Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Образ снегурочки в опере Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка"

Образ снегурочки в опере Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка"

Цель урока: углубление изучения оперы «Снегурочка», образно-эмоциональное восприятие музыки оперы.

Задачи:

– Анализ основных этапов развития образа Снегурочки (интонационное, образное, смысловое развитие);

– Развитие умения учащихся выражать и аргументировать свои мысли;

– Интеграция изобразительного и музыкального искусства с целью образно-зрительного восприятия музыки.

Оборудование и наглядные пособия:

Фонохрестоматия, репродукции картин В. Васнецова «Снегурочка» и К. Коровина «Северная идиллия», эскизов декораций к опере, дидактический материал для слушания музыки на уроке.

Данный урок является вторым уроком, посвящённым опере «Снегурочка». На первом уроке учащиеся знакомились с автором оперы, автором сюжета, либретто, слушали Пролог.

Ход урока:

Эпиграф:

«Полна, полна чудес могучая природа…»

– Эпиграфом нашего урока будут эти слова: (учитель читает эпиграф).

– Ребята, кому из вас знакома эта фраза? (если дети не отвечают, учитель напоминает им, что это эти слова сказал один знаменитый царь Берендей)

– А кто такой Берендей? Каким царством он правил?

– В какой опере мы встречаемся с этим героем?

– Кто написал эту оперу? Покажите портрет этого композитора.

– Давайте я кратко напомню вам сюжет этой оперы:

Жили-были дед и баба, и не было у них детей. Они слепили себе девочку из снега – Снегурочку. Однажды подружки Снегурочки пошли в лес и позвали ее с собой. Там они стали прыгать через костер. Снегурочка прыгнула и растаяла.

– Правильно ли я рассказала либретто оперы? (нет)

– А что не так? (ответы детей)

– А что же я вам рассказала – что это такое? (русская народная сказка)

– А кто является автором сказки, по которой написана опера «Снегурочка»? (Островский)

– Ну, хорошо, мы с вами вспомнили все, что касается содержания оперы.

– Давайте теперь посмотрим на картину В. Васнецова «Снегурочка».

– Как вы думаете, какое место оперы на ней изображено? (Когда Снегурочка отпросилась у отца и матери пожить с людьми).

– Какое чувство у вас возникает, когда вы смотрите на картину? (тревога) Почему?

– Какое чувство испытывает Снегурочка на картине? (она боится) В чем это выражено? (ответы детей)

– Однако, не смотря на страх. Снегурочка идет в деревню. Почему ей так хочется пожить среди людей? Что ей нравится в людях? (их песни)

– Давайте послушаем сцену, в которой Снегурочка сама расскажет нам, что ее привлекает в людях и зачем она хочет пойти жить к ним.

Дети слушают Арию Снегурочки «С подружками по ягоды ходить», следят по тексту, используя наглядное пособие (раздаточный материал)

– Ребята, как вы можете охарактеризовать Снегурочку, прослушав этот фрагмент оперы?

Он веселая, беззаботная, любит своих родителей.

– Почему вы сделали такие выводы? Потому что ей хочется веселиться с подружками, петь песни вместе с Лелем.

– Осуществились ее мечты? (да)

– А удалось ей вернуться к отцу, в сумеречки его утешить, песню под наигрыш метели спеть? (нет)

– Почему? (потому что она растаяла)

– От чего растаяла Снегурочка? (от солнца)

– А почему это произошло, ведь раньше она не таяла от солнца. (она стала уязвимой, т. к. мать наделила ее человеческими чувствами)

– Мать сама решила наделить ее человеческими чувствами? (нет, Снегурочка ее попросила)

– А почему вдруг Снегурочке захотелось испытать человеческие чувства?

Давайте сейчас посмотрим 3 репродукции, которые приводятся в вашем дидактическом материале. Найдите ту из них, на которой изображена причина, побудившая Снегурочку стать человеком

1. К. Коровин. Северная идиллия.

2. В. Васнецовю Заречная слободка Берендеевка

3. В. Васнецов. Палаты царя берендея.

– Какую картину вы выбрали? (Это картина К. Коровина «Северная идиллия»)

– Кого из персонажей оперы вы узнали на этой картине? (Лель и Купава)

– А почему вы считаете, что из-за них Снегурочка захотела испытать человеческие чувства? (потому что они полюбили друг друга).

– Могла ли Снегурочка испытать ревность, если она не знала человеческих чувств? (нет)

– Тогда что за чувство она испытала, глядя на любовь Купавы и Леля? (чувство оскорбленного самолюбия; она удивлялась, как ее, такую красивую, можно променять на простую девушку?)

– Итак, она прибежала на берег озера и попросила свою мать Весну наделить ее человеческими чувствами. Давайте послушаем эту сцену.

Дети слушают сцену на озере (фрагмент)

– Что вы можете сказать о преображении Снегурочки, прослушав этот фрагмент?

– Что произошло со снегурочкой дальше? (она увидела Мизгиря, полюбила его, и они явились на поляну, где жители Берендеева царства встречали Ярилин день).

Дети слушают Сцену таянья Снегурочки.

– Ребята, вспомните, пожалуйста, первую Арию Снегурочки и сравните ее с заключительной сценой. Что происходит со Снегурочкой? (Голос становится человечным, мягким, глубоким, исполняется с чувством).

– Почему? (она изменилась, стала живой, стала испыиывать глубокие человеческие чувства, поэтому голос стал другой – глубокий, мягкий, проникновенный)

– Чем заканчивается опера? (гибелью Снегурочки и Мизгиря)

– Как вы думаете, а почему опера заканчивается не горем берендеев, а славой Яриле-солнцу? (потому что в опере показана на только трагедия Снегурочки, но и обычаи Древней Руси).

Для достоверности Римский-Корсаков использовал много народных песен, подлинных, которые исполнялись в Древней Руси. Таким образом, оперу можно считать не только сказочной, лирической, но и даже исторической, т. к. в ней достоверно показаны фрагменты истории и культуры русского народа.

Итог урока:

– Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока: «полна, полна чудес могучая природа». Согласны ли вы с этими словами? Объясните свой ответ.

Мы постоянно сталкиваемся с чудесами и сюрпризами, которые преподносит нам природа. Наши предки не только благоговейно относились к природе, но и поклонялись ей, как божеству. Они понимали, что природа управляет нашей жизнью, управляет людьми.

Поскольку мы сегодня заканчиваем изучение оперы «Снегурочка» в рамках темы «Красота и правда музыки, рисующей картины природы», то давайте вместе сделаем выводы:

Увидели ли мы красоту природы в опере «Снегурочка»? (да)

– В чем заключается эта красота? (прекрасные сцены в зимнем лесу, на озере весной, на поляне летом, образ самой Снегурочки – воплощение красоты природы и человеческих чувств и т. д. )

Великолепные декорации Васнецова сумели передать всю красоту русской природы.

В чем заключается правда музыки?

В достоверности, в правдивом изображении традиций и обрядов Древней Руси.

Благодаря красоте и правде музыка оперы жива и любима. Эта опера является одной из лучших в мировом оперном искусстве.

Домашнее задание: (на выбор)

1. Сотворить Снегурочку (все, кроме рисунка – аппликацию, мягкую игрушку, из пластилина, из ваты, вышивку, превратить любую куклу в Снегурочку, сшить наряд и т. д. )

2. Нарисовать самую чудесную картину природы, которую вы видели в жизни.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Третьякова Л. с. Русская музыка XIX века: Кн. для учащихся ст. классов. – 2-е изд. , испр. И доп. – М. : Просвещение, 1982

2. Музыка в 4 – 7 классах: методическое пособие для учителя/ Т. А. Бейдер, Т. Е. Вендрова, Е. Д. Критская и др. ; Под ред. Э. Б. Абдуллина; науч. Руководитель Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 1986

3. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино / Глав. Ред. В. А. Володин. – М. : Аванта+, 2001

4. Л. В. Горюнова, Е. Д. Критская, М. С. Красильникова, Т. Е. Вендрова. Музыка. – М. : издательство «Жизнь. Творчество. Детство», 1993

5. http://www. tanais. info/art/pic…