Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Роль учителя в информационном обществе

Роль учителя в информационном обществе Информационное общество – общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью.

Информация все больше наполняет жизнь современного человека, постепенно вступающего в информационную цивилизацию.

От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания.

Происходящий сейчас процесс информатизации общества влечёт за собой радикальные изменения в стратегии образования: в информационном обществе и школа должна быть информационной.

Важнейшая задача учителя – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания.

Учитель информационного общества должен:

глубоко знать процессы, происходящие в образовании;

оперативно и постоянно обновлять свои профессиональные знания;

уметь осваивать и использовать постоянно расширяющийся спектр новых технологий;

повышать свою компьютерную грамотность и информационную культуру;

собирать, оценивать, модифицировать и разумно использовать полученную информацию для совершенствования методики урока;

тесно и плодотворно сотрудничать с другими участниками образовательного процесса (администрации, педагоги, учащиеся, родители);

теоретически осмысливать результаты своей деятельности;

обладать широкой эрудицией.

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.

Учитель перестает быть источником первичной информации, превращаясь в посредника, помогающего ученикам находить эту информацию.

Школьники учатся самостоятельно добывать информацию, творчески преобразовывать ее, критически осмысливать, привлекая дополнительные источники.

Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью ИКТ (информационно – коммуникативных технологий).

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Применение ИКТ на уроках усиливает:

– положительную мотивацию обучения

– активизирует познавательную деятельность учащихся.

Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

принцип равенства позиций

принцип доверительности

принцип обратной связи

принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)

обеспечивает наглядность;

привлекает большое количество дидактического материала;

повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Применение ИКТ:

расширяет возможность самостоятельной деятельности;

формирует навык исследовательской деятельности;

обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

способствует повышению качества образования;

делает урок эмоционально насыщенным, полноценным, наиболее наглядным;

сокращает время для контроля и проверки знаний учащихся;

обучает школьников навыкам контроля и самоконтроля.

Основной целью применения ИКТ является:

развитие мышления;

формирование приемов мыслительной деятельности.

Используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся.

При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:

мультимедийные курсы;

презентации к урокам;

логические игры;

тестовые оболочки;

ресурсы Интернет;

электронные энциклопедии.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

повышает качество знаний;

продвигает ребенка в общем развитии;

помогает преодолеть трудности;

вносит радость в жизнь ребенка;

позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;

создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ:

владеть основами работы на компьютере;

иметь навыки работы с мультимедийными программами;

владеть основами работы в Интернет.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? Нам на помощь пришёл компьютер. В этом учебном году все кабинеты начальных классов были оснащены компьютерами.

Учителя начальных классов нашей школы активно включились в обучение использованию новых технологий: применение компьютера, проектора, разработка и внедрение нетрадиционных форм урока (презентации, видеороликов, Интернет, электронная почта), осуществляют обмен опытом с коллегами, ведут поиск необходимой информации для подготовки к уроку или мероприятию, создают свои сайты, странички на образовательных сайтах, где размещают свои наработки.

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволяет учителям за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.

На уроках математики при помощи компьютера решают проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение.

Компьютер является стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.

При разработке уроков с использованием ИКТ наши учителя уделяют особое внимание здоровью учащихся. Поурочные планы включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др.

Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Анализ таких занятий показывает, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Значит, применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решить одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Гендина Н. И. , Колкова Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. Школьная библиотека – М. : Просвещение, 2002.

2. Колин К. К. Человек в информационном обществе: новые задачи для образования, науки и культуры. Школьная библиотека – М. : Просвещение, 2007.

3. Гузеев В. В. Информационные технологии. Школьная библиотека – М. : Просвещение, 2000.