Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Приемы технологии "Развитие критического мышления"

Приемы технологии "Развитие критического мышления"

Сегодня перед образованием стоят задачи воспитания выпускника способного ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникшие проблемы, уметь на практике применять полученные знания, уважать других людей, формирование у них гражданской ответственности, активной жизненной позиции.

Для реализации поставленных целей используются новые технологии. Технология РКМ отличается тем, что ученики на уроке не сидят пассивно, а становятся главными действующими лицами. Они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, обсуждают прочитанное.

Приведённые ниже приемы позволяют учителю помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно , творчески относиться к учебе, создать в классе атмосферу партнерства. Учитель должен быть готов к принятию нестандартных и ответственных решений.

Инсерт.

Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

I этап: маркировка текста:

знаком «V» помечается то, что уже известно учащимся;

знаком «-» помечается то, что противоречит их представлению;

знаком «+» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

знак «?» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III этап: учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

V

+

-

?

IV этап: обсуждение каждой графы таблицы.

Групповая дискуссия.

Она способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

А) уважение к различным точкам зрения ее участников;

Б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Кластеры.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.

«Составления кластеров», показывают различные типы связей между объектами или явлениями. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

– Посередине листа написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

– Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (модель «планеты и ее спутники»)

– По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле по данной теме.

Правила работы над кластерами:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Синквейн.

Лаконичная форма изложения мысли в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Правила написания синквейна:

первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Эссе.

Письменное задание. Обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме, а для учителя – это возможность получить обратную связь. Учащимся предлагается:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

Способ логико-смыслового структурирования материала.

1 шаг: до знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: по ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: подведение итогов, сопоставление содержания граф.

«Корзина» идей, понятий, имен….

Этот прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока . На доске нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Далее обмен информацией проводится по следующей схеме:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по этой проблеме (строго индивидуальная работа, 1-2 мин ).

3. Обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение 3 мин. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»

идей. В «корзину» идей можно сбрасывать факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме. Далее в ходе занятия эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Список литературы

1. Гин Л. Приёмы педагогической техники: Пособие для учителя. – Изд-во «Вита – Пресс», М, 2004.

2. Дулама М. Э. Кластеры как форма организации мышления// Библиотека в школе -2003 -№16.

3. Загашев И. Умение задавать вопросы// Библиотека в школе -2001 -№12.

4. Заир-Бек С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма// Библиотека в школе -2001 -№12.