Тьюторство как технология индивидуального сопровождения учащегося
Тьюторство как технология индивидуального сопровождения учащегося Основные принципы реализации тьюторской деятельности и её существенные характеристики позволяют выделить ряд технологий, наиболее соответствующих её природе и содержанию.
Так, тьюторская деятельность может быть реализована с помощью:
– проектной технологии;
– технологии работы с портфолио;
– технологии консультирования;
– тренинговые технологии;
– технологии профильных и профессиональных проб;
– активизирующие методики Н. С. Пряжникова;
– информационные технологии.
В основном большинство технологий вам знакомы и применяются в вашей педагогической практике. Остановимся на роли деятельности учителя-тьютора как наставника, консультанта, помощника ученика в различных видах его деятельности.
В проектной технологии тьютор рассматривает деятельность учащегося как его образовательный проект. При разработке проекта учащийся под руководством тьютора знакомится с альтернативными направлениями получения образования, включается в оценку и анализ собственных способностей и возможностей. Если необходимо, посещает элективные курсы, выполняет дополнительные задания.
Работа тьютора с учащимися может проводиться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от характера возникающих проблем. Проектная методика имеет значительное преимущество перед другими в системности работы с учащимися. В четкости и очерченности границ их деятельности. При использовании данной технологии процесс достижения цели хорошо управляем. Ученик в этой технологии начинает нести личную ответственность за разработку и реализацию проекта.
Данные о реализации проекта фиксируются учеником в портфолио. Одной из эффективных образовательных технологий является технология работы с портфолио ученика. Задача тьютора помочь организовать ученику самоконтроль. Проследить как проходит процесс учения, помочь оценить свои достижения и возможности.
Для школьников не готовых работать с проетами, можно использовать более гибкую технологию– технологию индивидуальных и групповых консультаций. Консультации проводятся исходя из потребностей ученика, и базируются на принципах добровольности и мотивированности самого ученика. Очень важно, чтобы разовые консультации были завершенными и позволяли ребенку решить его волнующие проблемы и указывали на дальнейший ход самостоятельных действий. Например, консультации по подготовку к ЕГЭ, научно– исследовательским конференциям, олимпиадам и. т. п.
Технология профильных и профессиональных проб способствует сознательному выбору направления в обучении и будущей профессии. В этой технологии тьютор в большей степени, чем в остальных, выступает в роли организатора самостоятельной образовательной деятельности школьника. В его функции входит обеспечение школьника надежной и достоверной информацией, а именно помощь в выборе профессиональных проб – профиспытаний или профпроверке. Например выбор элективных курсов, дистанционного обучения, посещение дней открытых дверей в учебных заведениях, экскурсий и т. п.
Среди информационных технологий, помогающих решить школьникам проблему самоопределения, является Интернет. Уже сегодня система Интернет реально имеет большие возможности не только для поиска информации, но и для участи в различных дистанционных конкурсах. Конференциях, олимпиадах различных уровней.
Еще одной технологией, на которую в своей работе может опираться педагог-тьютор, активизирующая методика Н. С. Пряжникова. Данная методика основывается на рассмотрении учащегося как потенциального субъекта процесса собственного самоопределения. Задача тьютора состоит в том, чтобы с помощью различных активизирующих методик, включая и диагностические, игровые, развивать у школьника практическую готовность к решению проблем профильного и профессионального самоопределения. Эта методика получила широкое распространение в системе работы УПК.
Описанные выше технологии могут применяться для различных форм оказания тьюторской поддержки: в рамах класса, малой группы или индивидуально.
Многообразие и новизна задач тьюторской деятельности, разнообразие технологий и сложность тьюторского сопровождения в образовании позволяет ввести для тьюторов следующую специализацию труда:
– тьютор по оказанию индивидуальной или групповой помощи по предмету;
– тьютор по работе с сетевыми информационными ресурсами;
– тьютор по подготовке и проведению ЕГЭ;
– тьютор по проведению социально– психологических тренингов;
– тьютор по оказанию индивидуальной психологической помощи;
– тьютор дистанционного обучения и т. д.
Рекомендации по введению тьюторства в школе:
– все участники образовательного процесса должны быть охвачены тьюторской поддержкой;
– необходимо стимулировать самостоятельную деятельность подопечных;
– лучше не совмещать уроки и тьюторские консультации;
– тьютор должен иметь собственный опыт в курируемом вопросе;
– необходимо организовать обмен мнений, практик, опыта работы тьюторов.
Я сама являюсь тьютором по подготовке к ЕГЭ. Это не простая задача, но в современной школе очень востребованная. Мною разрабатывается план на учебный год по проведению консультаций как для учеников, так и их родителей. Моя задача, как тьютора состоит в том, чтобы вовремя ознакомить с правилами и изменениями в проведении ЕГЭ. Также как предметник, я еженедельно провожу курсы по подготовке к ЕГЭ по предмету. Эти курсы могут посещать не только мои ученики, а все учащиеся нашей школы , которые выбрали данный экзамен.
Тьютор как помощник, консультант и организатор самообразовательной деятельности должен стать в школе востребованной фигурой. Этого можно добиться лишь при условии максимально полной подчиненности всей его деятельности интересам и целям ребенка.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Тьюторство как технология индивидуального сопровождения учащегося в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения // Профильная школа. – 2007. – № 2. – С. 5.