Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Технология тематического портфолио на уроках обществознания и формирование универсальных учебных действий

Технология тематического портфолио на уроках обществознания и формирование универсальных учебных действий

Задачей любого образовательного учреждения является создание таких условий, которые бы обеспечивали “запуск” механизмов самообразования личности. Одним из таких средств может стать технология тематического портфолио. Тематическое портфолио создается в процессе изучения большой темы или даже раздела обществознания. Работа над ним включает следующие этапы: учитель формулирует учебную задачу, которая состоит в том, чтобы, объединившись в группы, учащиеся разработали тему или раздел курса обществознания, оформили этот материал в виде портфолио и смогли его защитить. Учитель предлагает структуру портфолио и разделы, включающие разные уровни заданий: 1) на воспроизведение нового материала (терминов, фактов, понятий, правил); 2) на узнавание изученного явления, его интерпретацию и преобразование; 3) на применение знаний на практике, то есть в новых конкретных условиях; 4) на анализ; 5) на синтез, предполагающий умение объединить отдельные элементы в новое целое. Таким образом, примерная модель тематического портфолио по обществознанию состоит из следующих разделов: 1)теоретический монолог; 2) глоссарий по теме; 3) персоналии; 4) схема; 5) план темы; 6) тестовые вопросы и другие виды заданий; 7) эссе по теме; 8) реклама темы. Темы для портфолио формулируются с учетом тематического планирования и кодификатора заданий ЕГЭ по обществознанию.

Подобная форма учебной деятельности способствует также и формированию всех видов УУД (личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных). Работа в группах уже предполагает формирование коммуникаций и регулятивное. На начальном этапе работы учащиеся определяют способы взаимодействия, формы сотрудничества в поиске и сборе информации для подготовки теоретического монолога, составления глоссария и т. д. Важно, чтобы объем заданий был распределен равноценно. Составить глоссарий по теме проще, чем написать эссе или придумать рекламу. Во время рефлексии ученики отметили такие трудности в работе, как поиск информации, хотя обществоведческие темы основных содержательных линий (экономика, право, политика и т. д. ) широко представлены и в справочной литературе, и в Internet (!). Вторая проблема – неумение согласовать действия и пропорционально распределить нагрузку внутри группы. Особую трудность вызвала работа над рекламой темы. Это творческое задание требует умения объединить отдельные элементы в новый целый продукт. В рекламе, представленной учениками, было два варианта. Первый – слайды, содержащие некоторую информацию по теме общего характера, сопровождаемую видеорядом. Тема «Познание»: «Мы познаем мир, начиная с рождения. . . Мы чувствуем мир вокруг нас. Познание необходимо нам как сон». Другой пример – попытки подражать стилю рекламных слоганов: «Роди ребенка – улучши демографическую ситуацию в стране» (тема «Общество»), «Пересядь на велосипед – внеси свой вклад в очищение окружающей среды» (тема «Глобальные проблемы»), «Закрой кран, из которого происходит «утечка мозгов» из России» (тема «Социальные проблемы современной России»).

Регулятивное действие, понимаемое, в том числе и как способность осуществлять оценку и самооценку, формируется на этапе защиты портфолио и рефлексии своей собственной работы. Перед группами стояли задачи выработать критерии и оценить по ним работы других групп. Все в основном брали критерии оценки внешней формы: красочные иллюстрации, шрифт, речь выступающих, а содержание осталось на втором плане. При рефлексии своей работы ученики наиболее сложными видами заданий назвали эссе и рекламу. Проще всего оказалось найти персоналии и составить теоретический монолог. Среди навыков, приобретенных в процессе работы, ученики отметили сотрудничество, анализ разных источников информации и умение применять эту информацию. Все без исключения отметили, что понравилась новая форма работы.

Таким образом, технология тематического портфолио является эффективным инструментом по формированию УУД учащихся. Отдельные элементы этой технологии можно применять уже на этапе изучения обществознания в 7-8 классах.