Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках биологии, часть 2

Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках биологии, часть 2

ТЕМА: « АНАЛИЗАТОРЫ. ОРГАН ЗРЕНИЯ. » 8 класс. Рецептор, иллюзия, склера, близорукость, радужка изображение, роговица, зрачок ,хрусталик, колбочки, сетчатка, палочки, дальнозоркость. 12. УПРАЖНЕНИЕ « МЫСЛЕННЫЕ ОБРАЗЫ» Цель: Коррекция и развитие образного мышления, повышение уровня концентрации внимания, формирование зрительной и слуховой долговременной памяти. Задание: Учитель говорит фразы, а ученики , после каждой произнесенной фразы должны закрыть глаза и мысленно представить образ произнесенной фразы. После этого, ученики записывают одним словом данный мысленный образ. Список фраз либо произносится учителем вслух( тренировка слуховой памяти), либо список фраз дается учителем написанным на листке бумаги( тренировка зрительной памяти). Пример: Тема: « ГРИБЫ» 6 класс. Покрытая плесенью корочка хлеба – ( мукор) Сожительство дерева и гриба – ( симбиоз) Легкое пористое тесто – (дрожжи) Почерневший колос пшеницы – (головня) Гриб на дереве – ( трутовик) Несъедобные грибы – ( ядовитые) Ядовитые грибы похожие на съедобные – ( ложные) 13. УПРАЖНЕНИЕ « АССОЦИАЦИИ» Цель: Коррекция и развитие ассоциативного мышления. Упражнение направлено на формирование способности устанавливать связи между элементами материала. Задание: Учитель предлагает несколько слов ( термины, названия объектов и др. ), а ученики должны привести как можно больше ассоциаций , связанных с этим словом, которые придут им на ум при чтении данных слов. Пример. ТЕМА : СЕЛЬХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ» 6 класс. слово ассоциации картофель Клубень, пасленовые, урожай. осень, пюре,коричневый, крахмал. Томаты Сочный, круглый, красный. вкусный, теплица, пасленовы, помидор, кетчуп. Пшеница Хлеб, мука, злаки, колос, зерновка, твердая, мягкая. капуста Кочан, борщ, крестоцветные, кочерыга, белокочанная, цветная. 14. УПРАЖНЕНИЕ « НАЙДИ ЗАКОНОМЕРНОСТИ» Цель: Коррекция и развитие наглядно– образного мышления, формирование умения понимать и устанавливать закономерности. Задание: Учитель предлагает ученику рассмотреть карточку с текстом или рисунком , ученику нужно найти закономерности расположения этого текста ( в таблице, схеме, диаграмме) или в рисунке и дать им краткую характеристику. Пример№1. ТЕМА: « ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ» 6 класс. Астра Вишня Томат Репа Груша Лилия Георгин Черешня Картофель Свекла Яблоко Ландыш Хризантема Персик Баклажан Капуста Айва тюльпан Ответы: Сложно-цветные Розоцветные Пасленовые (овощи) Крестоцветные (овощи) Розоцветные Лилейные Вывод: В данной таблице прослеживается следующая закономерность: 15. УПРАЖНЕНИЕ «ПАМЯТЬ НА РИСУНКИ» Цель: Коррекция и развитие уровня концентрации и устойчивости внимания, формирование зрительной памяти. Задание: Учитель предлагает несколько рисунков. На которых изображено по одному объекту. Ученики смотрят на рисунки в течении нескольких минут(1-2 минут) , затем называют по порядку, те рисунки(объекты),которые удалось запомнить. Данный вид упражнения («ПАМЯТЬ НА РИСУНКИ») направлен на повышение уровня осознанного восприятия. Такой вид упражнения рекомендуется для занятий с детьми имеющими низкий уровень восприятия. 16. УПРАЖНЕНИЕ « СИСТЕМАТИЗАЦИЯ» Цель: Развитие умений систематизировать объекты по определенному признаку. Формирование всех видов памяти, внимания . Задание: Учитель называет( показывает карточки с рисунками, фотографиями) различные объекты, среди них нужно выбрать именно определенные и записать их названия в тетрадь( хлопать в ладошки). Пример №1. ТЕМА: « Общее знакомство с цветковыми растениями» 6 класс. Учитель перечисляет ( показывает) названия плодов(растений), среди перечисленных нужно выбрать: Только сухие плоды Только сочные. Плод костянка. Плод ягода. ТЕМА: « ЦАРСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» 5 класс. Учитель перечисляет ( показывает) названия представителей разных царств живой природы ), среди перечисленных нужно выбрать представителей царства: Бактерии, Грибы, Растения, Простейшие, Животные 17. УПРАЖНЕНИЕ «НАЙДИ ОБЩИЙ СМЫСЛ» Цель: Развитие и коррекция умений ориентироваться на систему признаков, повышение уровня развития логических операций( анализа, обобщения, систематизации), а так же развитие способности к абстракции. Задание: Учитель предлагает карточку с написанными словами или карточку с изображенными на ней различными объектами, объединенные общим смыслом. Ученику предлагается этот общий смысл постараться передать одним словом. Пример №1. ТЕМА: « ПОБЕГ» 6 класс. «Каким общим словом или словосочетанием можно назвать следующие группы слов: 1. Супротивное, мутовчатое, очередное. ( листорасположение) 2. Сетчатое, параллельное, дуговое. ( жилкование листа) 3. Овальный. Округлый, продолговатый, линейный. (форма листа) 4. Междоузлие, пазуха листа, узел. (части побега) Пример №2. ТЕМА: « ТИП ЧЕРВИ ( Плоские, Круглые, Кольчатые)» «Каким общим словосочетанием можно назвать следующие группы слов: 1. Бычий цепень, печеночный сосальщик, аскарида, ремнец. (черви– паразиты) 2. Многоглазка, белая планария, морская планария . (свободноживущие плоские черви) 3. Мезодерма, эктодерма, энтодерма. ( слои тела Плоских червей) 4. Пескожил, нереис, морская мышь, трубочник. (Кольчатые черви) 18. УПРАЖНЕНИЕ « РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ» Цель: Коррекция и формирование словесно– логического мышления, развитие коррекция умений ориентироваться на систему признаков, повышение уровня развития логических операций( анализа, обобщения, систематизации). Задание: Учитель зачитывает ( раздает каточки с написанным перечнем или рисунками) перечень названий объектов, ученик должен постараться разделить эти слова на группы. В перечне слов может быть 1,2 или 3 группы не больше, иначе ребенок может запутаться. Пример №1. « Раздели на группы перечисленные слова» ТЕМА: « Общий обзор организма человека» Сердце, кровеносная, печень, вены, выделительная, половая, почки. Ядро, мембрана, рибосомы, лизосомы. Гладкая мышечная, хрящевая , жировая, сердечная, костная, поперечно-полосатая. Нервная, пищевод, хрящевая, глаз, легкое, эпителиальная,бронхи. ГРУППЫ ОБЪЕКТОВ: Органы и системы органов. Органоиды клетки. Ткани. 19. УПРАЖНЕНИЕ « ЛИШНИЕ БУКВЫ В ТАБЛИЦЕ» Цель: Развитие и коррекция концентрации и устойчивости внимания Развитие умения анализировать написанные слова, «видеть» в них буквы. Задание: Учитель предлагает карточки с таблицей, в которой записаны буквы. Нужно вычеркнуть из клеточек таблицы буквы, которые встречаются дважды , а из оставшихся букв составить ключевое слово. Пример №1. э ш б ф ю в х д ч ц е б д л т э м р ф я ш н ж с е п о ц л г и у Х и в м з ж п к н ю ч а 20. УПРАЖНЕНИЕ « МОЙ УЛОВ» Цель: Развитие и коррекция концентрации и устойчивости внимания Развитие умения анализировать написанные слова, «видеть» в них буквы. Задание: Учитель предлагает карточки с таблицей, в которой записаны буквы и отдельную карточку с некоторыми заштрихованными клетками. В тетрадь нужно выписать те буквы, которые соответствуют заштрихованным клеткам и уже только из этих букв составить слово( название объекта или термин). Пример №1 ТЕМА: « МНОГООБРАЗИЕ РЫБ» 7 класс. О В Я Й Х У Т К Ч Э Ж Э Ч С К Ф В Г Ю Р Ю Х Ф Е Я Ж Э Н З Г ( ОСЕТР) 21. УПРАЖНЕНИЕ « ЕРАЛАШ» Цель: Коррекция и формирование словесно– логического мышления, развитие коррекция умений ориентироваться на систему признаков, повышение уровня развития логических операций( анализа, обобщения, систематизации). Развитие умений систематизировать объекты по определенному признаку. Задание: Учитель предлагает ученикам карточки-задания на которых написаны три( четыре, пять …. ) групп слов, но не все слова соответствуют той группе в которую они записаны в карточке. Учащиеся должны все слова(термины, названия объектов) расставить правильно, каждое слово в соответствующую ей группу. Пример №1 ТЕМА: « Общий обзор организма человека. Повторение» 8 класс. Опорно-двигательная система Нервная система Кровеносная система. сердце кровь кости суставы череп нервы спинной мозг нейрон скелет лимфа позвонок вены ганглии большие полушария головной мозг Мышцы артерии костный мозг Ответ: Опорно-двигательная система Нервная система Кровеносная система. кости нервы сердце суставы спинной мозг кровь череп нейрон лимфа скелет позвонок вены ребра большие полушария артерии мышцы головной мозг капилляры 22. УПРАЖНЕНИЕ « СЛОВА-ЗАГАДКИ или НАЙДИ ПО АЛФАВИТУ» Цель: Развитие и коррекция концентрации и устойчивости внимания, орфографической зоркости. Формирование приемов учебной деятельности (умения действовать по правилу). Задание: Необходимо отгадать слово( термин или название объекта) по данным написанным в карточке –задании. Задание связанно с работой по алфавиту. Пример №1 ТЕМА: « Водоросли» 6 класс. « Попробуй, угадай слово по таким данным». Первая буква стоит после буквы Ф вторая -перед М третья– после Н четвертая– после П пятая –перед Д шестая – перед М седьмая– после К последняя буква – первая буква (ХЛОРЕЛЛА) 23. УПРАЖНЕНИЕ «НОМЕР БУКВЫ ПО АЛФАВИТУ» Цель: Развитие и коррекция концентрации и устойчивости внимания, орфографической зоркости. Формирование приемов учебной деятельности (умения действовать по правилу). Развитие умения анализировать написанные слова, «видеть» в них буквы. Задание: Учитель предлагает карточку-задание на которой записана таблица, состоящая из квадратиков. В каждом квадратике записана цифра, соответствующая номеру буквы по алфавиту. Ученику необходимо выписать буквы из алфавита и составить зашифрованное слово( термин или название объекта). Пример ТЕМА: « Общее знакомство с цветковыми растениями»6 класс. 3 16 24 20 6 12 3 29 6 (ЦВЕТКОВЫЕ) 24. УПРАЖНЕНИЕ « ЗАГАДОЧНЫЕ СЛОВА» Цель: Развитие и коррекция концентрации и устойчивости внимания, орфографической зоркости. Формирование приемов учебной деятельности (умения действовать по правилу). Развитие умения анализировать написанные слова, «видеть» в них буквы. Задание: Учитель предлагает карточку-задание на которой записаны разные буквы, разным размером шрифта. Ученик должен отгадать «загадочное» слово построив буквы по рост(сначала самую большую, потом чуть меньше и т. д. ) Дополнительно к перечисленным буквам можно предложить загадку, как подсказку. Пример . ТЕМА: « Размножение птиц» 7 класс. Подсказка: «Какие птичьи тайны открывает листопад?» Г Д Н е О З ( ГНЕЗДО). УПРАЖНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ТАКТИЛЬНЫМ ВОСПРИЯТИЕМ. 1. УПРАЖНЕНИЕ « УЗНАЙ ПО КОНТУРУ» Цель: Развитие и коррекция умения видеть образ, тренировка всех видов внимания. Развитие уверенности в себе, совершенствование движения руки, развитие мелкой моторики. Задание: На предложенной карточке, изображены перепутанные контуры предметов. Необходимо: Узнать все объекты по контуру. Отгадать загадку и узнать контуры объектов. Обвести контуры объектов непрерывной линией. 2. УПРАЖНЕНИЕ « ПЛАСТИЛИНОВАЯ ЖИВОПИСЬ» Цель: Коррекция и развитие тактильного восприятия , мелкой моторики(формирование движения руки, развитие ритмичности, плавности движений, формирование ручной умелости. Развитие умения видеть образ, проявлять самостоятельность в творчестве создания образа. Задание: Взять картон бумаги, шаблон объекта. Обвести по шаблону контуры объекта. Затем взять предварительно размягченный пластилин и нанести его плавными, размазывающими движениями на картон по шаблону. Материал: Белый картон, пластилин, готовые шаблоны объектов. При изготовлении пластилиновой аппликации, желательно использовать несколько цветов, чтобы придать объемистость образу. Пластилиновая живопись –это коррекционно-развивающее упражнение. Через него происходит усвоение информации. При этом задействуются все виды восприятия : слух (слушают учителя), зрение( наглядность), осязание ( работа руками с пластилином), обоняние( запах пластилина). 13. УПРАЖНЕНИЕ « ЦВЕТНАЯ АППЛИКАЦИЯ» Цель: Коррекция и развитие тактильного восприятия , мелкой моторики(формирование движения руки, развитие ритмичности, плавности движений, формирование ручной умелости. Развитие умения видеть образ, проявлять самостоятельность в творчестве создания образа. Формирование конструкторских умений , воображения, памяти и внимания. Задание: Взять цветную бумагу или картон, нанести шаблон на картон (цв. бумагу), вырезать по шаблону контуры объекта и наклеить на бумагу. Если необходимо, можно подписать части аппликации, и ее название. Задание можно выполнять по образцу или по памяти, на закрепление, повторение или изучение материала. Материал: Цветная бумага, картон, альбомный лист, ножницы, клей. Цветная аппликация –это коррекционно-развивающее упражнение. Через него происходит усвоение информации. При этом задействуются все виды восприятия : слух (слушают учителя), зрение( наглядность), осязание ( работа руками с цветной бумагой, ножницами), обоняние( запах используемых материалов при работе). ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ. 1. Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. —— М. : АРКТИ, 2007. – 80 с. (Коррекционная педагогика) 2. Задержка психического развития// Педагогический энцикло- педический словарь. – М. : Проспект, 2003. – 800 с. 3. А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М: «Ось-89»,2000. – 272с. (Практическая психология) 4. Шведова Л. М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. -Ростов-на– Дону: ООО «Удача», М6:ЗАО»БАО-ПРЕСС», 2007. -352с.