Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Деятельностный подход в организации уроков истории

Деятельностный подход в организации уроков истории Традиционная система обучения слабо влияет на формирование и развитие познавательного интереса у школьников. Она приспособлена к передаче знаний в готовом виде. Процесс обучения организован так, что учащиеся работают самостоятельно только после объяснения учителя. Общение на уроке запрещается, деятельность идет обособленно, каждый работает только для себя.

Одним из вариантов решения проблемы развития личности XXI века через активизацию познавательного интереса детей является деятельностный подход в обучении. Он опирается на работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. П. Беспалько и др. и основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью.

Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. Цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям. Знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Таким образом, вместо двух задач – передать знания и сформировать умения по их применению – перед обучением стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах.

Несомненно, ребенку для полноценного обучения и развития необходимо общение и совместная деятельность (в том числе – учебная) не только с взрослыми, но и со сверстниками. Условия для совместной деятельности учащихся и педагогов создают интерактивные методы обучения (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие).

Накопленный А. Г. Ривиным и его последователями богатый опыт в организации учебных занятий на основе взаимодействия учащихся в парах послужил материалом для дальнейших научных исследований и обобщений.

В зависимости от структуры учебного общения В. К. Дьяченко классифицировал общие формы организации познавательной деятельности на индивидуальные, парные, групповые, коллективные. Коллективный способ обучения отличается тем, что каждый ученик включается в систематическую работу по обучению других школьников. Поэтому одна из задач педагогов – организовать сотрудничество между детьми на уроке.

Современные педагогические технологии предполагают изменение учебной ситуации таким образом, чтобы учитель из «непререкаемого авторитета» стал внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания. Результаты обучения достигаются взаимными усилиями участников процесса обучения, учащиеся принимают взаимную ответственность за результаты обучения. Использование интерактивных методик способствует оздоровлению психологического климата на уроке, создает доброжелательную обстановку. Согласно известной «пирамиде обучения», именно в этом случае происходит лучшее усвоение знаний.

Доступна ли ученику позиция учителя? Школьная практика показывает, что у школьников, работающих в позиции учителя, растет самоуважение, появляется более содержательное отношение к учительскому труду и самому процессу обучения. Дети, которых учат другие дети, быстрее осваивают УУД, получают больше индивидуального внимания и общения со сверстниками, приобретают социальные навыки помощи, поддержки, положительного оценивания, т. о. развивается предметная, коммуникативная и социальная компетентности. Недостатками данного подхода является сокращение времени на изучение нового учебного материала на уроке и трудности в организации урока для учителя (управление не одним классом, а несколькими сообществами детей).

Взяв за основу принципы деятельностного подхода к обучению, привожу способ организации взаимообучения в условиях малых групп на уроке истории.

Алгоритм деятельности на уроке

I. При изучении нового материала, после организационно-мотивационного блока и совместной постановки целей, класс делится на группы по 3-5 человек.

II. Вместе вспоминаем правила работы в группе и распределяем учебный материал: каждому участнику один из 4-5 ( зависит от числа членов группы) пунктов параграфа.

III. На доске или экране открывается слайд – алгоритм деятельности. В дальнейшем, по мере формирования навыка работы в данной системе, надобность в этой памятке отпадает.

IV. В соответствии с планом ученики:

1) читают свой пункт параграфа;

2) находят ключевые слова и составляют план будущего рассказа в тетради;

3) формулируют и записывают вопрос к группе по своему пункту;

3) рассказывают группе содержание своего пункта с опорой на план и слушают рассказы других;

4) задают вопрос своей группе, оценивают (верно – неверно), корректируют ответы;

5) совместно выполняют тест на листе ответов.

Вариантов тестов много, в качестве примера можно предложить два, наиболее полно отвечающих поставленным целям:

А) На первых уроках работы по такой системе вопросы теста устно задает учитель, например, «Истинное или ложное суждение». Ученики в группе обсуждают вопрос и отвечают письменно на листе достижений «да» или «нет». По каждому пункту учителю необходимо сформулировать 2-3 суждения.

Б) В дальнейшем гораздо полезнее и интереснее будет, если задания типа «Истинное или ложное суждение» для коллективного теста будут придуманы школьниками. В таком случае учителю необходимо заранее раздать пронумерованные по количеству пунктов полоски бумаги каждому, а затем, собрав их и распределив по пунктам параграфа, использовать в качестве теста.

6) совместно с учителем проводят межгрупповой взаимоконтроль – проверяют тест:

– передают лист ответов для взаимопроверки в соседнюю группу (по кольцу);

– учитель читает вопрос;

– слушаем желающих дать ответ;

– учитель называет правильный ответ (тут открываются возможности подчеркнуть главное, привести интересный пример, похвалить за хороший вопрос);

– ученики отмечают + или – в ответах соседней группы;

– подсчитывают +;

– записывают количество баллов;

7) передают листочки в «родную группу»;

8) При подведении итогов (рефлексии) в листе достижений оценивают не только работу группы в целом, но и вклад каждого в общее дело: ребята сами решают, кто был внимательным и ответственным, по какому пункту параграфа сколько получено баллов.

Лист достижений

Фамилия, имя

План

(+, -)

Рассказ

(+, -)

Вопрос

(+, -)

Тест

(личный

балл)

Тест

(общий

балл)

Оценка

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Дьяченко, В. К. Дидактика: учебное пособие для системы повышения квалификации работников образования: в двух томах / В. К. Дьяченко. – М,: Народное образование, 2006. http://andjusev. narod. ru/a/diascenko. htm

2. Эльконин Д. Б. Психология игры. –– М. : Владос, 1999 г.

3. Разработка урока с презентацией к нему:

http://pedsovet. org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,10051/