Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Развитие мелкой моторики на уроках трудового обучения в 4 классе коррекционной школы VIII вида

Развитие мелкой моторики на уроках трудового обучения в 4 классе коррекционной школы VIII вида

Проблема развития мелкой моторики у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости является одной из наиболее актуальных в олигофренопедагогике. Многие исследователи в этой области отмечают, что имеется тесная связь между развитием мелкой моторики и формированием у детей психических процессов, в первую очередь – мышления и речи. Чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее дети справляются с усвоением программного материала по различным школьным дисциплинам, в том числе и по трудовому обучению (Н. П. Вайзман, В. В. Воронкова, Г. М. Дульнев, Б. И. Пинский, Е. А. Стребелева, П. П. Яровой и др. ) [4, 5 – 12; 5, 4 – 106; 6, 8 – 24; 11, 4 – 128; 12, 6 –12; 14, 49 – 54].

И. И. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в результате воспитания и обучения [3,551 – 556] Н. П. Бехтерев также подчеркнул, что мелкая моторика – это тонкие движения пальцев рук, которые не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, а требуют специального развития [3, 5 – 423]

У учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида отмечается грубое недоразвитие мелкой моторики пальцев и кистей рук. Трудности захвата и удержания предметов, выполнения трудовых операций прослеживается даже к окончанию обучения в начальной школе. В тоже время на уроках трудового обучения младшим школьникам приходится действовать с различными по величине и форме предметами, выполнять различные орудийные действия. Поэтому на данных уроках с большой степенью эффективности можно осуществлять развитие мелкой моторики.

Цель исследования: изучить научно– методическую литературу и провести экспериментальное исследование, направленное на развитие мелкой моторики у учащихся младшего школьного возраста.

Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.

Предмет исследования: задания, использующиеся на уроках трудового обучения, как средство развития мелкой моторики у учащихся младших классов с легкой степенью умственной отсталости.

Экспериментально было установлено, что средний уровень мелкой моторики имеют 40% учащихся, 60% – ниже среднего. Для проведения

обследования учащихся использовались 3 диагностических задания из

«Практикума для детского психолога. Диагностическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста», автором которого является Е. Ю. Иванникова [9, 6 -118]

– перемещение предметов из одной емкости в другую;

– перекладывание пуговиц;

– нанизывание бус.

Коррекционная работа проводилась по трем направлениям:

1. Общее укрепление мышц, пальцев и кистей рук, развитие плавности движений (пальчиковая гимнастика) [13, 4 – 128].

Цель: укреплять мелкие мышцы руки, развивать плавность движений пальцев и кистей.

2. Обучение выполнять «пинцетный» и «щипковый» захват предметов.

Цель: учить детей правильно осуществлять захват предметов, ориентируясь на их размер и форму.

3. Развитие дифференцированных движений пальцев рук.

Цель: развивать у детей дифференцированные движения пальцев рук по горизонтали, вертикали и по кругу; совершенствовать навыки «пинцетного» и «щипкового» захвата предметов.

В работе применялись следующие методы исследования:

– анализ научной литературы;

– педагогический эксперимент;

– качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Исследование проводилось в 2010– 2011, 2011-2012 учебных годах на базе школы № 18 VIII вида г. Омска с учащимися 4 класса, имеющими легкую степень умственной отсталости.

Экспериментальная выборка составила 10 человек.

Проведенная коррекционная педагогическая работа способствовала повышению уровней развития мелкой моторики у учащихся младшего школьного возраста: выше среднего – 40%, средний уровень – 50%, ниже среднего уровня – 10%. При этом у 90% испытуемых выявленная позитивная динамика является межуровневой. Только в 10% случаев положительная динамика является внутриуровневой. Движения пальцев и кистей рук стали более точными, плавными, целенаправленными. Движения обеих рук стали более согласованными. Трудовые задания, предусмотренные типовой программой (изготовление аппликаций, вышивание салфеток, выполнение прихваток, закладок для книг, конвертов, подушечек для игл и т. п. ) стали выполняться детьми на более высоком качественном уровне, количество времени на выполнение задания сократилось.

Полученные в ходе экспериментального исследования результаты и их анализ позволяют утверждать, что проведенная экспериментальная работа явилась эффективной.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Бгажнокова И. М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью [Текст ] И. М. Бгажнокова / Дефектология. – 1994. – №1. – С 11-18.

2. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность [Текст ] / Н. А. Бернштейн. – М. : Наука, 1990. – 312 с.

3. Бехтерев Н. П. Нейрофизиологические аспекты психиче

ской деятельности человека [ Текст ] / Н. П. Бехтерев. – Л. ,

1971. – 423с.

4. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей [Текст] / Н. П. Вайзман. – М. : Аграф, 1997. – 128 с.

5. Вопросы трудового обучения во вспомогательной школе [Текст] / Сост. Г. М. Дульнев. – М. : Просвещение, 1965 – 110с

6. Воронкова В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1– 4 классах вспомогательной школы [ Текст ] / В. В. Воронкова. – М. : Школа– Пресс, 1995. – С 8 – 24.

7. Выготский Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : А. С. Т. : хранитель, 2008 – 668с

8. Дульнев Г. М. Труд как средство компенсации при аномалии умственного развития ребенка [Текст] / Г. М. Дульнев – М. : АПН РСФСР, 1958 – 67 с.

9. Иванникова Е. Ю. Практикум для детского психолога. Диагностическое обследование детей дошкольного и младшего возраста [Текст] / сост. Е. Ю. Иванникова – Омск ОмГПУ, 2008. – 154с

10. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические

Произведения [Текст] / И. М. Сеченов. – М. : Академия, 2006. –

С 551-556.

11. Пинский Б. И. Коррекционно– воспитательное значение

труда для психического развития учащихся вспомогательной

школы [текст] / Б. И. Пинский. – М. : Педагогика, 1985 – 128с.

12. Стребелева Е. А. Ранняя диагностика умственной отстало-

сти [Текст ] Е. А. Стребелева / Дефектология – 1994 – № 1. – С

6 – 12.

13. Уразова О. В. Пальчиковая гимнастика [ Текст ] / О. В. Ура-

зова, Е. А. Нефедова. – М. : Астрель, 2001. – 128с.

14. Яровой П. П. Коррекционное значение уроков трудового

обучения в школе VIII вида [Текст] П. П. Яровой / Дефектоло–

гия. – 2007– №4. – с. 49 – 54