ИКТ и интегрированные формы работы с детьми с ОВЗ
ИКТ и интегрированные формы работы с детьми с ОВЗ
Одной из главных задачей обучения детей с ОВЗ, а именно, слабослышащих детей, является работа над развитием речи учащихся, формированием их представления об окружающем мире, а в конечном итоге, адаптация их к обычной жизни, к общению в среде слышащих людей. Общение слабослышащих ограничено узким кругом тех, с кем они могут общаться. Информационная образовательная среда школы призвана помочь таким детям довольно легко войти в жизнь.
Достижение целей обучения слабослышащих детей литературе требует решения следующих образовательных задач:
1. формирование навыка чтения (беглого, правильного, осознанного, выразительного);
2. обогащение словаря и развитие устной и письменной связной речи учащихся;
3. коррекция произношения, развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления; 4. формирование потребности в самостоятельном чтении произведений.
Решать эти задачи помогает систематическое использование ИКТ. Владение ИКТ на должном уровне позволяет нам самостоятельно создавать учебно-методические материалы: учебные видеоролики, мультимедийные презентации, интерактивные презентации, тесты, кроссворды. Языковая способность учащихся развивается на этих уроках за счет создания условий для общения по прочитанному, его восприятию, пониманию, воспроизведению, что связано с продуцированием речевых высказываний. Из видов речевой деятельности, прежде всего, развивается умение читать, и наряду с этим, говорение, слухозрительное восприятие, письмо и дактилирование.
Коммуникативно-речевой принцип реализуется на уронах литературы уже не в воображаемом общении юных читателей с писателем и героями его произведений, а как бы воочую. На таких уроках дети учатся сравнивать и сопоставлять прочитанные произведения, высказывать свою точку зрения. Сравнивая литературные произведения, учащиеся видят, как писатели по-разному воспринимают окружающий мир, по-разному описывают одни и те же явления в различных произведениях.
Литературно-художественный принцип позволяет реализовать на уроках литературы основные литературные функции (эстетическую, познавательную и нравственную и др. ), которые создают прочную основу для глубокого изучения и понимания литературного произведения, как искусства слова, формируют заинтересованного читателя, содействуют нравственно-эстетическому и общему развитию слабослышащих школьников.
Большой интерес у учащихся с ОВЗ вызывают литературные гостиные, посвященные тем или иным писателям и поэтам, юбилеям, которые проходят совместно со слышащими учащимися, конечно же с использованием ИКТ. Такие интегрированные формы работы в обучении дают почву для дальнейшего развития речемыслительной деятельности как слабослышащих, так и детей с ДЦП: ребята имеют возможность показать, на что они способны, раскрыть свои творческие способности, получают стимул для дальнейшей работы над собой.
Для формирования навыков общения необходимо в процессе обучения создавать условия речевого общения. Система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нём. Учиться общению, общаясь – вот основная характеристика коммуникативности. Здесь необходима особая организация учебного материала.
Коммуникативная направленность обучения предполагает использование учебных ситуаций общения. Их использование не только повышает эффективность обучения речи, но и способствует формированию и развитию интереса учащихся к родному языку. А для этого необходимо, чтобы ребёнок понимал цель общения, и эта цель представляла для него живой интерес, только тогда он будет разговаривать с партнёром, максимально используя свои лексические и грамматические возможности. Коллективные формы деятельности помогают создать именно такие условия. Это одна из причин их введения в коррекционное обучение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андерсен, Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В. Д. Бриик. – М. : Дрофа, 2007. – 213 с.
2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ . Психологические основы М. Гуманитарн. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
3. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя спец. (коррекц. ) образоват. учреждений 1 и 2 вида /Д. Ю. Алексеевских и др. ; под ред. Е. Г. Речицкой. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 295 с. – (Развитие и коррекция).
4. Розова Ю. Е. Роль мультимедийных презентаций в структуре
коррекционно-логопедической работы с учащимися с ограниченными
возможностями здоровья.