Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерств образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей педагоги снижают темп опроса, не торопят ученика, дают время на обдумывание, подготовку. Не торопят, не подгоняют ребенка, создают условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.

Учителя начальных классов помогают каждому ребенку осознать свои способности, создают условия для их развития, способствуют сохранению и укреплению здоровья ребенка. Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровье ориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

Чтобы мотивировать ребёнка на здравоохранительное поведение, необходимо создать на уроке психологическую комфортность – состояние радости, удовольствия, удовлетворения при освоении знаний. Это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться. Поэтому в работе с детьми создание "домашней" атмосферы на уроке для полного раскрепощения учащихся, использование на уроках методов эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием), учить детей не бояться ошибок, т. к. ошибиться может любой. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.

Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных технологий в школьном образовании сегодня очевидна, поэтому учителя начальных классов активно используют компьютерные технологии. Формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера разнообразны: презентация,работа на интерактивной доске, тесты. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся. Но задача учителей сводится к тому, чтобы, сохранив все преимущества использования компьютерной техники в образовании, освободить учебный процесс от его негативных сторон. Этому способствует также введение в структуру урока специальной валеологической паузы. Например, валеологическая пауза. Для улучшения мозгового кровообращения проводится валеологическая пауза. Учащиеся выполняют упражнения по команде учителя.

Исходное положение – сидя на стуле, руки на пояс.

Упражнение №1. Голову наклонить вправо. И. п. Голову наклонить влево. И. п. (упражнение повторяется 6 раз).

Упражнение №2. Голову повернуть направо. И. п. Голову повернуть налево. И. п. (упражнение повторяется 6 раз).

Упражнение №3. Правая рука – вперёд, левая – вверх. И. п. Левая рука – вперёд, правая – вверх. И. п. (упражнение повторяется 6 раз).

Среди учителей часто применяется игровая технология. Широко используют в практике нестандартные уроки: уроки – игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии и другие.

Используют учителя методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя, интересна им самооценка, и взаимооценка с помощью сигнальных карточек разного цвета, хлопанья в ладоши.

Для достижения интеллектуальной комфортности на уроке используются частая смена видов учебной деятельности (опрос учащихся, письмо, слушание, чтение, рассказ, просмотр наглядных материалов, работа с компьютером, ответы на вопросы, решение примеров и задач. Используются разные виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа), чередуя их. Стимулируя внутреннюю мотивацию – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу, удовольствие от полученных знаний. Поддерживая у учащихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе. Создавая ситуацию успеха на уроке (постоянное поощрение интеллектуальных способностей учащихся).

Физкультминутки. «Дайте ребенку немного подвигаться, и он порадует вас опять десятью минутами внимания, которые, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», – писал К. Д. Ушинский. Поэтому обязательно нужно проводить на уроках физкультпаузы для предупреждения утомления и повышения работоспособности обучающихся.

Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, учителя не требуют от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.

Начальная школа требует при обучении обращаться к разнообразной форме мышления и чередованию видов деятельности. Это облегчает работу мыслительного аппарата обучающегося, снижает утомление в течение дня и способствует успеху в освоении учебного материала.

Чтобы ускорить вхождение организма в активную учебную работу перед уроками учителя проводят небольшую гимнастику, зарядку.

В первом классе у многих детей обнаруживается отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук. Это приводит к торможению в развитии речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка. Для этого активно можно использовать на уроках обучения грамоте и математики пальчиковую гимнастику и работу со шнуровкой. В учебном процессе работать с тренажёрами для снятия напряжения с глаз «Муха», «Круги Базарного» и т. п. На каждом уроке организовывать динамические паузы. Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Например, при изучении темы «Сочетание Жи-Ши» использовала физкультминутку (Жи и Ши мы повторили, шире руки развели, на ладоши посмотрели и захлопали в тиши). Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся

Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея понятия о правильном питании. Именно это понятие успешно формируют учителя нашей школы, что позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания.

Общество заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого просто невозможно, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а также всем миром. Ответственность за то, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, приняла на себя российская школа. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы М. : Вако. 2004.

2. Зайцев Г. К. Твое здоровье. С-П. : Детство – пресс, 2001.

3. Акимов М. К. , Козлова В. Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников учет и коррекция. Москва, «Академия», 2002.