Рейтинговая система оценивания учебных достижений обучающихся как условие повышения учебной мотивации
Рейтинговая система оценивания учебных достижений обучающихся как условие повышения учебной мотивации
Каждый преподаватель хочет, чтобы его подопечные хорошо учились, с интересом и желанием занимались. Но часто педагогам приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у обучающихся не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у обучающихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов, которые знают, что нельзя успешно учить, если подросток относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед педагогом стоит задача по формированию и развитию у обучающихся положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы обучающийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т. е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
У многих обучающихся возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с его работоспособностью или интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.
Необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения для того, чтобы бороться с неуспешностью в обучении.
Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности обучающихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.
В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями обучающихся, система поощрения хорошо успевающих обучающихся.
На стадии подготовки к введению рейтинговой системы преподаватель и обучающийся заключают договор о взаимных обязательствах. В договоре оговариваются условия завершения обучения. Обучающийся знает, при каких условиях он будет освобожден от итоговой работы или, наоборот, не допущен до нее.
Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.
Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля – значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к занятиям. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.
Рейтинговая оценка знаний предполагает, что ее использование позволяет стимулировать учебно-познавательную деятельность обучающихся и повышает положительную мотивацию. Рейтинговая система оценивания создает ситуацию успеха – за каждый вид деятельности обучающийся получает дополнительные баллы, что положительно влияет на самооценку подростка. Кроме этого, рейтинговая система оценивания имеет ряд преимуществ:
– оценка не зависит от межличностных отношений педагога и обучающегося
– стимулируется процесс познания – конечный итог определяется в виде суммы всех набранных баллов
– обучающиеся могут сами выбирать стратегию своей деятельности, т. к. известно максимальное количество баллов, которую необходимо набрать.
Всякая оценка предполагает диагностику оцениваемого объекта. Согласно модульно-рейтинговой системе оценки учебная дисциплина делится на модули. В течение одного модуля за все виды учебной работы (самостоятельные работы, тесты, контрольные работы, лабораторно-практические работы и т. д. ) обучающийся набирает баллы. По завершении модуля проводится контроль знаний, который может проходить в виде тестирования, контрольной работы или любого другого способа проверки знаний. Каждому модулю присваивается свой рейтинг. В любой момент времени можно подвести итоги рейтинга и определить место обучающегося среди других по усвоению дисциплины. В модульно-рейтинговой системе не существует “отличников”, “ударников” и т. д. , а есть первый, второй, сотый учащийся по уровню достигнутых учебных результатов.
Как составить рейтинг?
– Разделить учебный материал на структурно-логические самостоятельные модули (логические блоки);
– Определить нормативные баллы на все задания (или правила начисления баллов);
– Установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать обучающийся.
– Составить для обучающихся свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание – рейтинговый регламент;
Для введения рейтинговой системы оценивания на занятиях по химии, мною были разработаны критерии оценивания учебных достижений и оценочные ведомости, где отражались все баллы, заработанные обучающимися на каждом занятии. Рейтинговая оценка велась по двум основным направлениям: успеваемость и посещаемость. В блок успеваемости входили такие позиции: наличие учебных принадлежностей, ведение конспекта, выполнение практической, комплексной работы, всех тематических контрольных и выполнение творческих работ (рефераты, доклады, кроссворды и т. д. ). За активность на занятии предусматривались дополнительные баллы (0-2). Кроме выставления баллов была разработана система снятия баллов: за пропуск занятия по неуважительной причине, за уход с консультаций, с 4 пары, за опоздание и нарушение дисциплины. В конце недели проводилось собрание обучающихся, где объявлялось о рейтинге каждого, для того, чтобы было видно, над чем работать дальше. В конце месяца в группе проводилось собрание и объявлялся уже общий рейтинг.
О результативности рейтинговой системы оценивания я судила по результатам анкетирования по определению уровня учебной мотивации на начало эксперимента и в конце, а также сравнивая оценки за первый курс.
Получены были следующие результаты: если перед введением рейтинговой системы оценивания только у 23% обучающихся была нормальная учебная мотивация, то к концу эксперимента этот процент вырос до 55%, негативное отношение к учебе наблюдалось у 15%, к концу эксперимента таких обучающихся не стало. Если говорить об оценках, то по сравнению с прошлым годом наблюдалось незначительное улучшение: по химии свои оценки улучшили 4 человека.
Основная цель, стоящая передо мной перед введением рейтинговой системы оценивания – создание фактора стимуляции и положительной мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности. По истечении двух месяцев эксперимента, можно сказать, что около 40% обучающихся выбирали добровольно дополнительные задания, что является внешним проявлением мотива самообразования, соответствует высокому уровню познавательных мотивов. И для таких обучающихся была предусмотрена система поощрения, в частности «автоматический» рубежный контроль.
Проанализировав результаты, я пришла к выводу, что данная система оценки еще в начале изучения данного раздела определяет конечный результат, заставляет упорно трудиться. Эта система оценки заинтересовала обучающихся своей необычностью, новизной, повысила самостоятельность ребят, что в их возрасте очень важно.
Кроме фиксированного учета знаний и справедливого оценочного результата, модульно-рейтинговая система развивает демократичность, объективность, инициативность, здоровое соперничество в учебно-образовательном процессе, стремление активно и содержательно обучаться, поскольку быть лидером и занимать высшую шкалу рейтинга – всегда престижно.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов на Дону, 2000
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М. , 1996.
3. Сазонов, Б. А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: Учебное пособие / Б. А. Сазонов – М. :ФИРО – 2006
4. Новаков. Н. Мониторинг образовательного качества // Высшее образование в России. – 2003. – № 6. – С. 15-23.