Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Пути решения проблемы здоровьесбережения школьников и учителей, ч. 1

Пути решения проблемы здоровьесбережения школьников и учителей, ч. 1

Здоровье детей является важным показателем социального благополучия общества и государства, важнейшей предпосылкой национальной безопасности страны. В настоящее время оно вызывает обоснованную тревогу и для ее решения используются педагогические технологии, нацеленные на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Н. К. Смирновым были сформулированы принципы технологии здоровьесбережения:

• «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

• Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

И работа должна вестись не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

– технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

– технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

– психолого-педагогические технологии

Во главу угла образовательного процесса должны быть поставлены такие понятия, как психологический комфорт и успешность ученика. Поэтому среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии, проблемно – поисковые уроки. Так при проведении проблемно – поискового урока формулируется проблемный вопрос, а учащиеся самостоятельно осуществляют поиск вариантов решения. Рефлексия учащихся показывает, что проблемные уроки не вызывают утомляемости, а самое главное – способствуют сохранению здоровья. Для того чтобы создавать условия для самовыражения, применяются творческие задания: создание презентаций , участие в конкурсах исследовательских работ, в олимпиадах, марафонах .

Перед учителем встают задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие, оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент.

Нервная система учащихся чувствительна. Дети быстро устают и поэтому нуждаются в отдыхе. И таким отдыхом для них служит частая смена видов учебной деятельности, режимов работы, проведение физических минуток. Физкультминутки лучше подбирать с учётом изучаемой темы, под музыку. Нужно чётко представлять, на что они направлены. Скажем, приседание с подъёмом рук вверх стимулирует мозговое кровообращение, потряхивание кистями рук препятствует утомлению мелких мышц кисти. Для расслабления проводить дыхательные упражнения.

Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей. 90% получаемой информации воспринимается органами зрения – глазами. Дефицит движения пагубно отражаются на функции глаза. Поэтому на уроке можно проводить зарядку для глаз под тихую и спокойную музыку.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, и не нанести вред его здоровью.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.

2. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 474 с.

3. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт. -сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.

4. Орехова В. А. Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М. : КНОРУС, 2006. С. 147

5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М. : АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

6. Советова Е. В. . Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.