Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Рейтинговая система оценивания учебных достижений обучающихся как условие повышения учебной мотивации

Рейтинговая система оценивания учебных достижений обучающихся как условие повышения учебной мотивации

Каждый преподаватель хочет, чтобы его подопечные хорошо учились, с интересом и желанием занимались. Но часто педагогам приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у обучающихся не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у обучающихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов, которые знают, что нельзя успешно учить, если подросток относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед педагогом стоит задача по формированию и развитию у обучающихся положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы обучающийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т. е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

У многих обучающихся возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с его работоспособностью или интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.

Необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения для того, чтобы бороться с неуспешностью в обучении.

Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности обучающихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями обучающихся, система поощрения хорошо успевающих обучающихся.

На стадии подготовки к введению рейтинговой системы преподаватель и обучающийся заключают договор о взаимных обязательствах. В договоре оговариваются условия завершения обучения. Обучающийся знает, при каких условиях он будет освобожден от итоговой работы или, наоборот, не допущен до нее.

Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.

Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля – значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к занятиям. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.

Рейтинговая оценка знаний предполагает, что ее использование позволяет стимулировать учебно-познавательную деятельность обучающихся и повышает положительную мотивацию. Рейтинговая система оценивания создает ситуацию успеха – за каждый вид деятельности обучающийся получает дополнительные баллы, что положительно влияет на самооценку подростка. Кроме этого, рейтинговая система оценивания имеет ряд преимуществ:

– оценка не зависит от межличностных отношений педагога и обучающегося

– стимулируется процесс познания – конечный итог определяется в виде суммы всех набранных баллов

– обучающиеся могут сами выбирать стратегию своей деятельности, т. к. известно максимальное количество баллов, которую необходимо набрать.

Всякая оценка предполагает диагностику оцениваемого объекта. Согласно модульно-рейтинговой системе оценки учебная дисциплина делится на модули. В течение одного модуля за все виды учебной работы (самостоятельные работы, тесты, контрольные работы, лабораторно-практические работы и т. д. ) обучающийся набирает баллы. По завершении модуля проводится контроль знаний, который может проходить в виде тестирования, контрольной работы или любого другого способа проверки знаний. Каждому модулю присваивается свой рейтинг. В любой момент времени можно подвести итоги рейтинга и определить место обучающегося среди других по усвоению дисциплины. В модульно-рейтинговой системе не существует “отличников”, “ударников” и т. д. , а есть первый, второй, сотый учащийся по уровню достигнутых учебных результатов.

Как составить рейтинг?

Разделить учебный материал на структурно-логические самостоятельные модули (логические блоки);

– Определить нормативные баллы на все задания (или правила начисления баллов);

– Установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать обучающийся.

– Составить для обучающихся свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание – рейтинговый регламент;

Для введения рейтинговой системы оценивания на занятиях по химии, мною были разработаны критерии оценивания учебных достижений и оценочные ведомости, где отражались все баллы, заработанные обучающимися на каждом занятии. Рейтинговая оценка велась по двум основным направлениям: успеваемость и посещаемость. В блок успеваемости входили такие позиции: наличие учебных принадлежностей, ведение конспекта, выполнение практической, комплексной работы, всех тематических контрольных и выполнение творческих работ (рефераты, доклады, кроссворды и т. д. ). За активность на занятии предусматривались дополнительные баллы (0-2). Кроме выставления баллов была разработана система снятия баллов: за пропуск занятия по неуважительной причине, за уход с консультаций, с 4 пары, за опоздание и нарушение дисциплины. В конце недели проводилось собрание обучающихся, где объявлялось о рейтинге каждого, для того, чтобы было видно, над чем работать дальше. В конце месяца в группе проводилось собрание и объявлялся уже общий рейтинг.

О результативности рейтинговой системы оценивания я судила по результатам анкетирования по определению уровня учебной мотивации на начало эксперимента и в конце, а также сравнивая оценки за первый курс.

Получены были следующие результаты: если перед введением рейтинговой системы оценивания только у 23% обучающихся была нормальная учебная мотивация, то к концу эксперимента этот процент вырос до 55%, негативное отношение к учебе наблюдалось у 15%, к концу эксперимента таких обучающихся не стало. Если говорить об оценках, то по сравнению с прошлым годом наблюдалось незначительное улучшение: по химии свои оценки улучшили 4 человека.

Основная цель, стоящая передо мной перед введением рейтинговой системы оценивания – создание фактора стимуляции и положительной мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности. По истечении двух месяцев эксперимента, можно сказать, что около 40% обучающихся выбирали добровольно дополнительные задания, что является внешним проявлением мотива самообразования, соответствует высокому уровню познавательных мотивов. И для таких обучающихся была предусмотрена система поощрения, в частности «автоматический» рубежный контроль.

Проанализировав результаты, я пришла к выводу, что данная система оценки еще в начале изучения данного раздела определяет конечный результат, заставляет упорно трудиться. Эта система оценки заинтересовала обучающихся своей необычностью, новизной, повысила самостоятельность ребят, что в их возрасте очень важно.

Кроме фиксированного учета знаний и справедливого оценочного результата, модульно-рейтинговая система развивает демократичность, объективность, инициативность, здоровое соперничество в учебно-образовательном процессе, стремление активно и содержательно обучаться, поскольку быть лидером и занимать высшую шкалу рейтинга – всегда престижно.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов на Дону, 2000

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М. , 1996.

3. Сазонов, Б. А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: Учебное пособие / Б. А. Сазонов – М. :ФИРО – 2006

4. Новаков. Н. Мониторинг образовательного качества // Высшее образование в России. – 2003. – № 6. – С. 15-23.