Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Развитие речи учащихся с ОВЗ как один из способов социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями

Развитие речи учащихся с ОВЗ как один из способов социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями

В современной социальной педагогике и социологии имеется ряд работ, посвященных изучению социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями и слабослышащих, в том числе (Л. И. Аксенова, Т. Г. Богданова, А. И. Ковалева, В. В. Коркунов, П. А. Крысанов, Н. Н. Малофеев, М. Н. Реут, B. C. Собкин, Л. И. Шипицына, Н. О. Ярошевич и др. ). В этих трудах подчеркивается важная роль диалогической речи и коммуникативной компетенции слабослышащих детей в процессе их социализации.

Направленность образовательной работы со школьниками с нарушением слуха ориентируется в большей степени не только и не столько на приобретение ими знаний, умений и навыков в соответствии с государственным образовательным стандартом, сколько на развитие личности школьников, формирование и активизацию навыков общения и взаимодействия, то есть на социализацию.

В связи с особенностями развития детей, обучающихся в школе для слабослышащих детей, педагогический процесс здесь представляет значительное своеобразие.

В результате неполноценного функционирования слухового анализатора возникают отклонениями в развитии ребенка, поэтому программа и методы используемые в школе для слабослышащих детей, определяются не только пониженным слухом у ребёнка.

Самостоятельное приобретение хотя бы в минимальной степени речевого запаса, несмотря на обладание некоторой степенью сохранности слуха, затрудняет слабослышащим овладение правильной устной речью в непосредственном общении с окружающими из-за неполноценности всё того же слуха.

Образовательный процесс слабослышащих школьников корригирует качества и свойства психики, а в отдельных случаях заново создаёт психические функции слабослышащего ребёнка. Формирование речи, отвлечённого мышления, создание условий для компенсации дефекта за счёт использования и расширения слуховых возможностей, использования других сохранных анализаторов, то есть использование зрительного и слухозрительного восприятия, вот что включает в себя специальное обучение слабослышащих школьников.

Учебная и внеклассная работа в специальных коррекционных образовательных учреждениях должна быть подчинена решению задач речевого развития слабослышащих. Эти задачи решаются, с одной стороны, по средствам расширения языковой компетентности детей (средствами специальной работы по развитию речи), с другой стороны, благодаря коррекции самостоятельно приобретенного речевого запаса (уточнение звукового состава слов, их лексического и грамматического значения, активизация лексики в самостоятельных высказываниях), его систематизации. Чтобы эти задачи решались, нужно не забывать учитывать личную активность ребёнка, поддерживая эту активность соответствующими формами, методами и средствами. В речевом общении ведущая роль принадлежит мотивам, побуждающим ребенка вступать в речевые контакты, при этом включаясь в различные виды деятельности с целью познания окружающей действительности.

Формирование языковой культуры, развитие речи слабослышащих школьников, то есть повышение уровня коммуникативного развития учащихся, значимость которого для ребенка с особыми образовательными потребностями подчеркивается целым рядом специалистов в области сурдопедагогики (P. M. Боскис, И. М. Гилевич, А. Г. Зикеев, К. В. Комаров, К. Г. Коровин, М. И. Никитина, JI. B. Никулина, и др. ) является важнейшим специальным требованием, предъявляемым к уроку литературы.

В связи с этим, формирование диалогической речи слабослышащего ребенка выступает как одно из важных условий его адаптации в обществе, успешного взаимодействия с окружающими. Слабослышащие подростки, учащиеся 5-7 классов, находятся в том возрастном периоде, когда активизируется их общение со слышащими окружающими. Поэтому в общеобразовательной школе II вида важно проводить специальную работу, направленную на совершенствование диалогической речи учащихся, с целью их успешной социализации в среде нормально слышащих людей. На уроках литературы происходит обогащение лексического состава их речи, оттачивается умение строить высказывания, практически овладевать грамматическим строем языка. Из этого вытекает то, что каждое задание педагога на уроке литературы направлено не только на осмысление учащимися прочитанного, но и на развитие речи слабослышащего школьника. Педагог должен планировать вариативность детских высказываний путём сочетания различных методов и, таким образом, формировать связную речь слабослышащих.

Одним из дидактических требований к проведению уроков литературы со слабослышащими детьми является проведение коррекционной работы по развитию речи слабослышащих детей, расширению их языковой компетенции, формированию грамматического строя речи, коррекции недостатков произношения. Реализация этого требования ведётся через словарную работу и создание на уроках ситуаций, стимулирующих речевое общение учащихся.

Словарная работа подчинена цели помочь осмысленно воспринять содержание и художественное богатство литературного произведения и включает в себя целую систему разноплановых заданий, помогающих правильно и осознанно воспринять авторскую лексику, уточнить уже известную школьникам лексику, практическое овладение лексическими, стилистическими, выразительными средствами языка.

Словарная работа имеет определённые задачи и реализуется в определённой форме в зависимости от этапа работы над литературным произведением. Так на этапе подготовки к восприятию текста задачи словарной работы включают: выяснение знаний слабослышащих о той или иной лексике, расширение лексики, уточнение значения некоторых слов, закрепление известных детям слов.

Например, на этапе первоначального знакомства с произведением задача словарной работы: помочь ученикам осмыслить конкретное произведение, выразить свое отношение к тексту с помощью уже имеющейся в словарном составе их речи оценочной лексики. Лексика данного этапа работы вводится, начиная с такого с момента проведения фонетической зарядки, далее её использование прослеживается в речи педагога, во время проведения беседы-рассматривания иллюстративного материала. Необходимые для работы слова, словосочетания, предложения располагаются или на доске, или находятся непосредственно перед школьниками на карточках, в лексических словариках, или на экране монитора, и учащиеся помощью предложенного словаря рассказывают о своем жизненном опыте, мотивируют свое отношение к тексту, его персонажам.

Дальнейшее изучение произведения, не зависимо от его объёма, должно способствовать закреплению новой лексики при различных видах чтения и развернутых ответах на вопросы педагога, пересказов, описаний, аналитических или оценочных суждений, с использованием морально-оценочной лексики, позволяющей охарактеризовать персонаж, выразить к нему свое отношение. при этом очень важно не забывать систематически проводить словарно-стилистическими упражнениями типа: "подберите антоним/синоним к слову. . . ", "дополните предложение подходящим по значению словом", "найдите несоответствия в предложении", "соотнесите слово с персонажем, ситуацией, действием".

На этапе обобщения изученного материала, в связи с решением задачи развития связной речи учащихся, содержание словарной работы носит ещё более усложнённый характер. Чтобы реализовать эту задачу, необходимо создать соответствующие условия для стимуляции связных высказываний слабослышащих. На этом этапе также может происходить пополнение лексического состава речи учащихся, носящее общественно – политическую и морально – этическую окраску. Школьник с её помощью озвучивает проблематику произведения и своё отношение к прочитанному. Овладение ребенком диалогической речью имеет в его жизни огромное значение, которое состоит в том, что во время диалога реализуется познавательная активность детей, находит отражение их потребность в получении знаний, умелое ведение диалога – важное условие умственного и личностного развития, успешной социализации слабослышащих. Если ребёнок будет понимать обращённую к нему речь, значит он будет готов к образовательному процессу и жизни в обществе слышащих людей.

Решать задачи по развитию речи слабослышащих помогает систематическое использование ИКТ как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Владение ИКТ на должном уровне позволяет нам самостоятельно создавать учебно-методические материалы: учебные видеоролики, мультимедийные презентации, тесты, кроссворды. Языковая способность развивается на этих занятиях за счет создания условий для общения по прочитанному, его восприятию, пониманию, воспроизведению, что связано с продуцированием речевых высказываний. Из видов речевой деятельности, прежде всего, развивается умение читать, и наряду с этим, говорение, слухозрительное восприятие, письмо и дактилирование. В презентации подача иллюстрированного материала (пейзажи, портреты) идёт с текстовым сопровождением (тексты стихотворений, вопросы для беседы, информация о писателе), звучит живое слово актёров. Всё это создает определённый эмоциональный настрой, вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и помогает максимально активизировать познавательный интерес учащихся к литературному материалу.

Коммуникативно-речевой принцип реализуется на уроках литературы уже не в воображаемом общении юных читателей с писателем и героями.

Другим концептуальным принципом обучения литературе слабослышащих является литературно-художественный принцип. Он позволяет реализовать на уроках литературы основные литературные функции (эстетическую, познавательную и нравственную и др. ), которые создают прочную основу для глубокого изучения и понимания литературного произведения. Большой интерес у школьников вызывают литературные гостиные, посвященные тем или иным писателям и поэтам, юбилеям, которые проходят совместно со слышащими учащимися, конечно же с использованием ИКТ. Такие интегрированные формы работы в обучении дают почву для дальнейшего развития речемыслительной деятельности как слабослышащих, так и детей с ДЦП: ребята имеют возможность показать, на что они способны, раскрыть свои творческие способности, получают стимул для дальнейшей работы над собой, расширить свой социальный опыт.

Внеклассная работа рассматривается как дополнительная возможность, способствующая социализации слабослышащих. Проведение театрализованных литературных праздников – это один из важных стимулов развития речи слабослышащих детей и их речевого общения. Забота о совершенствовании устной речи является специфической особенностью всей внеклассной работы со слабослышащими детьми. Это не только направление работы по развитию речи, её активного использования, но и помощь в социальной адаптации детей с недостатками слуха. Участие в литературных праздниках помогает переступить барьер боязни непонимания их окружающими, учащиеся стараются: им надо иметь внятную, интонированную речь, войти в роль, передать настроение героев зрителям. Такие праздники дают возможность приобщить учащихся ко всем видам искусства и способствуют созданию благоприятной обстановки для решения коррекционно-развивающих задач.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушением слуха / Р. М. Боскис. – М. : Просвещение,1988.

2. Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: учебное пособие. – Балашов, Николаев , 2002.

3. Зайцев Д. В. Социальная интеграция детей -инвалидов в современной России. – Саратов: Научная книга, 2003.

4. Комаров К. В. Развитие устной и письменной речи / К. В. Комаров, Е. Н. Капустин. – Краснодар,1994.

5. Королевская, Татьяна Касьяновна. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей : в спец. (коррекционных) образоват. учреждениях II вида : пособие для учителя : в 2 ч. : доп. М-вом образования и науки РФ. Ч. 1 / Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт. – Москва : ВЛАДОС : НФПК, 2004.

6. Логинова Е. Т. Социально-педагогическое обеспечение социализации детей с выраженной интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью. Монография. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.

7. Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися / Под ред. Р. М. Боскис, К. Г. Коровина. – М. : Педагогика, 1981.

8. Сурдопедагогика / Под ред. М. И. Никитиной. —М. : Просвещение, 1989.

9. Тигранова Л. И. Умственное развитие слабослышащих детей. – М. : Педагогика, 1978.

Юн Герда. Дети с отклонениями в развитии. – Кишинев: Штиинца. -1987.

10. Ямбург Е. А. Школа для всех. Адаптивная модель: (Теоретические основы и практ. реализация). – М. ,1996