Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Развитие вычислительных навыков обучающихся с применением ИТ

Развитие вычислительных навыков обучающихся с применением ИТ

В системе учебных предметов математике принадлежит важная роль. Она не только вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин, особенно при изучении геометрии, алгебры, физики, химии и информатики, но имеет широкое практическое применение. С ней человек встречается каждый день в своей жизни. При изучении данного предмета от учащихся требуется немало волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания, математика развивает личность учащегося. Кроме того, изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников. Именно поэтому мы развиваем у детей интерес к этой науке, предмету. Умственная нагрузка на уроках математики предлагаемая учащимся заставила нас задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс нами на уроках активно используются информационные технологии.

Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается мотивация обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет нам не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.

Возможны различные виды уроков с применением информационных технологий: уроки-беседы с использованием компьютера как наглядного средства; уроки постановки и проведения исследований; уроки практической работы; уроки-зачеты; интегрированные уроки и т. д.

Практика работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики:

при проведении устного счёта (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);

при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами; мотивация введения нового понятия);

при проверке фронтальных самостоятельных работ (быстрый контроль результатов);

при решении задач обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы; отработка определенных навыков и умений);

при организации исследовательской деятельности учащихся.

Наряду с компьютерной техникой у нас в школе есть интерактивные доски. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио– и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества и легка в управлении, так как достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

Обучение с помощью интерактивной доски имеет ряд преимуществ:

обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала за счет использования веб-сайтов и других ресурсов, возможности рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов, сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени;

развитие мотивации учащихся благодаря разнообразному увлекательному и динамичному использованию ресурсов, так как присутствует элемент игры;

предоставление больших возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

использование различных стилей обучения (учитель может обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям);

обеспечение хорошего темпа урока;

предоставление возможности сохранения использованных файлов в школьной сети для организации повторения изученного материала;

упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов;

обеспечение многократного использования педагогами разработанных материалов, обмена материалами друг с другом;

стимулирование профессионального роста педагогов, побуждение их на поиск новых подходов к обучению.

В своей работе эффективно применяем информационные технологии на всех этапах урока. Хотим рассказать о применении информационных технологий во время устного счета для активизации мыслительного процесса. Устный счет является неотъемлемой частью в структуре урока математики в классах младшего и среднего звена. Он помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он повышает интеллект учеников, в – пятых, необходим в рамках подготовки к ЕГЭ.

В своей работе мы используем разнообразные формы проведения устного счета арифметические и графические диктанты, математическое лото, ребусы, тесты, беседы, опрос, разминки, «круговые примеры» с применением ИКТ. На уроках математики мы не менее 10 минут отводим устной работе, которая активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстроту реакции у учащихся.

При проведении устного счета мы придерживаемся следующих требований:

Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.

Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».

Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.

К устному счету должны привлекаться все ученики.

При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).

При формировании навыков устных вычислений в процессе обучения учащихся мы используем разнообразные упражнения вида: 1) Нахождение значений математических выражений.

2) Сравнение математических выражений.

3) Решение уравнений.

4) Решение задач практического содержания

В своей работе используем следующие формы восприятия устного счета

1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником, аудиозапись) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.

2) Зрительный (таблицы, плакаты, карточки, записи на компьютере) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.

3) Комбинированный.

– обратная связь (показ ответов с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point),

– задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность).

– упражнения в форме игры (“Диалог”, “Математический поединок”, “Магические квадраты”, “Лабиринт сомножителей”, “Викторина”, “Волшебное число”, “Индивидуальное лото”, “Лучший счетчик”, “Кодированные упражнения”, “Кто быстрее”, “Числовая мельница”, “Числовой фейерверк”, “Математический феномен”, “Молчанка”, “Математическая эстафета”). Пути и формы использования перечисленных игр на уроках математики рассмотрены в работе В. П. Коваленко “Дидактические игры на уроках математики”.

Организация занятий по устному счету

При подготовке к уроку мы четко определяем (исходя из целей урока) объем и содержание устных заданий. Если цель урока – изложение новой темы, то в начале занятий можно провести устные вычисления по пройденному материалу, также можно организовать работу так, чтобы был плавный переход к новой теме. После изложения новой темы можно предложить учащимся устные задания на выработку умений и навыков по этой теме. Если цель урока – повторение, то к устным вычислениям в классе готовятся и учитель, и учащиеся. Учащиеся, с консультацией учителя, могут проводить устный счет сами. Устный счет можно соединять с проверкой домашних заданий.

При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь ненужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков и, особенно для применения их в различных условиях, наоборот должны быть разнообразнее. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования.

Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка.

По нашим наблюдениям и результатам работ, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, мы помогаем ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждаем у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это – важнейшее условие сознательного усвоения материала.

Насыщение уроков разнообразными, занимательными и полезными вычислительными заданиями при большой плотности текущего теоретического материала по изучаемым темам возможно лишь через совершенствование системы устных упражнений на уроках.

Мы считаем, что устный счет как обязательный этап урока должен проводиться на уроках математики как начальных классах, так в средних и старших классах.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Дидактические игры на уроках математики / В. П. Коваленко – М. : Просвещение, 1996

2. Подумаем вместе /Н. К. Винокурова. – М. : Рост, 2003.

3. Задачи на смекалку / Ю. В. Нестеренко и др. – М. : Дрофа, 2005.

4. Интернет ресурсы:

http://www. etudes. ru

http://zadachi. mccme. ru,

festival. 1september. ru