Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Организация преподавания математики в профильных классах и группах с использованием олимпиадных приёмов и методов

Организация преподавания математики в профильных классах и группах с использованием олимпиадных приёмов и методов Прежде всего следует заметить, что качественное обучение математике не только в классах и группах математического углубления, но и в общеобразовательных классах требует достаточно напряжённой внеучебной деятельности. Активное участие школьников в математических олимпиадах, математических боях, выполнение ими проектов творческого, исследовательского характера, привлечение старшеклассников (начиная с 8 класса) к организации, проведению и судейству математических боёв в среднем звене позволяют не только подготовить учащихся к математическим олимпиадам различного уровня и другим соревнованиям по предмету (в частности, к городскому турнире математических боев, который проводится в Казани, начиная с 1995 года), но и накопить достаточный материал, объективно характеризующий достижения школьников, и способствовать их плодотворному обучению в группах и классах математического углубления. Кроме того, это позволяет развить у старшеклассников педагогические способности, сформировать у них чувство ответственности, самостоятельность, толерантность, умение слушать других (в том числе и младших) и объективно воспринимать чужую точку зрения.

С другой стороны, огромное значение при организации процесса преподавания в классах и группах углубленного изучения математики имеет использование и развитие таких качеств, как способность к творчеству, рефлексии, прогностической деятельности, самостоятельность, уверенность в своих силах, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, критичность мышления, умение контролировать собственную учебную деятельность, осознанно осуществлять коррекцию всех составляющих ее действий, высокий уровень мотивации. Для формирования ключевых компетенций в сфере изучения математики я стараюсь строить процесс преподавания таким образом, чтобы максимально развивать познавательную активность и самостоятельность обучающихся (с отслеживанием их динамики), их интеллектуальные способности, контролировать вышеуказанный процесс со своевременной коррекцией.

На своих занятиях для стимулирования творческих способностей и познавательной активности учащихся использую способы взаимодействия учащихся между собой и с учителем и методы действия, характерные для математических олимпиад (в том числе, устных) и математических боёв, а также применяющиеся в работе математических олимпиадных кружков.

Так, во время устных ответов практикую такой способ взаимодействия с группой, когда у доски одновременно находятся 3-4 человека (порой и 6-7), выполняющих полученные задания, в то время как оставшаяся часть класса работает на своих местах: по желанию индивидуально или по группам. При этом общение происходит в связке «ученик – учитель», внимание всей аудитории акцентируется только на особенно оригинальных решениях, на типичных ошибках и на решениях наиболее важных и трудных задач. Это, помимо прочего, позволяет резко увеличить количество получаемых учащимися оценок. Таким образом, результаты промежуточной и итоговой аттестации становятся более объективными, так как подтверждаются существенно большим количеством текущих отметок. При этом, конечно, результаты выполнения контрольных, самостоятельных и зачетных работ имеют преимущественное значение при выставлении оценок за соответствующий период (четверть, полугодие). Кроме того, активно использую такой системообразующий элемент математического боя, как оппонирование ответа одного учащегося другим. При этом при оценивании работы оппонента учитываются обнаруженные недочёты, пропущенные ошибки в предложенном решении, а также ошибки, «добавленные» в решение самим оппонентом.

Объяснение нового материала стараюсь всегда превращать в совместный с учащимися процесс, проводить его в виде групповой дискуссии, обсуждения новых понятий с учениками и коллективного решения возникающих проблем. Учащиеся должны быть активными субъектами процесса познания, не впитывать извне и не принимать на веру, а «открывать» новые знания. Полезно и, более того, необходимо провоцировать вмешательство школьников в доклад учителя. Порой для этого допустимо даже сознательно допускать ошибки в выкладках. Готовность молодого человека не принимать на веру все слова старшего по возрасту и положению, оспаривать его мнения и утверждения драгоценна, её трудно переоценить. Только человек, критически воспринимающий действительность, может быть свободной, а значит, и творческой личностью.

Наиболее успешные школьники по желанию получают возможность выполнять более сложные задания по индивидуальному графику (и представлять решения на оценку), что позволяет обеспечить ускоренное развитие их способностей и максимальную самореализацию обучающихся.

Для реализации данной цели выполнение учащимися контрольных и иных письменных работ стремлюсь превратить в творческий процесс, используя опыт организации и проверки олимпиад. В частности, каждый из вариантов контрольных работ включает большое количество задач различного уровня сложности с заранее объявленной баллировкой, из которых обучающийся свободно формирует выполняемый им «пакет заданий». Считаю крайне важным для адекватного оценивания обучающихся учитывать не только достижение ими конечного результата, но и путь, по которому они движутся при выполнении задания, выдвинутые ими при этом идеи, трудовые и интеллектуальные затраты, характер и степень важности допущенных ошибок. Поэтому частично решенные задачи также оцениваются в соответствии с количеством баллов, выставляемых за задание, степенью его выполнения. Необходимость контроля за усвоением определенных наиболее важных вопросов обеспечиваю как включением в общий текст работы в качестве заданий, оцениваемых наибольшим количеством баллов, таких, которые тестируют соответствующие знания и умения, так и выделением среди задач обязательных, невыполнение которых влечет вычитание из общей суммы соответствующего количества баллов. Окончательная оценка за контрольную работу определяется в соответствии с итоговой суммой баллов, причем критерии оценивания объявляется заранее. При этом оценка за контрольную работу не ограничена ни сверху, ни снизу (т. е. может быть как много выше пятерки, так и ниже двойки). При выставлении итоговых оценок за четверть (полугодие) учитываются в качестве приоритетных, обладающих бОльшим весом именно оценки за контрольные работы, причём реальные, не «загнанные» в диапазон «2 – 5». Как учесть это в журнале – маленькая хитрость, хорошо известная любому практикующему учителю.

Результаты выполнения письменных работ анализируются на специальных занятиях и являются своеобразной формой текущего рейтинга учащихся. Должен отметить, что такой рейтинг весьма интересует школьников и представляет собой неплохой инструмент для формирования внутренних стимулов к успешному изучению предмета.