Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Как использование инновационных технологий влияет на формирование компетенций современных школьников?

Как использование инновационных технологий влияет на формирование компетенций современных школьников? Что такое «инновация» в образовательном процессе? Нужно ли учителю осваивать инновационные технологии? Как использование инновационных технологий в учебной и внеурочной деятельности способствует формированию образовательных компетенций современных школьников? Эти вопросы не могут не волновать учителя, работающего сегодня в школе.

«Инновация (англ. Innovation – нововведение) – внедрение новых форм, способов, умений». Понятие «инновация» обозначает новшество, новизну, новаторство, изменение. Инновация как процесс предполагает введение чего-либо нового, направленного на улучшение результата, на повышение качества обучения, на приобретение новых компетенций в образовательном процессе. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Образование – это «целенаправленная познавательная деятельность людей по получению научных знаний или повсеместно применяемых знаний, а также умений, либо по совершенствованию знаний и умений». Образовательный процесс – это познавательная деятельность. Если образовательный процесс осуществляется в учебном заведении, то это совместная деятельность учителя и ученика. Таким образом, в организации совместной деятельности наставника и его воспитанника сходятся воедино два понятия: образование и инновация. И если слово «образование» рассматривать как существительное от глагола «образовывать» в значении «создавать», «формировать» или «развивать нечто новое», то это и есть инновация. Я, учитель словесности, попытаюсь рассказать, как формируются коммуникативные, информационные, языковые, ценностно-смысловые компетенции через совместную деятельность педагога и его учеников, представленную в интернет пространстве, через освоение и использование пространства Сети как образовательного.

Ведение блога – это организация проектной деятельности учеников, активизация их познавательной и творческой деятельности, это создание условий для творческого освоения учебного материала, для получения дополнительных знаний по литературе, по русской и мировой культуре, это возможность влиять на формирование базовых компетенций школьников. Попробую показать на конкретных примерах, что использование сетевых ресурсов способствуют не только приобретению и развитию учебных умений и навыков, но и духовному росту личности ученика. Процесс обучения непрерывный и бесконечный. Чтобы процесс познания, образования был успешным для ученика, наставник тоже должен постоянно учиться, «усвоять себе науку, уменье, знание», должен овладевать инновационными технологиями, шагать в ногу со временем, «быть с ними на дружеской ноге». Только тогда он будет интересен своим ученикам, сможет влиять и на формирование у них базовых компетенций, и на их нравственное обогащение.

Цели и задачи ведения педагогических блогов:

1. Организация проектной деятельности учеников и учителя, привлечение детей к учебной, творческой, исследовательской деятельности, а значит формирование учебно-познавательной и коммуникативной компетенций.

2. Активизация творческой деятельности учеников, способствующей развитию творческой компетенции.

3. Пробуждение и поддержание интереса к русской культуре: поэзии, литературе, живописи, театру, что влияет на формирование общекультурной компетенции

4. Отражение гимназической учебной и внеурочной жизни учеников Второй Санкт-Петербургской Гимназии, их творчества.

5. Организация дистанционного обучения, что воспитывает в детях самостоятельность и ответственность, готовность к самоорганизации и самообразованию, что также относится к базовым компетенциям.

6. Моделирование и освоение профессионального web-пространства, использование интернет пространства как образовательного. А это даёт возможность формировать информационные компетенции.

Решение перечисленных задач осуществляется через ведение блога классного руководителя «Вместе весело шагать» (http://filatova7. blogspot. com/) и литературного блога «И пальцы просятся к перу…» (http://filatova11. blogspot. com/). В блоге класса отражена жизнь гимназистов вне уроков. Ученики пишут статьи, репортажи, отзывы об экскурсиях, о прочитанных книгах, фильмах и спектаклях, оставляют свои комментарии к материалам, помещённым в блоге. Родители являются не только активными читателями блога, но и первыми помощниками в его ведении. Сотрудничество в любой деятельности – основа для формирования образовательных компетенций. Кроме главной страницы, на которой помещаются новые сообщения, в блог включены страницы: «Наши увлечения», «Наши достижения», «Наши путешествия», «Наше чтение», «Памятные даты», «Праздники». Названия страниц отражают их содержание: читатели блога могут познакомиться с увлечениями гимназистов 8 «А» класса во внеурочное время, узнать, кто занимается музыкой, рисованием, шахматами, футболом; могут поздравить семиклассников с победами и достижениями в различных областях их деятельности. Например, Алексеенко Кирилл на мировом юношеском чемпионате по шахматам в 2011 году занял III место, а в 2012 году стал чемпионом мира среди юношей, и мы с радостью оповестили об этом всю Вселенную. У нас немало и других достижений. Юная художница Евдокимова Софья открыла свою первую персональную выставку рисунков «Тринадцать». Кто не смог побывать на этой выставке, имеет возможность увидеть рисунки тринадцатилетней девочки, прочитать репортаж с выставки, в комментариях поделиться впечатлениями от встречи с творчеством талантливого ребёнка. А юный виолончелист Алексей Макин уже покорил меломанов Петербурга, о его выступлениях на благотворительных концертах также есть сообщения в блоге. В планах же ведущих записать на аудио– или видеоносители следующий концерт одарённого одноклассника и поместить в блог. Замечательная страница блога – «Поздравления». Она открывается песней Б. Окуджавы: «Давайте восклицать, друг другом восхищаться. Высокопарных слов не стоит опасаться». Здесь мы поздравляем одноклассников с днём рождения, помещаем фотографию именинника, открытку и поздравительные вирши. Такое поздравление вручается каждому ученику в день его рождения, а в блоге эти поздравления можно сохранить и с радостью перечитывать их как виновнику торжества, так и его одноклассникам. Так формируются не только учебные компетенции, но и личностные качества. На странице классного руководителя публикуются объявления, план работы, информация для учеников и родителей. Здесь можно познакомиться с руководителем класса и данного проекта, узнать о его увлечениях и любимых занятиях. Рассказу о поездках и путешествиях отведена отдельная страница, где опубликованы репортажи, отзывы, презентации, интересные материалы о том, куда мы ездили всем классом, где побывал кто-то из учеников класса.

Поэтические композиции, посвящённые Дню Победы, Дню снятия блокады Ленинграда «Гремит салют над Ленинградом», военные песни, фоторепортаж с Пискарёвского кладбища, рассказы о близких, переживших войну, помещены на странице «Памятные даты». Вглядитесь в лица детей, читающих скорбные строки на гранитном монолите на Пискарёвском кладбище, и вы увидите, какие замечательные люди подрастают в нашем городе, люди, способные сопереживать, сострадать, откликаться на чужую боль, не оставаться равнодушными к трагическим страницам истории нашей страны. Об этом свидетельствуют и отзывы семиклассников об экскурсии по Дороге Жизни. Мои ученики всегда писали отзывы об экскурсиях, на которых мы побывали, но их читала только я, учитель русского языка и литературы, может быть, ещё родители пишущих отклики детей. А опубликованные в блоге работы гимназистов становятся доступными всем читателям. Не знаю, правомерно ли воспитание патриотических чувств в наших детях подводить под какую-нибудь образовательную компетенцию, но, думаю, можно назвать ценностно-смысловые компетенции, которые, несомненно, формируются у наших воспитанников, когда мы говорим с ними об уважительном отношении к истории страны, в которой мы живём. Личностные компетенции, связаны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков. Уверенно могу сказать, что деятельность детей и учителя, отражённая в блоге, говорит о подрастании достойных граждан нашей страны.

Жизнь класса как на ладони: классные часы, встречи с интересными людьми, экскурсии, презентации учеников представлены вниманию читателей блога. Вовлечённость детей и родителей во все события, происходящие в классе, в гимназии, в культурной жизни города; возможность живо откликаться на эти события, писать отзывы и репортажи о них, поздравлять одноклассников с победами и достижениями – всё это способствует нравственному и творческому развитию детей, сплочению классного коллектива, взаимодействию и взаимопониманию детей и взрослых, а значит на деле осуществляется формирование коммуникативных и социокультурных компетенций.

Если блог «Вместе весело шагать» – это своеобразная летопись жизни классного коллектива, своеобразный классный уголок или портфолио, то второй – творческая мастерская учителя словесности и его учеников. Блог был задуман как некое «печатное издание» для публикации детских работ: творческих и исследовательских, лучших школьных сочинений, отзывов о прочитанных книгах, экскурсиях. Страницы «Проба пера», «Над поэтической строкой», «Школьное сочинение» отражают авторский замысел. Но в течение двух лет своего существования блог постепенно стал приобретать другие грани и очертания, выходить за рамки литературного альманаха, предназначенного для публикации готовых детских работ. Чтобы творческие работы гимназистов не затерялись в потоке сообщений и материалов, чтобы привлечь особое внимание к детскому творчеству, был создан блог-приложение «Литературный альманах «И пальцы просятся к перу…» (http://filatova19. blogspot. com/). Здесь можно прочитать стихи юных поэтов, первые рассказы гимназистов, их пробу пера, первые результаты их вдохновения, их творческого порыва. Быть может, это первые публикации будущих поэтов и писателей? Рамки данного блога расширены: здесь уже опубликованы рассказы «третьеклассника с творческими наклонностями» Георгия Шандарчука, учеников пятых классов гимназии. Почитайте, удивитесь и порадуйтесь, какие талантливые дети живут в нашем городе, учатся в нашей гимназии. Благодаря собранному в блогах материалу в прошлом учебном году мы стали издавать Настоящий печатный альманах под тем же названием. Всё-таки хочется подержать в руках напечатанную книжку, полистать её страницы, вчитаться в печатный текст, пахнущий типографской краской… Но путь к созданию этой книжки с детскими стихами, рассказами, отзывами, эссе и иллюстрациями уже названной юной художницы Евдокимовой Софьи лежал через использование инновационных технологий, через использование Интернет ресурсов.

В блоге помещается материал, помогающий ученикам готовиться к предстоящему уроку, что способствует организации дистанционного обучения. Публикация презентаций и материалов к уроку, подготовленных учителем или учениками, словно раздвигает рамки урока литературы: у детей появляется возможность досмотреть, пересмотреть, дочитать или перечитать то, что было представлено их вниманию на уроке, познакомиться с дополнительным литературоведческим или критическим материалом. А по результатам проведённых уроков в блоге публикуются сочинения учеников или другие их творческие работы, заполненные таблицы, выполненные тестовые задания. Публикация лучших сочинений, презентаций, творческих работ – это поощрение ученика, высокая оценка его деятельности. О внимании и интересе учеников к опубликованным в блоге материалам свидетельствуют их комментарии к сообщениям. Нужно признать, что поначалу немногие ученики проявляли активность и творчество в написании комментариев. Эта деятельность должна быть организована и мотивирована учителем. Эта деятельность должна быть определена интересом детей к предмету обсуждения. Например, отзывы о встрече с писателем Мариэттой Чудаковой были написаны по «горячим следам» – сразу после читательской дискуссии дети, желающие поделиться впечатлениями, сразу писали свои комментарии, кто дома, а кто прямо в гимназии, в компьютерном классе. Написание отзывов об экскурсиях, фильмах, книгах, как правило, является домашним заданием после поездки, посещения музея или театра, после просмотра кинофильма. Ученикам выставляются оценки за выполненное задание по литературе или МХК.

Замечательно, когда у детей возникает живой интерес к теме занятия, и они готовы выполнять задания учителя не на оценку, а по искреннему желанию откликнуться на то, что их взволновало. Так произошло, когда семиклассники на уроке литературы читали страницы повести И. С. Тургенева «Ася», посвящённые размышлениям рассказчика о счастье. Детям было предложено поделиться своими представлениями о счастье. Семиклассники не только перечитывали и комментировали страницы тургеневской повести, но и откликались на рассказы о счастье наших современников, опубликованные в блоге «Законсервированное счастье». Отклики моих учеников были помещены в новом блоге, созданном только для этой темы. В название блога были вынесены строки из повести Тургенева: «Я чувствовал себя счастливым…» с подзаголовком: «Пишем о счастье, вспоминаем счастливые мгновения».

«Светлый, пленительный образ тургеневской Аси продолжает озарять нас, читающих повесть русского писателя XIX века, потому что это небольшое произведение рассказывает о счастливых мгновениях жизни. Как И. С. Тургенев рассказал об этих мгновениях, как рассказывают о счастье наши современники, Вы можете прочитать в блоге одной темы «Я чувствовал себя счастливым…» Читайте, размышляйте, рассказывайте, делитесь своими впечатлениями. Заходите на страницы блога http://filatova3. blogspot. com/» – так звучало приглашение к разговору. И разговор состоялся, живой, непосредственный, искренний. Вы можете в этом убедиться, прочитав размышления современных подростков о счастье, о своём стремлении к счастью, о своём понимании счастья. Подкупает искренность и чистота этих детских признаний, трогает доверие детей. Поэтому не хочется говорить о формировании образовательных компетенций (а здесь, несомненно, формируются ценностно-смысловые компетенции), а хочется наслаждаться такими трепетными, часто наивными рассуждениями о том, что волнует каждого из нас.

Хочу обратить внимание, как повзрослели мои ученики и как это взросление отразилось в их творческой деятельности, когда на уроках литературы в 8-м классе мы стали читать и обсуждать повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». На страницах блога я обратилась к своим ученикам с напутствием «Пусть чтение этой книги принесёт душе вашей сильное и благое потрясение» (http://filatova11. blogspot. com/2012/04/blog-post_22. html): «Недавно я опубликовала в блоге размышления современного писателя Фазиля Искандера о повести «Капитанская дочка» «Любовь – главнее всех». Вас не смутило определительное местоимение, которое как будто стоит в неправильной форме? Нет, это не опечатка. Для Фазиля Искандера любовь в пушкинской повести – это одно из действующих лиц, одушевлённое существо, властвующее и над другими героями, и над автором, и над читателями. Только любовью можно объяснить поступки, часто неразумные, не поддающиеся логике и объяснению, Гринёва, Пугачёва, Марьи Ивановны, Василисы Егоровны, Савельича. . . Уметь любить, быть способным, не раздумывая, бросаться спасать близких людей, быть верным и преданным – не это ли основа счастья, к которому так стремится каждый из нас. Вы же знаете, что в слове «счастье» корень «часть» (часть чего-то общего) и приставка «с-» «со-», соединяющая отдельные части в единое целое. Счастье – со-участие, со-единение, со-чувствие, совместное переживание чего-либо. Удивительную книгу мы с вами читаем. Пушкинская «Капитанская дочка» – это книга на все времена, книга, необходимая каждому из нас. Мне кажется, если мы не прочитаем «Капитанскую дочку», мы так никогда и не узнаем, что такое любовь, счастье, семья. . . Дорогие мои восьмиклассники, читайте «Капитанскую дочку», наслаждайтесь чтением, сопереживайте героям, и пусть чтение этой книги принесёт душе вашей «сильное и благое потрясение».

А вслед за этим вступлением – домашнее задание: расскажите о любимых страницах повести «Капитанская дочка". Если вдруг, к моему величайшему сожалению, таких страниц вы пока ещё не нашли, напишите о самых интересных, на ваш взгляд, эпизодах». И тридцать два комментария в ответ на моё обращение – и все про любимые страницы. Разве это обращение не повлияло на формирование творческих, познавательных, коммуникативных компетенций гимназистов? А вслед за каждым комментарием – мой благодарный отклик, признание, что и мне дороги страницы, отмеченные ребёнком, и мною они любимы. Редко – замечания и пожелания учителя ученику. Радостно, что эти замечания и пожелания не оставались без внимания. Ребёнок учится быть внимательным к слову, ответственным за него. Так формируется языковая компетентность.

И ещё один опыт дала нам книга Пушкина: мои ученики включились в дискуссию, прав ли автор «Капитанской дочки», называя русский бунт «бессмысленным и беспощадным». Ученик 8-го класса Антон Проценко, размышляя о теме русского бунта на страницах пушкинской повести и в других произведениях русской литературы, написал в комментариях: «Но можно ли было избежать кровопролития? Как показывает история – нет. Я считаю, что эти бунты, были хоть и беспощадные, но не бессмысленные, и помогли России встать на путь реформ». http://filatova11. blogspot. com/2012/04/blog-post_26. html Я не могла промолчать, я должна была возразить восьмикласснику и должна была обратить внимание на этот комментарий.

В новом сообщении я напомнила детям обращение автора «Капитанской дочки» к читателю: «Молодой человек! если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений». Я поделилась своими размышлениями о том, что никакие реформы не могут быть оправданы, если они добываются ценой человеческой жизни! Даже одной жизни! Страшен исторический путь, залитый кровью. Пушкин и написал свою книгу, чтобы заставить людей задуматься, стоит ли идти к реформам насильственным путём. Я пригласила восьмиклассников присоединиться к нашему спору, поразмышлять, можно ли избежать войн, бунтов, восстаний на пути исторического развития? Ответы школьников свидетельствуют не столько о приобретении коммуникативных компетенций, сколько о их нравственном взрослении, духовном росте. Согласитесь это куда важнее. Ведь формирование образовательных компетенций и должно вести к нравственному развитию личности

В блогах отражается школьная жизнь детей, их учебная, творческая, исследовательская деятельность, их увлечения, достижения, встречи, путешествия. И отражают эту жизнь сами дети, рассказывают о событиях, происходящих в гимназии и за её пределами, делятся впечатлениями, помещают фотографии, поздравляют друг друга, восхищаются стихами, рассказами, рисунками своих одноклассников, комментируют их школьные сочинения или исследования, вступают в дискуссию, обсуждают фильмы, книги… Одним словом, творят, их пальцы просятся к перу, к клавиатуре, они учатся отражать свои мысли, своё отношение к миру и людям, своё мировосприятие. Дети, учитель, родители, являясь со-авторами блога, со-трудничают, со-единяются в со-вместной деятельности, которая и есть образовательный процесс.

В старших классах нашей гимназии становится обязательным участие в исследовательской деятельности для всех гимназистов, в средних классах в ней дети участвуют по желанию. Как приобщить учеников к исследованию, как привить необходимые для научной деятельности навыки? А для этого есть блоговое пространство, сетевые ресурсы. Ученикам 9-го лингвистического класса была предложена локально-исследовательская работа по лексике современного русского языка, дан план работы, определяющий этапы исследования:

• Выбрать для наблюдения предмет исследования, группу носителей языка, сферу использования данной лексики.

• Сформулировать цель наблюдений (например, наблюдать, когда, в каких речевых ситуациях используется данная лексика).

• Фиксировать свои наблюдения, делать записи.

• Оформить теоретический материал на выбранную тему.

• Выдвинуть гипотезу

• Проверить свою гипотезу, продолжая фиксировать языковой материал.

• Опубликовать свои наблюдения в блоге, принять участие в публичной дискуссии, задать вопросы оппонентам, ответить на их вопросы, обращённые к вам.

• Составить анкету-опрос или тест для выбранной группы носителей языка.

• Оформить исследовательскую работу.

• Принять участие в малой научной конференции.

И вот создан новый блог «Повторяем лексику…» (http://svetlana12. blogspot. com/), выбраны темы для исследования, в блоге ученики самостоятельно опубликовали теоретический материал по каждой теме. Девятиклассники вместе с учителем стали соавторами нового блога. На следующих этапах ученики должны будут проявить умение вести публичную дискуссию, готовность к публичному выступлению, к защите выдвинутой гипотезы. Все этапы деятельности отдельного ученика отражены в блоговом пространстве, в любой момент одноклассники могут прийти на помощь, что-то подсказать, чем-то поддержать, а это вновь объединяет учеников, учителя и их родителей в совместной деятельности. А значит, происходит формирование и учебно-познавательных компетенций, и коммуникативных, и информационных. Вовлечение школьников в локально-исследовательскую деятельность определяет необходимость приобретения новых навыков: добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владение приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отбирать материал, выдвигать гипотезу, использовать вероятностные, статистические и иные методы познания.

Проектная деятельность решает не только задачи, связанные с формированием информационных и исследовательских компетенций, но и с освоением навыков яркой, выразительной, грамотной речи, с презентацией результатов своей деятельности. Своеобразным итогом проведённой исследовательской работы стал урок-конференция, на котором ученики представили результаты своей деятельности. Перед учениками стояли серьезные задачи по наглядному сопровождению выступлений, по отбору основного и наиболее выразительного материала исследования, который можно ярко представить слушателям (среди них были и одноклассники, и родители, и педагоги). На уроке-конференции в основном оценивались следующие показатели: яркость, выразительность речи, корректный отбор и представление материалов для выступления, обеспечение выступления удачной наглядностью. По итогам конференции в блоге были опубликованы отзывы детей о выступлениях одноклассников, что является своеобразной рефлексией.

Чему научились мои ученики? Девятиклассники освоили некоторые умения, лежащие в основе исследовательской компетентности:

• корректно формулировать тему исследования;

• подбирать теоретический материал в соответствии с тематикой работы (осуществлять информационный поиск);

• выстраивать гипотезу (не все, но многие);

• планировать практическую часть исследования,

• создавать опросные листы, анкеты, придумывать диагностические задания (все это в соответствии с выбранной темой);

• делать выводы на основании набранного практического материала;

• создавать целостный, композиционно выстроенный, логически связный текст.

В процессе такой работы формируется коммуникативная компетентность: умение корректно обсуждать с одноклассниками и старшими результаты своей деятельности, вести диалог; отбирать материал, который выигрышно и полно показывает результаты исследования; подбирать выразительный иллюстративный материал для выступления; представлять результаты своей деятельности в яркой, интересной форме; выступать публично перед разными аудиториями – детской, взрослой, смешанной.

Одним словом, идёт образовательный процесс, происходит совместная деятельность, используются инновационные технологии, способствующие формированию базовых компетенций, развитию и духовному росту личности ученика. А рядом учитель, который продолжает свой профессиональный рост, постигая инновационные технологии. И процесс этот бесконечен, «и пальцы просятся к перу», к клавиатуре, чтобы отразить, запечатлеть то, чему мы учимся…