Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Проектная деятельность как способ развития интелекта школьников на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность как способ развития интелекта школьников на уроках русского языка и литературы За последние годы в современной школе стали очень актуальными инновационные педагогические технологии проектной и научно-исследовательской деятельности. Во многом это объясняется сменой образовательных подходов: от характерного для школы прошлых лет «знаниевого», при котором основной образовательной задачей являлось формирование прочной системы знаний, произошёл поворот к деятельностному подходу, направленному на самостоятельное добывание знаний обучающимися.

В федеральном государственном стандарте общего образования эти задачи конкретизируются. У школьника необходимо сформировать такие навыки ведения исследовательской работы, как выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование и оценивание полученных результатов. Впоследствии – применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Раскрывая сущность данной темы, хочу представить основные направления в своей педагогической деятельности: проектную и научно-исследовательскую. Оба направления, на мой взгляд, взаимосвязаны, несут огромный образовательный потенциал, особенно для одарённых детей, поскольку они формируют самостоятельность в добывании знаний и исследовательские навыки, воспитывают научное мировоззрение, способствуют усилению положительной мотивации в обучении, развивают личность школьника, творческие и интеллектуальные возможности, креативность, способствуют самопознанию. Убеждена, что данные действия пригодятся школьникам в будущей взрослой жизни.

Работая в данном направлении, я заметила такую особенность: в каждом проекте есть доля исследования и в каждом исследовании есть доля проекта – это сближает проекты и исследования. Однако существенное отличие заключается в ориентации на заранее спланированный, практически значимый результат. Это значение заключено в самом слове «проект», буквально обозначающем «брошенный вперёд», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Проект принципиально отличается от исследования нацеленностью на создание заранее известного продукта, имеющего социальную и практическую значимость. Исследование же не предполагает создания какого-либо заранее известного объекта, его результаты трудно запланировать, к тому же отрицательный результат в научном исследовании – это тоже результат[1].

Как показывает практика, при организации совместной деятельности с одарённым ребёнком наиболее эффективной, позитивной, оптимальной формой организации учебного процесса является проблемное обучение, в которое очень органично вписывается метод проекта и научного исследования. Работая по программе «Школа 2100» Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой, я предлагаю по своему предмету (русскому языку) такие задания, которые являются подготовительной базой для занятия проектной и научно-исследовательской деятельностью, мотивируют и настраивают одарённых детей в данном направлении. Например:

1) подготовка дополнительной информации по изучаемой теме;

2) использование альтернативных путей поиска информации: сопоставление теоретического материала, каких-либо фактов с энциклопедиями, справочниками, сетью Интернет, другими источниками (так, при изучении темы «Разряды местоимений» по русскому языку в 5 классе был найден один из нетрадиционныхвзглядов на классификацию местоимений, в котором ребёнок обнаружил не 9, как в учебнике, а 8 разрядов, изменены наименования разрядов местоимений, а возвратное местоимение себя вынесено за пределы таблицы и рассматривается в качестве исключения);

3) обнаружение скрытых зависимостей и связей:

– между явлениями природы и жизнью литературных героев (задание: «По заданному началу напиши свою пейзажную зарисовку. Сравни этот вариант с авторским текстом, проанализируй. Обрати внимание на то, как важно для описания природы подобрать точное образное слово»);

– между литературными жанрами (задание: «Сравни поэму со стихотворением и рассказом. Укажи основные признаки жанров);

– между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения проблемных ситуаций, соответствующих определённому этапу урока;

4) установление причинно-следственных связей между изучаемыми языковыми явлениями:

– между разделами русского языка (задание: «Подумай, что произойдёт, если в системе языка что-либо исчезнет или изменится?»);

– между кириллицей, глаголицей и современным алфавитом (из опыта работы: моими учениками был разработан проект «Алфавит. Знакомый незнакомец», в результате которого каждая группа учеников выбрала себе определённое направление: 1. Что значит выражение «знать на ять»? 2. Из истории древнерусской школы. 3. Моё слово в защиту буквы Ё. 4. Памятник букве Ё. Итоговым продуктом стал устный журнал, состоящий из четырёх красочных страниц. Проект получил выход на родительское собрание, декаду русского языка, классный час и повлиял на дальнейшую перспективу развития – научную работу по теме «История происхождения современного алфавита»);

5) построение гипотез;

6) интегрирование и синтез информации (составление таблиц, схем);

7) выстраивание алгоритма решения;

8) составление заданий разного типа учащимися для развития творческого мышления (например: придумать и нарисовать своего фантастического героя; сочинить свой детектив, соблюдая законы жанра; узнай героя повести по описанию; составь шифровку; найди образ былинного богатыря в литературе, музыке, живописи; проиллюстрируй стихотворение, фразеологизм; отредактируй текст; напиши аннотацию к книге; инсценировки, КВН; составление дидактического материала в тестовой форме, тематического словарного диктанта и многое другое);

9) формулировка выводов, рефлексия (в разных формах);

10) работа в роли руководителя группы, эксперта, консультанта.

Поскольку современные методы работы с одарёнными детьми не могут быть целиком вписаны только в урочную деятельность, эта работа проводится мною и внеурочно. Здесь простор для творческой деятельности поистине безграничен. Различные виды проектной деятельности тому подтверждение: творческие, социальные, ролевые, информационные, исследовательские; телекоммуникационные и др.

Наиболее продуктивной формой проведения проектно-исследовательской деятельности считаю индивидуальные консультации, через которые происходит сопровождение данной работы. Назовунаиболее значимые для нас проекты, реализованные и результативные: «Корнями дерево сильно (моя родословная)», «Наши деды на войне», «Следы во времени», творческий проект «Новый год», телекоммуникационные (региональные) проекты «Край ты наш Сибирский, край ты наш родной!» (1 место), «Путешествие в Русландию» (1 место), «Имя тебе – Учитель!». Проекты получили дальнейшее развитие и воплощение в следующей научно-исследовательской деятельности.

1) В ходе выполнения школьного проекта «Наши деды на войне» был выявлен материал о героической женщине, совершившей подвиг во время гражданской войны. Оформив материал в виде очерка, дополнительно поработав с родителями, сделав запрос в Павлодарский государственный архив, мы отправили работу на международный литературный конкурс «Золотое пёрышко», проходивший на сайте Pedsovet. su. Очерк «Моя гордость – Татьяна Бельденинова» заслужил самой высокой оценки: диплом за 1 место, именные благодарности наставнику и ученику, публикацию в сборнике «О маме». В перспективе планируется научно-исследовательская работа на основе данного материала.

2) В ходе реализации творческого проекта «Новый год», где одним из направлений фигурировала «Новогодняя открытка советских времён», также наметилась тенденция для участия в научной конференции по теме «Отечественная культура написания текстов поздравительных открыток» (диплом лауреата региональной научной конференции) и конкурсной деятельности: шесть работ отправлено на международный литературный конкурс «Сказки в Новогоднюю ночь» на сайте «Вектор – успеха. РФ».

3) После выполнения учебного проекта «Моя родословная» две работы, в которых история семей представлена до седьмого колена, были направлены на региональный конкурс «Корнями дерево сильно» (диплом лауреата) и одна работа послужила основой для научного исследования по теме «Семья как социальная ценность на разных этапах развития общества» (диплом лауреата на муниципальном уровне).

Таким образом, практико ориентированный характер работы доказывает, что в проектной деятельности много плюсов, прежде всего школьникам легче и интереснее осваивать интеллектуальные навыки, есть возможность реализовать себя, проявить и развить свои личностные качества, творческий потенциал, способствует расширению и углублению знаний. Важно, что проектная деятельность может претворяться в научно-исследовательскую и конкурсную деятельность.

В заключение отметим, что, если до последнего времени участие в исследовательской и проектной деятельности было делом отдельных учащихся, то сегодня в неё должны быть вовлечены все школьники. Из этого следует, что умение организовать такую работу – необходимая составляющая профессиональной компетенции каждого учителя-предметника. Особенно это касается педагогов, работающих в старших классах, когда требования к качеству проектов повышается. В связи с этим хочется обратить внимание коллег на пособие для учителей общеобразовательных учреждений С. В. Абрамовой, которое непосредственно посвящено исследовательским проектам и учебно-исследовательской работе старшеклассников по русскому языку[2]. В нём предложена поэтапная программа ведения исследовательских проектов и учебно-исследовательской работы по русскому языку, в которой обозначена деятельность руководителя и учащегося на каждом этапе. Пособие содержит большой иллюстративный материал – анализ тем и фрагментов более 200 работ старшеклассников, что позволяет конкретизировать теоретическую часть пособия и делает его максимально практико ориентированным.

1. Абрамова С. В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы. – М. : Просвещение, 2011.

Н. С. Губич,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ "Сибирская СОШ №1",

Омская область.



[1] Подробнее о сходстве и различии проектной и учебно-исследовательской деятельности см. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Основная школа. – М. : Просвещение, 2011 – С. 128.

[2] Абрамова С. В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы. – М. : Просвещение, 2011.