Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках биологии, часть 1

Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках биологии, часть 1

В последнее время в России наблюдается ухудшение экологической обстановки, и как следствие высокий уровень заболеваемости родителей, а так же ряд социальных, психолого-педагогических и медицинских проблем, что способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями, делая эту проблему особенно актуальной. Статистические данные последних лет показывают, что увеличивается число детей с задержкой психического развития. И этому есть объяснение: во-первых, появилось огромное количество вредных факторов (экологическое состояние территорий Российской Федерации, продукты питания, социальный образ жизни родителей и др. ), усиливающих проявление различных заболеваний у детей; во-вторых, школьные образовательные программы из года в год все усложняются и становятся непосильными для ряда школьников. С усилением роста количества детей, с различной степенью проявления задержки психического развития, острее встает вопрос о создании эффективной квалифицированной педагогической помощи для данной категории детей. Проблема оказания помощи детям с отклонениями в развитии многие годы является актуальной темой в педагогике. Создание классов компенсирующего обучения,(специальных) коррекционных, и многие другие формы организации учебно-воспитательного процесса для данной категории детей– все это свидетельствует о поисках соответствующих условий для обучения детей, требующих специального педагогического внимания. Дети данной категории представляют наиболее многочисленную группу среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Успешная педагогическая деятельность каждого учителя-предметника, работающего с данной категорией детей, будет зависеть от применения на своих уроках особых педагогических технологий, позволяющих найти индивидуальный подход к каждому ребенку в классе, позволяющих провести коррекцию недостатков психического развития ученика в целом. Перед учителем, работающим с детьми, требующими специального педагогического внимания, прежде всего, встает задача коррекции познавательной деятельности, так как чаще всего именно выраженные нарушения той или иной деятельности помешали ребенку обучаться в условиях общеобразовательного класса. Применение на уроках биологии коррекционно-развивающих упражнений решает данную задачу, поскольку их применение направлено, на : 1)Повышения уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания. 2)Повышения уровня развития логического мышления. 3)Развитие наглядно-образного и логического мышления. 4)Развитие речи. 5)Развитие приемов учебной деятельности. 6)Развитие личностно-мотивационной сферы. 7)Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. В процессе применения на уроках коррекционно-развивающих упражнений совершенствуются психические процессы ученика, происходит развитие познавательного процесса , в результате чего закладывается фундамент успешной учебной деятельности. Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения учащихся к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса. Основные дидактические и методические условия развития познавательного процесса у учащихся на уроках биологии: 1)Вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска, «открытия новых знаний». 2)Обеспечение разнообразия учебной деятельности учащихся. 3)Предложение учащимся посильного учебного материала. 4)Использование многообразие форм проверки качества знаний и умений, которыми овладевают учащиеся. 5)Использование на уроках коррекционно-развивающих упражнений. 6)Акцентирование внимания школьников на теоретической важности и практической значимости получаемых знаний и умений на уроках биологии. 7)Обсуждение на уроках биологии интересных фактов из жизни животных и растений. 8)Доброжелательное отношение учителя к школьникам, доверительное общение с ними, склоняющее к диалогу. С целью исправления недостатков психического развития, усвоения базовых знаний по биологии, привития интереса к предмету, доступности обучения, а так же приближения уровня развития учащихся к норме, применяю на уроках специальные коррекционно-развивающие упражнения, такие , как: 1) Карточки – таблицы. 2) Карточки – схемы (законченные и незаконченные) 3) Карточки для устного опроса. 4) Карточки – биологические диктанты. 5) Упражнения, связанные с тактильно двигательным восприятием. 6) Карточки с рисунками. 7) Карточки – тесты. 8)Карточки– текст (запутанный, с ошибками текст для запоминания). Цели применения коррекционно-развивающих упражнений на уроках: 1)Снятие эмоционального напряжения. 2)Создание ситуации успеха. 3)Дать детям возможность почувствовать себя самостоятельными и уверенными в себе. 4)Коррекция аффективных форм поведения Виды коррекционно-развивающих упражнений: Упражнения ,связанные с тактильным восприятием: 1)Пластилиновая живопись. 2)Цветная аппликация. 3)Штриховка. 4)Копирование изображения по образцу. 5)«Узнай по контуру» 6)«Кусочки целого» Упражнения, направленные на коррекцию и развитие внимания, пространственного восприятия, образного мышления: 1)«Запомни и нарисуй» 2)«Составь слово» 3)«Найди смысловые связи» 4)«Бессмысленные слова» 5)«Буквенные шифры» 6)«Один лишний» 7)«Память на слова» 8)«Мысленные образы» 9)«Ассоциации» 10)«Раздели на группы» Упражнения, направленные на формирование умений действовать по правилу: 1)«Найди по алфавиту или слова-загадки» 2)«Номер буквы по алфавиту» 3)« Высокий, средний, низкий» 4)«Слова по алфавиту» Спектр применения упражнений: 1)Повторение изученного материала. 2)Закрепление. 3)Обобщение и систематизация знаний. 4)Контроль знаний. 5)Активизации имеющегося у учащихся опыта. 6)Домашние задания. Результат: 1)Позитивная динамика в коммуникативном развитии. 2)Обогащение содержания личностных контактов. 3)Повышение уровня: всех сфер познавательной деятельности. речевой инициативы, интереса к предмету, 4) Положительный эмоциональный настрой на урок 1. Упражнение «ВОПРОСЫ НА ВЫБОР» На ватмане рисуется игровое поле ,состоящее из 9-12 квадратиков. Каждый квадратик соответствует букве с индексом. (А1,А2,А3, Б1,Б2,Б3, В1,В2,В3. ) В каждый кармашек кладется карточка с вопросом разного уровня сложности. Кармашки с индексом 1 соответствуют легкому уровню сложности, кармашки с индексом 2 – среднему, с индексом 3 – высокому. В зависимости от выбранного квадратика можно набрать определенное количество баллов. Кармашки с обозначением А1,Б1,В1 – 1 балл; А2,Б2,В2-2 балла;А3,Б3,В3 – 3 балла. Это упражнение применительно к любой теме, любого курса биологии. Игровое поле не меняется, меняются только вопросы в кармашках. Данное упражнение направлено на развитие умения логического мышления, связной речи и позитивного соперничества. А-1 Б-1 В-1 А-2 Б-2 В-2 А-3 Б-3 В-3 2. УПРАЖНЕНИЕ «ЗАПОМНИ И НАРИСУЙ» Цель: развитие пространственно– аналитической деятельности, умение ориентироваться в графических изображениях предметов, повышение уровня внимания, памяти, лучшее усвоение нового материала и прочное закрепление ранее пройденного. Задание: Запомни и нарисуй фигуру и слово, записанное в ней. 3. УПРАЖНЕНИЕ « СОСТАВЬ СЛОВО ИЛИ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ» Цель: Коррекция и развитие произвольного внимания, формирование пространственного восприятия, образного мышления. Задание: Подумай, в каком порядке нужно расположить фигуры, чтобы прочитать надпись, начертанную в них. 4. УПРАЖНЕНИЕ « КОПИРОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПО ОБРАЗЦУ» Применительно для учащихся среднего звена. ( 8 вида обучения и ГУО) Цель: Развитие и коррекция произвольной сферы ребенка, повышение уровня возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства, А так же умения ориентироваться на образец. Задание: Ученику предлагается как можно точнее срисовать изображение любого предмета или живого существа. Поле окончания работы предлагается проверить все ли верно. Можно исправить если заметит неточности Ошибками являются: неправильно изображенный элемент, замена одного элемента другим, отсутствие элемента, разрывы между линиями, в тех местах где, они должны быть соединены, сильный перекос рисунка. Упражнение можно проводить ,как фронтально так и индивидуально. 5. УПРАЖНЕНИЕ « АЛФАВИТ» Цель: Развитие и коррекция уровня произвольного внимания, его концентрации. Формирование приемов учебной деятельности( умения действовать по правилу) , Развитие фонематического слуха и уровня речевого развития. Задание: Перечислить предложенные термины ( названия животных, растений, планет, органоидов, тканей, систем органов, органов и т. д. ) в алфавитном порядке. Задание выполняется устно или письменно, фронтально или индивидуально, за определенное количество времени. 1) ТЕМА « РАСТИТЕЛЬНАЯ КЛЕТКА» 6 класс. ТЕРМИНЫ № по алфавиту Оболочка 4 Цитоплазма 7 Ядро 8 Хлоропласт 6 лизосома 3 Клеточный сок 2 Вакуоль 1 Поры 5 2)ТЕМА « ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА» 8 класс. ТЕРМИНЫ № по алфавиту Желудок 3 Аппендикс 1 Зубы 4 Поджелудочная железа 8 Глотка 2 Пищевод 7 кишечник 5 Печень 6 6. УПРАЖНЕНИЕ «НАЙДИ СМЫСЛОВЫЕ СВЯЗИ» Цель: Развитие и коррекция уровня произвольного внимания, мыслительной деятельности, механической и логической памяти, развитие воображения и общего интеллекта. Задание №1 : Даны термины и к ним определения(функции) в неправильном соответствии. Задача ученика , найти смысловые связи между термином и определением и расставить их в правильном порядке. ПРИМЕР: 1)ТЕМА « ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ» 5 класс. Карточка с заданием. Земля «красная» Плутон Кольца Меркурий Самая далекая Марс Большая Сатурн Красивая Юпитер жизнь Венера «Бог моря» Уран Первая Нептун 7планета Карточка с ответом ученика. Земля Жизнь Плутон Самая далекая Меркурий Первая Марс «красная» Сатурн Кольца Юпитер Большая Венера Красивая Уран 7 планета Нептун «Бог моря» 2)ТЕМА: « ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ ( класс Млекопитающие)» 7 класс. Карточка с заданием № Группа животных Примеры 1. Типично наземные Летучие мыши 2. Прыгающие наземные Бобр 3. Наземно-древесные Кабан 4. Подземные Белка 5. Летающие Крот 6. Водные и околоводные Олень 7. Растительноядные Морж 8. Полуводные кенгуру Карточка с ответом. 1 3 2 8 3 4 4 5 5 1 6 7 7 6 8 2 Задание №2: В задании дан один термин и несколько определений. Задача ученика соединить стрелками термин и соответствующие ему определения (функции). ТЕМА « КЛЕТКА: СТРОЕНИЕ, ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Карточка-задание в виде таблицы. ЯДРО и ядрышко. Синтез белка Хранение наследственной информации Придает форму клетке Размножение клетки Передача наследственных признаков Создание рибосом 7. УПРАЖНЕНИЕ «БЕССМЫСЛЕННЫЕ СЛОВА». Цель: Коррекция и развитие основных свойств внимания : объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение. Задание: Из предложенных записанных неправильно, запутанных слов, нужно составить определенное слово или словосочетание , относящееся к данной теме. Задание проводится коллективно и включает в себя элемент соревнования. ТЕМА: « Царства живой природы» 5 класс. Запутанное слово Разгаданное слово 1. Е П О Т Р Ш Е И Й С ПРОСТЕЙШИЕ 2. Р И Ы Б Г ГРИБЫ 3. Я Н Р Е С И Т А РАСТЕНИЯ 4. Ы Т Е Ж И В Н О ЖИВОТНЫЕ 5. А Б Р И К И Т Е БАКТЕРИИ ТЕМА : « МНОГООБРАЗИЕ ПТИЦ» Запутанное слово Разгаданное слово 1 . Н Г В Н И П И ПИНГВИН 2. У С Т А Р С СТРАУС 3 . Е Т С К Л КЛЕСТ 4. О В Р Е Б Й О ВОРОБЕЙ 5. Ц С А И Н И СИНИЦА 6 . И Ф Н Л И ФИЛИН 8 . УПРАЖНЕНИЕ « БУКВЕННЫЕ ШИФРЫ» Цель: Коррекция и развитие концентрации внимания, его устойчивости, механической и логической памяти. Формирование приемов учебной деятельности ( самоконтроля, умения действовать по образцу). Задание: Заранее записать на доске названия объектов, рядом их условные буквенные обозначения ( шифр, код) . Затем, учитель показывает ученикам изображение объекта ( рисунок или фотографию) . Дети должны записать в карточку –табличку в правильной последовательности буквенный код. Упражнение проводится на этапах повторения и закрепления изученного материала, на знание изображений объектов. ТЕМА : « Многообразие насекомых» ПЛАВУНЕЦ – Е ОСА – К КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО – ШМЕЛЬ – А НАЕЗДНИК. УСАЧ – Н КОМАР – З МУРАВЕЙ – Н БАБОЧКА- БЕЛЯНКА -И БОГОМОЛ -Д 1 2 3 4 5 6 7 8 Е К А Н З Н И Д Н А Е З Д Н И К 9. УПРАЖНЕНИЕ « КАКИЕ БЫВАЮТ ЖИВОТНЫЕ ?»(8 вид обучения и ГУО) Цель: Развитие и коррекция моторики руки, развивать движение руки и уверенность в себе. Формирование всех видов внимания, умения планировать свои действия, развитие общего интеллекта. Снятие общего эмоционального напряжения. Задание: На предложенных карточках изображены животные, нужно разделить карточки на группы( домашние животные и дикие; представителей одного класса, отряда, семейства. ) Карточки, если они цельные, можно разрезать, разукрасить. Если одинарные , то просто разложить по конвертам с названиями групп животных. 10. УПРАЖНЕНИЕ « ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» ( ПЯТЫЙ…, ШЕСТОЙ…. ) Цель: Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания, памяти, формирование приемов учебной деятельности, повышение уровня развития логических операций( анализа, обобщения, систематизации). Задание: ИЗ предложенного перечня объектов, выбери тот , который является лишним. Почему именно этот объект является лишним? Задания можно использовать при изучении разных курсов биологии. (5-8 класс. ) В задании может быть использованы карточки задания с иллюстрациями или без них. Задание №1. ИЗ предложенного перечня органов, выбери тот, который является лишним. Почему именно этот орган , в списке перечисленных, является лишним? Пример №1. В предложенном перечне 1 объект лишний. ТЕМА: « СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ» 6 класс. КОРА МЯКОТЬ ЧЕЧЕВИЧКИ ПРОБКА КАМБИЙ КОЖИЦА ЛУБ ДРЕВЕСИНА СЕРДЦЕВИНА Пример №2. В предложенном перечне 2 лишних объекта. ТЕМА: « ПИЩЕВАРИТНЛЬНАЯ СИСТЕМА» 8 класс. печень прямая кишка поджелудочная железа почки желудок щитовидная железа аппендикс толстая кишка пищевод 11. УПРАЖНЕНИЕ « ПАМЯТЬ НА СЛОВА» Цель: Коррекция и развитие произвольного внимания, повышение уровня его концентрации, развитие долговременной памяти. Формирование приемов учебной деятельности, умения выполнять задания по устной инструкции учителя. Задание: Пример№1. Учащимся диктуется три ряда слов . После диктовки каждого ряда ученики записывают столько слов сколько запомнили. Когда все записи сделаны, учащиеся подсчитывают слова в каждой колонке отдельно . Тот у кого больше слов читает их вслух. Лишние и дважды написанные вычеркиваются. ТЕМА: « ЦВЕТОК И ПЛОД» 6класс. Початок Семязачаток Пыльца Соцветие Околоцветник Околоплодник Колос Плод Корзинка Опыление Пыльцевход Цветок Пример№2. Учащимся диктуются сразу все слова 2 раза. После диктовки ученики записывают слова( вразброс или по порядку). Затем учитель прочитывает снова список слов, а ученики его проверяют и подсчитывают количество написанных слов.