Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Использование инновационной методики проблемно– развивающего обучения в развитии самостоятельности у учащихся в классе специального фортепиано

Использование инновационной методики проблемно– развивающего обучения в развитии самостоятельности у учащихся в классе специального фортепиано Одной из разновидностей инновационных методик в образовании является проблемно-развивающее обучение, которое направлено на развитие самостоятельности ученика. Основной идеей этого подхода является построение учебной деятельности через решение познавательных учебных задач или заданий, находя ответ к которым учащиеся приобретают новые знания, и способность самостоятельно учится. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Для этого необходимо действие двух факторов:

1. Возникновение познавательной потребности, локализуемой в определенном учебном материале;

2. Овладение новыми обобщенными знаниями, необходимыми для выполнения определенных задач.

Музыкальное обучение оказывает значительное влияние на общий интеллектуальный уровень ученика, если на занятиях в классе специального фортепиано используется методика проблемно – развивающего обучения. Успех интеллектуального развития учащегося фортепианного класса достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своим воспитанником, а от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т. е. их интеллектуальное развитие.

Отмечая недостатки в фортепианном обучении, Геннадий Моисеевич Цыпин пишет о том, что учащиеся проходят в классе мало произведений, урок в классе фортепиано превращается в тренировку профессионально – игровых качеств, поэтому лишается познавательного содержания. Из его слов следует, что авторитарный характер обучения не стимулирует самостоятельность, активность и инициативу мышления, а практические умения и навыки оказываются ограниченными по диапазону действия, недостаточно универсальными и широкими. В результате традиционное обучение игре на инструменте не создает условий для развития активного музыкального мышления, которое по своей сути является творческим процессом.

Целью моего выступления является рассмотреть возможность использования методики проблемно – развивающего обучения в развитии самостоятельности у учащихся класса специального фортепиано. При изучении возможностей этой методики решались следующие вопросы:

– изучение основ проблемно – развивающего обучения.

– организация самостоятельной деятельности при выполнении домашнего задания, посредством метода проблемно-развивающего обучения.

– активизация логического мышления и получение знаний и навыков через проблемные задачи.

– освоение учащимися музыкальной информации и творческое оперирование учебным материалом через проблемные ситуации.

Различают три формы проблемного обучения: проблемное изложение, когда учитель сам ставит проблему и решает ее; совместное обучение, при котором учитель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися; творческое обучение, при котором учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение.

Воспитывая пианиста, мы, преподаватели, излагаем те сведения, которые должны быть усвоены учащимися, ставим вопросы и предлагаем на них ответы, формулируем задачи и объясняем способы их решения. Работая с произведением, ученик должен запомнить какой-то объём изучаемого материала, повторить его дома и выполнить те или иные музыкальные упражнения необходимые для тренировки нарабатываемых игровых навыков и знаний. Запоминание и упражнение – два основных способа обычно применяющиеся учащимися для усвоения учебного материала. Очевидно, что такое обучение не требует от ученика особого творческого мышления. Здесь нет необходимости и в вопросах к преподавателю, так как учитель старается всё рассказать, показать как можно подробнее. И каким бы навыкам и знаниям мы ни учили, в том числе и навыку рассуждения, логического осмысления учебного материала, в результате такого обучения ребёнок становится как бы интеллектуальным иждивенцем, постоянно обслуживаемый преподавателем. Получаемые таким путём знания, умения и навыки не требуют от учащегося выполнения полноценной интеллектуальной деятельности, которая необходима для самостоятельного творческого усвоения знаний и навыков. В результате учащиеся становятся интеллектуально пассивными, не умеющими выполнить самостоятельно ни одного шага в процессе работы над музыкальными произведениями.

Для осуществления проблемно – развивающего обучения необходимо создавать специальные условия учебной деятельности, в которых будут реализованы все основные принципы обучения, в частности, принцип познавательной последовательности. Принцип последовательности в освоении учебного материала является одной из существенных тенденций в современном подходе к развитию ученика. Последовательность освоения необходимого комплекса знаний, умений и навыков может быть различной, но обязательным условием эффективного обучения должна быть система методов, которую в своей педагогической практике подразделяю на три группы.

Первая группа методов связана с использованием логического мышления и направлена на осознание получаемых знаний и навыков через проблемные задачи. Педагог помогает ученику формировать понятия и умозаключения, учит выражать свои мысли в словах. Основной акцент делается на теоретическую часть обучения. Учащийся учится рассказывать словами, что происходит в данном музыкальном произведении с точки зрения музыкально-теоретического анализа.

Вторая группа методов основана на применении полученных знаний на практике, через проблемные ситуации, что предполагает оперирование как теоретическим, так и звуковым материалом. Особое место в этом разделе проблемно – развивающего обучения занимает работа по активизации слухового восприятия и представлений, формированию наглядно-образного музыкальное мышления, умения использовать полученные знания. А обучение навыкам осмысленного слушания музыки должно составлять важную часть общемузыкального развития ребенка.

Третья группа методов направлена на воспитание творческого отношения к музыкальной деятельности. Чаще творческим является только способ действия, а не результат. В данном смысле слова « творческий» подразумеваю, что ученик должен принимать решение или делать выбор без подсказки, на основании собственных представлений и желаний. Это меняет качество умственной деятельности и постепенно ведет к умению самостоятельно решать возникающие вопросы, поэтому стараюсь всегда давать «пищу» для размышления в домашней работе.

Для реализации цели и задач проблемно-развивающего обучения, апробирую различные способы и приёмы, при которых учащиеся не только усваивают термины и определения, средства музыкальной выразительности, игровые приёмы и другое, но и учатся применять их в работе над музыкальными произведениями через проблемные задания и ситуации. Проблемные задания на уроке стараюсь составить с учетом всех видов деятельности: при восприятии музыки, музицировании, выполнении занимательных и домашних заданий.

В развитии самостоятельности, в процессе обучения, главную роль играет выполнение домашнего задания. В современное время с загруженностью в общеобразовательной школе, множеством отвлекающих факторов в виде компьютерных игр, интернета, учащиеся мало уделяют времени фортепианной игре. Встаёт вопрос, как же организовать учащегося для выполнения им домашнего задания, чтобы работа над ним дала результат и не была в тягость ребёнку. Необходимо чтобы задачи по формированию пианистических навыков и умений были поставлены убедительно, доходчиво, ярко и воспринимались учащимся. Для нас, педагогов, уже известно реальное содержание и выполнение задач в работе над тем или иным произведением, но для ученика они станут ясными в ходе последующей работы, через потребность в поисковой деятельности неизвестного, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации, через доступность в выполнении проблемного музыкального задания. Например, большинство учеников при разборе произведения не всегда осознано относятся к выполнению такого важного элемента, как аппликатура необходимого для воплощения авторского замысла. Для многих ребят это становится проблемой, особенно для детей, которые сами по себе неорганизованные, невнимательные, всё делают примерно. Если дать учащемуся произведение без раставленной аппликатуры, то у него возникнут трудности в исполнении, и он вынужден бутет обратиться, к педагогу за решением этой проблемы. Решением этой проблемы может стать доходчивое и образное объяснение педагога, а правильно организованная практическая деятельность создаст потребность в определенных знаниях, пробудит интерес учащегося и стремление к ним.

Эффективность самостоятельной работы достигается через выстраивание алгоритма действий учащегося при выполнении домашнего задания. Одним из важных условий которого является гибкое распределение времени ученика между различными объектами работы. Поэтому с первых лет обучения обращаю внимание ребенка на качество выполнения домашней работы, акцентируя внимание на первоочередных задачах, напоминая о том, что урок в классе – образец ежедневной самостоятельной работы дома и поэтому заниматься надо так, чтобы ни одна минута не пропала зря. Развитие навыков самостоятельной работы протекает успешно лишь в том случае, если ученик понимает, какую художественную цель преследует указание педагога – рекомендуемая аппликатура, средства музыкальной выразительности, динамический план и т. д. Это понимание происходит через столкновение ученика с реальными трудностями, своими собственными проблемами, через возникновение собственных вопросов. Только тогда, когда ребёнок озвучил свои трудности, свои вопросы, он принимает цель, воспринимает способы деятельности по созданию того образа, над которым работал с преподавателем в классе. Он вдохновляется, у него возникает необходимость передать этот образ собственными силами. Отсюда появляется осознаность действий на уроке, что мы называем «умением работать».

Проблемно-развивающее обучение опирается на активизацию логического мышления. Чтобы активизировать логическое мышление использую аналитические приемы – это приём сравнения, проблемных, наводящих вопросов, обобщения и умозаключения, через постановку перед учащимся проблемной задачи. Результатом использования данных приёмов, является ясное осознание учащимися получаемой словесной и звуковой информации. Кроме того, ученик учится осознавать собственные действия. Например, методом проблемных, наводящих вопросов стараюсь натолкнуть ученика на размышление, необходимое для ответа. Обращаясь непосредственно к ученику, приглашаю его к совместному обсуждению всех возникающих вопросов по слуховому анализу музыки, при работе над техникой, выразительностью и. т. д. Вопросы выстраиваю так, чтобы на них нельзя было дать однозначные ответы, «да», или « нет». Например, в работе над техникой: «Что нужно сделать, чтобы проиграть пассаж ловко и легко?», ребенок, размышляя, рассуждает о правильности исполнения аппликатуры, должен ли он собрать пальцы, какое должно быть прикосновение к инструменту. Работая над образным содержанием, можно задать вопрос о средствах музыкальной выразительности (метро – ритм, фразировка, штрихи), которые использует композитор. Учащиеся в процессе обучения, учатся использовать собственные рассуждения, оценивать свои действия и планировать этапы работы. Вопросительная форма, является одним из важных дидактических приемов, способных натолкнуть ученика на размышление побудить к мыслительной работе и вызвать к ней интерес. Считаю, что проблемные, наводящие вопросы педагога и ответы ученика являются одним из путей обучения методам самостоятельной работы.

Методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения, которые также использую на своих уроках, помогают учащемуся закрепить и осознать в форме понятий не только теоретические сведения, но и обобщить слуховые впечатления. Работа по осознанию строения музыкального произведения активизирует мышление ученика, поэтому формирование навыков анализа музыкального текста начинаю с подготовительного класса. При соответствующем систематизированном подходе, в процессе развития, дети вполне свободно справляются с аналитическими заданиями. На начальном этапе обучения ребёнок сможет определить общий характер пьесы, темп, динамику, регистры, количество частей. Объяснение музыкальной фразы как небольшой, относительно законченной части музыкальной темы провожу на фразах, которые оканчиваются паузой или долгим звуком. Ученику нужно помочь ориентироваться в тексте. Он должен находить в изучаемой пьесе сначала отдельные интонации и фразы, а затем более крупные построения. Приобретенное умение анализировать нотный текст формирует навык самостоятельной работы над произведением.

Но не все дети от природы музыкальны, и освоение музыкального текста для таких детей становится проблематичным. Одним из способов осознания музыкального синтаксиса для таких детей, является прием подтекстовки, без которого в этом случае нельзя обойтись. Этот прием помогает закрепить связи музыки со словесной речью, облегчая ребенку распознавание "музыкальных слов". Интонация стиха переносится в интонацию музыкальную, помогая услышать фразировку, а отсюда – почувствовать нужное дыхание и подготовить точно найденное прикосновение к инструменту, найти рациональные движения пианистического аппарата. Постепенно представления о структуре музыкального произведения будут доходить до уровня понятий и обобщений. Ученик сможет видеть сходство и различие в тексте не только внутри одного сочинения, но и между разными сочинениями.

Умение самостоятельно мыслить воспитывается путём определённой тренировки воли и внимания. Большое значение имеет максимальная сосредоточенность учащегося на уроках.

Все формы работы по практическому освоению музыкальной информации содержат в себе возможности для перевода их в творческое русло. Использование небольших заданий, даёт возможность учащемуся самому дойти до решения задач, т. е. развивает у ребёнка творческую инициативу. К примеру, предложить ему сочинить мелодию на заданный ритмический рисунок, на стихотворный текст, «досочинить» конец музыкальной фразы, подобрать знакомую мелодию, сыграть её от разных звуков, прочитать с листа новую пьеску (отрывок), самостоятельно проставить аппликатуру и т. д. Но для этого ученик должен сначала научиться воспринимать образную или теоретическую информацию, затем осознавать полученные новые сведения на доступном для него уровне. Применение полученной информации в новых условиях уже можно назвать выполнением творческого задания, так как ученику необходимо овладеть целой системой знаний и умений. Свободное оперирование музыкальным материалом, например, создание собственного варианта ритмического или мелодического рисунка, также может быть признаком творческого мышления.

Таким образом, осваивая весь комплекс знаний, умений и навыков методом проблемно – развивающего обучения, учащиеся сами находят пути и способы их приобретения, учатся способам работы с самим собой, т. е. приёмам самоконтроля и самооценки. В ходе этого развивается познавательная деятельность, активизируется творческое мышление, появляется интерес к исполнительской деятельности и т. д.

Литература

1. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. [Текст]: методическое пособие // Г. М. Цыпин. – М. ; Академия, 2003. 368с.

2. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. [Текст]: Педагогика и психология // А. М. Матюшкин. – Директмедиа Паблишинг, 2008, 392с.

3. Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. [Текст]: методическое пособие // С. Е. Фейнберг. – М. ; Классика – XXI, 2001 296с.