Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Проектная деятельность в образовательном процессе

Проектная деятельность в образовательном процессе Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, и требования к учебному проекту совершенно особые. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы.

Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, т. е. с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой есть перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

Результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

Подготовленный продукт должен быть представлен. Таким образом, на завершающем этапе проект требует презентации своего продукта.

То есть проект – это «5 П»: Проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация.

Шестое «П» проекта – его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.

По доминирующей деятельности, применительно для младших школьников, можно представить следующую классификацию проектов:

– Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и т. д. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

– Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализация. Спортивная игра, произведение изобразительного или декоративно-прикладного искусства.

– Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна, но выпускникам начальных классов стоит попробовать в нем свои силы. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. д. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Одной из важных организационных задач участников проекта является выбор продукта проектной деятельности. От ее решения зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения социально значимой проблемы.

Для младших школьников наиболее возможными продуктами проектной деятельности могут быть следующие: * учебное пособие; * выставка; * газета; * журнал; * журнал; * игра; * коллекция; * праздник; * сказка; * модель и др.

Задачей не менее, а то и более сложной, чем выбор формы продукта проекта, является выбор формы его презентации. Здесь потребуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов артистических, художественных и т. п. ).

В ходе подготовки к презентации дети готовят продукт (рисунки, газеты, слайд-шоу, макеты). Но это не результат работы над проектом!

Результат – это: ход мыслительной деятельности детей; собранная ими информация; приобретенные новые знания; появившиеся и отвергнутые варианты решения проблемы; найденный конструктивный замысел.

Для успешной работы на этапе презентации необходимо научить детей сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщения, готовить наглядность, анализировать свою деятельность. Для этого можно предложить детям следующий план выступления:

Почему ты начал разрабатывать именно этот проект? Кому он предназначен?

Проводил ли ты предварительные исследования по данной проблеме? Если да, то что ты выявил?

Какова основная идея твоего проекта? Были ли у тебя еще идеи? Почему ты их отверг?

Какие ты использовал материалы? Достаточно ли было тебе знаний и умений или пришлось чему-то научиться? Кто тебе помогал?

По каким этапам ты выполнял проект? Расскажи об этом кратко.

Какие комментарии ты получил от людей, для которых выполнялся проект, или от посторонних?

Как улучшить проект и каковы направления твоего дальнейшего исследования?

Итак, презентация – это: завершение работы; анализ проделанного; самооценка, оценка со стороны; демонстрация результатов.

Для начальных классов виды презентационных проектов могут быть следующими: деловая игра, путешествие, реклама, спектакль, телепередача, ролевая игра и др.

В обсуждении и оценивании проектных работ участвуют все, осуществляется самооценка результатов и процесса работы, выслушиваются коллективные высказывания и оценивания, учитель выступает в качестве участника коллективной оценочной деятельности.

Критерии оценки могут быть следующие: самостоятельность работы над проектом, оригинальность решения проблемы, универсальность (дополнительное использование модели), качество выполнения продукта, артистизм и выразительность выступления, использование средств наглядности, технических средств.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

– мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный настрой; ученики обсуждают проект, предлагают собственные идеи);

– информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам сообщает информацию);

– рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Если выполнение проекта проходит в режиме урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлечь родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проекта. А вот помочь советом, информацией очень важно для поддержки мотивации и самостоятельности ребенка. Можно провести родительское собрание, на котором разъяснить суть метода проекта и его значимость для развития личности, рассказать об основных этапах проектной деятельности и участия родителей в ней, разработать памятки: «Что такое проект?», «Родителям, чьи дети выполняют проект».

В качестве примера хочу привести выполненный нами «День птиц».

Дидактические цели проекта.

– систематизировать знания и представления детей по экологии путем переосмысления причинно-следственных связей между живой и неживой природой;

– формировать представление об экологической целостности природы;

– помочь ребенку осознать важность его отношения к природе;

– показать личностный рост ученика по результатам решения поставленной проблемы.

Методические задачи проекта.

– побуждать учащихся к использованию различных источников информации для решения поставленной проблемы (печатные и электронные энциклопедии; журнал «Юный натуралист» и т. д. ; наблюдения в природе, опрос родителей, интервьюирование учителя биологии);

– формировать умения анализировать полученную информацию, делать простые выводы, составлять план деятельности в соответствии с полученной информацией;

– развивать умения работать в группе (слушать друг друга, согласовывать свои действия и приходить к единому мнению);

– учить оформлять результаты своей деятельности с помощью информационных технологий.

На начальном этапе проекта учащиеся были поделены на две «научные» группы. Детям первой группы было предложено стать экологами и составить экологический прогноз: какие изменения произойдут в природе планеты Земля, если исчезнут птицы? Учащиеся, пользуясь дидактическими материалами, провели наблюдения за птицами в школьном парке по плану, через проблемный вопрос были поставлены в ситуацию некомпетентности, с частными вопросами обращались за помощью к родителям; на основе обработки полученной информации, анализа пищевых цепей, интервьюирования учителя биологии пришли к выводу: природа – это хрупкий организм, в котором нет ничего лишнего, поэтому нужно как можно бережнее относиться к животным вокруг. Результаты исследования дети оформили в программе PowerPoint в виде научно-познавательного слайд-фильма, представили его родителям на открытом занятии, на этапе оформления проекта отработали умения создавать презентации по плану, представлять ее, пользоваться сканером, рисовать в графическом редакторе Paint.

Реализация проекта с оформление результатов при помощи ИКТ способствовала формированию ответственности детей перед природой за свои действия, изучению основ информационной культуры, развитию познавательного интереса к предметам «Окружающий мир», «Информатика».

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ, ЧЬИ ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ ПРОЕКТ

«Что такое проект?»

Основатель метода проекта – американский педагог У. Х. Килпатрик (1872-1965). По его мнению, использование метода проекта не только подготавливает ребенка к деятельности его по окончании школы, но и помогает ему организовать жизнь в настоящем. Проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».

Метод проектов в 20-30-е годы привлек внимание отечественных педагогов. Они считали, что этот метод сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности ребенка в процессе обучения, научить не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.

В современной педагогике метод проектов используют как компонент системы образования.

Проект – это «5 П»: ПРОБЛЕМА (значимая задача); ПРОЕКТИРОВАНИЕ (план действий, выбор продукта, форма презентации); ПОИСК информации (поиск и сбор материала); ПРОДУКТ (результат работы, изделие); ПРЕЗЕНТАЦИЯ (представление продукта, результата).

Итак, метод проектов предполагает:

Связь обучения с жизнью.

Развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе.

Развитие умения адаптироваться к действительности.

Умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.

Метод проектов помогает научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т. е. учит учиться.

Важно!

Уважаемые родители! Ваш ребенок приступает к выполнению проекта. Проявите заинтересованность. Постарайтесь создать радостную атмосферу. Узнайте у ребенка, что это за проект, для кого он предназначен, что в результате ребенок должен получить.

Уважаемые взрослые! Не берите на себя выполнение части работы над проектом, иначе вы погубите саму творческую идею проекта. А вот помощь советом, информацией – это важно для мотивации и самостоятельности ребенка при выполнении проекта!