время общения; внимание; ответственность за себя и каждого в группе, абстрактное мышление; речь; усидчивость).
– Повышает мотивацию учения.
– Позволяет направить максимум усилий школьника в
область его учебных возможностей и интересов.
Отрицательные моменты: лишний рабочий шум.