Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Создание развивающей среды как средство формирования УУД

Создание развивающей среды как средство формирования УУД

Эпиграф: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – К. Д. Ушинский

Универсальные учебные действия (УУД)– это навыки, которые нужно научиться закладывать уже в начальной школе. УУД модно сгруппировать в четыре основных блока:

1. Познавательные (включающие действия поиска, отбора, исследования и структурирования нужной информации, а также моделирование изучаемого содержания).

2. Личностные – позволяют сделать учение более осмысленным, связывая его с реальными жизненными целями и ситуациями.

3. Регулятивные – обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью путем постановки целей, контроля, коррекции своих действий, а также оценки успешности усвоения изучаемого материала.

4. Коммуникативные – обеспечивают возможности сотрудничества: умение согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, четко выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и сотрудничать как с учителем, так и друг с другом.

Однако, при планирования уроков каждому учителю необходимо учитывать взаимосвязь уровня УУД с состоянием здоровья детей, навыками их общения со сверстниками, умением учащихся слушать и, главное, слышать учителя, с умением ставить задачи, задавать вопросы, со стремлением к знаниям, желанием принимать и решать учебные задачи, поведением на уроке и др.

Мы все знаем, что наиболее распространенным и популярным у большинства учителей типом урока является комбинированный. Попробуем рассмотреть его с новыми изменениями, которых требует современный подход к уроку и выделить самые распространенные универсальные учебные действия (УУД), которые при этом формируются:

Начало урока. Объявление темы урока формируют сами учащиеся (функцией учителя будет подвести их к этому). УУД– общеучебные, коммуникативные, регулятивные.

Сообщение целей и задач: Их ставят сами учащиеся, при этом четко понимая границы своих знаний и незнаний. УУД– регулятивные, коммуникативные, целеполагания.

Планирование: Учащиеся сами (учитель только направляет и советует) составляют план достижения цели. УУД– планирования, регулятивные.

Практическая работа учащихся: Учащиеся осуществляют учебные действия по составленному плану (здесь модно работать как индивидуально, так и в группах). УУД– познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Осуществление контроля: Контроль осуществляют сами учащиеся (это само– и взаимоконтроль). УУД– регулятивные контроля и самоконтроля, коммуникативные .

Осуществление коррекции: Учащиеся самостоятельно формулируют вопросы, вызвавшие у них затруднения и находят ответы (функция учителя– консультации и советы, в случае сильное затруднения– помощь. ) УУД– коммуникативные, регулятивные, коррекции.

Оценивание учащихся: Исходя из результатов, учащиеся дают оценку и себе (самооценка) и товарищам. УУД– регулятивные оценивания и самооценивания, коммуникативные.

Итог урока: Проводится рефлексия (Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал…, было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… я приобрел… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…) . УУД– познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Домашнее задание: За учеником оставляется право выбирать из заданий, предложенных учителем с учетом индивидуальных особенностей каждого. УУД– познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Все изложенное выше– это УУД в обобщенном виде. При планировании каждого конкретного урока нужно учитывать, на каком из этапов урока метапредметные результаты можно достичь при правильной организации детей на уроке (приемы: проблемный диалог, презентация , работа в парах , ролевые игры, учебный проект, моделирование ситуации, самоконтроль, коррекция знаний, обучение объективному взаимооцениванию и оцениванию, рефлексия. Не следует забывать, что очень полезно направлять детей к работе со справочными материалами, к поисковой работе по отбору материала как в учебной литературе, так и с помощью материалов из интернета.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод: различие состоит в деятельности на уроке как учителя, так и ученика, причем главным на уроке становится ученик. Наверное, уместно вспомнить слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Великий учитель вдохновляет». Каждый учитель– творец своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, дает нам почву для новых идей и новых творческих изюминок. Но, как мне кажется, если прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, то не спешите отказываться от них. Попробуйте найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

Т. Н. Беркалиев Развитие образования: опыт ре форм и оценки прогресса школы. – Спб, 2007

Г. К Селевко Энциклопедия образовательных технологий. – М. , 2006.

– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

– По материалам ФГОС НОО