Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность
1.
Анализ ситуации
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Недостаточная степень коммуникативной готовности детей к школьному обучению может иметь серьезные последствия. В условиях традиционной школы коммуникативные трудности преодолеваются очень плохо, консервируются в виде негативного стиля общения. У значительного количества детей они приобретают хронический характер, постепенно переходя в устойчивые и неблагоприятные характерологические черты. Таким образом, без целенаправленного и систематического формирования базовых коммуникативных универсальных учебных действий в ходе обучения обойтись нельзя.
2. Актуальность .
Актуально ли все вышеперечисленное для нашей школы? Безусловно, потому что ежегодная педагогическая диагностика по определению готовности к школьному обучению показывает, что только у 30% будущих первоклассников уровень сформированности коммуникативной компетентности достаточен для их адаптации в классном коллективе. У остальных же наблюдаются проблемы коммуникативного характера, особенно в построении эффективного сотрудничества со сверстниками. Таким образом, существует противоречие между необходимостью целенаправленного формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий и отсутствием такой практики в современной школе.
3. Выявление проблемы
В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Согласно Федеральному государственному стандарту «результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества».
Одним из ведущих методов современной педагогики является метод проектов, который в силу своих особенностей позволяет реализовать проекты группами или парами, и направлен не только на получение знаний, но и на формирование коммуникативных УУД. Таким образом, формирование коммуникативных УУД младшего школьника является актуальной социальной проблемой, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
4. Идея, которую я реализую, заключается в организа-
ции проектной деятельности в учебное и внеурочное время, что, с
моей точки зрения, будет способствовать формированию и развитию
коммуникативных УУД.
5. Определение цели для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленной цели.
Цель: создание условий для процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младших классов через использование проектного метода.
Для достижения цели были сформулированы следующие
задачи:
– изучить теоретический материал о формировании и развитии коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников;
– выявить особенности метода проекта, способствующие формированию и развитию коммуникативных способностей школьников;
– проанализировать воздействие использования метода проектов на формирование коммуникативной компетентности;
– включить в образовательный процесс проектную деятельность;
– выстроить внеурочные занятия по предметам с учётом проектной деятельности;
– на диагностической основе фиксировать уровень сформированности коммуникативных УУД.
6. Теоретическая база опыта.
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что формирование коммуникативной личности предполагает овладение учащимися знаниями о закономерностях системы языка и ее функционировании, формирование на этой основе умений и навыков нормативного, уместного и этического использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения.
Формирование коммуникативных умений выступает как приоритетная, задача, определяющая постановку языкового развития, отбор познавательного содержания, методов и приемов организации обучения, а также стиль общения.
На данный момент школьное образование не ограничивается набором знаний, умений и навыков которыми должен обладать ученик. На современном этапе обществу необходимы «. . . современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». А это во многом определяется от получения некоторого набора дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «коммуникация».
Коммуникативные умения необходимо формировать в младшем школьном возрасте потому, что этот возраст является самым благоприятнейшим для введения ребенка в речевую среду, для ознакомления его с разнообразными речевыми ситуациями, а также средствами для высказывания своих мыслей, эмоций, чувств вслух, строить понятные для партнера высказывания, договариваться и приходить к общему решению, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
7. Описание опыта.
На этой основе мной была разработана программа кружка «Проект +», направленная на формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных умений и навыков.
Задачи кружка направлены на создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и к потоку информации, подлежащей анализу и синтезу. Одним из результатов деятельности кружка является развитие умения личности сотрудничать с другими, что положительно влияет на формирование коммуникативной компетентности. В проектной деятельности коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Предполагаемый результат: занятия кружка «Проект +» помогут учащимся в формировании собственного мнения и позиции, строить понятные для партнера высказывания, договариваться и приходить к общему решению, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. А также повышение уровня качества знаний; создание условий для разностороннего развития личности; формирование способностей детей к аналитическому и творческому самовыражению личности; активизация мотивации к обучению.
Данная программа «Проект +» рассчитана на четыре учебных года для детей 1-4 класса, проводимых 1 раз в неделю (40 минут). На занятиях мы не только создаем свои проекты, но и активно участвуем в сетевых проектах, конкурсах.
Каждое занятие построено таким образом, что соблюдается принцип от простого к более сложному.
Осуществление метода проектов происходит в несколько этапов, на которых решаются разные коммуникативные задачи. Рассмотрим этапы на примере проекта «О чем может рассказать фамилия».
На первом этапе – постановка проблемы и выхода из проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для детей.
Постановка цели и задачи, определение продукта деятельности. На этом этапе решаются такие коммуникативные задачи как подготовка к развитию диалога ребенка с собеседником. Детям предлагается план вопросов для собеседника, с помощью которых ребенок получит необходимую информацию и при этом научится поддерживать диалог с собеседником.
На втором этапе происходит обсуждение проблемы, поиск путей разрешения проблемной ситуации, планирование необходимой деятельности. Обсуждая проблему, выясняются новые источники информации, с помощью которых учащиеся будут решать учебную задачу. Учитель направляет мысль детей в нужную сторону для самостоятельного поиска. На этом этапе решаются такие коммуникативные задачи как развитие речемыслительных высказываний, умений с помощью слова высказывать свои мысли и поддерживать диалог с учителем и сверстниками.
На третьем этапе дети самостоятельно или с совместными усилиями взрослых, применив необходимые знания должны получить реальный и ощутимый результат, т. е. готовый продукт. В данном случае это словарь фамилий класса, семьи, школы… На этом этапе решаются коммуникативные УУД: установление интерактивного взаимодействия: умение слушать и слышать собеседника; умение инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение, умение эмоционально сопереживать; проявлять эмпатию.
Содержание проблемной ситуации | Действия ученика | Развиваемые УУД |
Кто из вас знает, сколько фамилий в вашей семье? А знаете ли вы, что обозначают эти фамилии, как они образовались?
|
Слушают, активно обсуждают (в группах), отвечают на первый вопрос, на второй затруднение. Формулируют учебную задачу.
|
Коммуникативные УУД: – умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; – владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Какой продукт мы можем получить в результате нашего проекта? | Обсуждают, отвечают. | Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
На четвертом этапе подготовки к презентации продукта решаются коммуникативные УУД такие как, развитие связной монологической речи на основе тех знаний, которые были приобретены на предыдущих этапах, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
В рамках проектов любого типа можно отрабатывать отдельные элементы коммуникативной компетентности, которые должны быть четко выделены и спланированы учителем. Развитие коммуникации требует системно-деятельного подхода.
Рассмотрим формирование коммуникативных УУД через проектную деятельность во время учебных занятий на примере урока русского языка. Тема «Правописание приставок с глаголами».
Этап урока/ деятельность учителя | Деятельность ученика | Развиваемые УУД |
Итог занятий, рефлексия деятельности.
Ребята, как мы можем подытожить результат работы на уроке?
Хорошо, давайте возьмем мини-проект. А какой результат можно получить в результате?
Молодцы! В каждой группе есть конверт (в конверте заготовка схемы, разрезанная по словам, стрелки), вы можете его открыть и приступить к работе. В конце работы, защита проекта.
|
Слушают, активно обсуждают (в группах), предлагают написать тест, или сделать мини-проект. Схему-подсказку.
Открывают конверт, обсуждают, и собирают схему. Когда схема готова, обсуждают, как ее защитить. Защищают.
|
Коммуникативные УУД: – умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; – владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
В результате получается схема-подсказка, которую можно использовать на уроках русского языка.
8. Результат.
С 2009 по 2012 год мы приняли участие в командных телекоммуникационных проектах и конкурсах:
1. Уроки тетушки Совы – 2 команды (10 человек), призер + сертификат.
2. В стране дорожных правил – 1 команда (8 человек), сертификат.
3. Путешествие в царство математики – 1 команда (8 человек), сертификат.
4. Животные русских народных сказок – 1 команда (7 человек), сертификат.
5. Пословица недаром молвится – 1 команда (5 человек), 2 место.
6. Путешествие в Читалию – 1 команда (10 человек) – 3 место.
7. Математическая карусель – 1 команда (8 человек) – 1 место.
8. Приключение Чипполино – 1 команда (8 человек) – 3 место.
9. ЭМУ «Конкурс творческих команд» – 1 команда (8 человек), сертификат.
10. Великий сказочник– 2 команды (10 человек) – 2 и 3 места.
Создали и защитили 16 проектов. Проекты «О чем может рассказать фамилия», « История возникновения и развития с. Харламово», «Задачи в стихах» – опубликованы на сайте http://nsportal. ru/ap в проекте для одарённых детей «Алые паруса». Повысилось участие обучающихся в предметных олимпиадах школьного, муниципального, всероссийского уровней, конкурсах, смотрах, соревнования, выставках, научно-практических конференциях.
Повысилось качество знаний.
9. Заключение.
Таким образом, включение проектной деятельности в процесс обучения и воспитания способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается как в познавательный процесс, так и в процесс становления духовно-нравственной личности, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих рефлексию. Участие учащихся в проектной деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того, учащиеся приобретают опыт общения, усовершенствуют речевые навыки, и способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что систематическое применение метода проекта способствует развитию коммуникативной компетентности школьников.
Список литературы:
1. Александрова О. А. Формирование коммуникативных умений общения / О. А. Александрова. – М. : Просвещение, 2005. – 26 с.
2. Алексеева Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования / Под редакцией Г. С. Ковалевой – 3-е изд. – М. : Просвещение , 2011. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
3. Баранова О. Д. Поговорим о детях / О. Д. Баранова. – М. : Просвещение, 1996. – 202 с.
4. Григорьева М. В. Развитие коммуникативных умений / М. В. Григорьева // Начальная школа. – 2003. – № 10. – С. 103.
5. Немов Р. С. Психология : Психология образования / Р. С. Немов. – М. : Просвещение, 2000. – 109 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011 г. /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).