Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Альтернативное моделирование на уроках истории

Альтернативное моделирование на уроках истории Альтернативное моделирование – направление, в котором анализируются варианты истории, имевшие реальные шансы осуществиться. При альтернативном моделировании в переломный момент истории действуют некие силы (влиятельные личности, организации, социальные группы), выступающие за альтернативный ход событий либо признающие его возможность, и отсутствуют объективные факторы, делающие альтернативный ход событий невозможным. Альтернативное моделирование имеет дело с реально происходившими событиями и призвано показать, что произошло бы с нашим миром, если бы какое-то важное, ключевое событие закончилось совсем не так, как это произошло в реальности.

Например: какова была бы история России, если бы царевна Софья не допустила править Петра I, Столыпин не был бы убит, путч КГЧП закончился бы победой консервативных сил; или какова была бы история мира, если бы Первую или Вторую мировые войны выиграли немцы, Джон Ф. Кеннеди остался жив, на Луну первыми вступили советские космонавты и т. д.

Изучение альтернативных путей развития истории будет не только углублять познание прошлого, но и обобщать исторический опыт. Исследователь должен и может показать «как это было» в его инвариантности и объяснить «почему было так, а не иначе».

В контексте школьного курса истории метод альтернативного исторического моделирования выступает как один из методов научной исследовательской деятельности. Он позволяет не только разнообразить набор средств и методов обучения, но кардинально меняет статус ученика в процессе обучения – из интерпретатора истории обучаемый превращается в исследователя и «творца» новой, пусть и виртуальной истории.

В процессе создания альтернативной исторической модели ученик создает творческий образовательный продукт и получает качественное образовательное приращение, когда в процессе создания модели овладевает основами креативной и когнитивной деятельности. Поэтому учитель не только предоставляет ученикам свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым для деятельности научным инструментарием.

При рассмотрении альтернативных ситуаций ученики встают и перед проблемой нравственного выбора. И здесь роль учителя заключается в том, чтобы показать сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий.

Анализируя опыт использования метода альтернативного исторического моделирования в процессе преподавания истории, хочется выделить следующие положительные результаты данной методики:

– развитие умения экстраполяции закономерностей процесса исторического развития в сегодняшнюю действительность и, как следствие, более глубокое понимание современных глобальных исторических процессов, внутренней и внешней политики нашего государства;

– развитие исторического, гражданского, гуманистического и политикультурного мировоззрения (у молодого человека формируется осознание своего места и роли в истории, понимание возможности влиять на исторические события в настоящем и будущем, и, как следствие, ответственность перед прошлыми и будущими поколениями за свой исторический выбор).

Конечно, само по себе применение метода альтернативного исторического моделирования не гарантирует развитие творческого мышления, но может способствовать становлению различных мыслительных умений. При освоении метода надо начинать с организации на уроке обычной дискуссии, что является немаловажным для формирования исторического мышления. Здесь очень важно учитывать уровень подготовленности учащихся и предлагать им спор только по тем проблемам, которые им посильны, то есть по которым они в состоянии подобрать доказательства самостоятельно, из доступных им источников. Во время обмена мнениями, их столкновения, в ходе подбора аргументов развиваются умения и навыки формулировать и защищать свою позицию, выслушивать суждения противников, быть терпимыми к чужому мнению. Поэтому сочетание элементов дискуссии на уроке, их целенаправленное применение в практике преподавания, с другими активными приемами дает стабильный положительный результат. Он выражается в формировании качеств творчески мыслящей личности, способной понять точку зрения своего оппонента, привычной к многообразию мнений и с достоинством отстаивающей свои принципиальные позиции.

Еще одним вариантом формирования исторического сознания школьников – применением метода альтернативного исторического моделирования является использование на уроках «альтернативных ситуаций». В обобщенном виде логика работы с «альтернативной ситуацией» на уроке по теме «Гражданская война» в 11 классе такова:

– создание ситуации выбора (в Гражданской войне победили не «красные»)

– уяснение ее сути (последствия победы в Гражданской войне других социальных сил («белые», «зеленые», демократическая контрреволюция, интервенты), возможные варианты реализации исторического сценария)

– определение критериальной основы для рассмотрения предложенных альтернатив: реалистичность, логичность, отражение реальных связей, существующих в исторической действительности.

– их анализ и оценка в соответствии с выбранными критериями (ученики подбирают аргументы в пользу своих вариантов, одновременно обобщая знания о том, почему же в Гражданской войне победа оказалась в руках «красных»)

– анализ результата работы школьников учителем (реалистичность и логичность изложения, проблема объективности и субъективности вариантов исторического выбора, аргументированность, использование творческого подхода и т. п. )

В современных условиях, когда признается право на существование разных смыслов, оценок, трактовок тех или иных событий, в условиях плюрализма мнений, на мой взгляд, просто необходимо использовать альтернативные точки зрения на факты и явления, что, безусловно, расширяет кругозор учащихся и формирует их толерантность. С помощью исторических знаний человек должен определять себя, свое место в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.

Однако это вовсе не означает, что другие наработанные методики обучения должны быть отвергнуты и забыты. Метод альтернативного исторического моделирования должен стать одним из неотъемлемых элементов гуманистической системы образования, прежде всего при изучении истории. Только разумным сочетанием различных образовательных форм и методик можно достичь главной цели школьного образования – формирования всесторонне развитой личности, достойного гражданина нашего государства.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Поликарпов В. Если бы… Исторические версии. Ростов -на-Дону, 1995.

2. Бестужев-Лада И. Ретроальтернативистика в философии истории. «Вопросы философии», 1997, № 8.

3. Портал вариативной реальности и альтернативной истории http://althist. ru/