Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Образовательные и педагогические технологии в профильном и углубленном обучении математике

Образовательные и педагогические технологии в профильном и углубленном обучении математике

Около 30 лет я преподаю математику в школе, большая часть из которых в классах с углубленным изучением математики и профильных физико-математического направления. Основная цель преподавания в таких классах:развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности. Доминирующее значение приобретают следующие педагогические технологии, которые на уроках математики в профильных классах могут быть применены : 1. Проблемное обучение. Цель использования технологии/методики: Создание определенных организационных условий для активизации мыслительной деятельности Описание порядка использования(применения)методики в практической профессиональной деятельности: · Демонстрация или сообщение некоторых фактов, которые учащимся неизвестны и требуют для объяснения дополнительной информации. · Использование противоречия между имеющимися знаниями и изучаемыми фактами, когда на основании известных знаний учащиеся высказывают неправильные суждения. · Объяснение фактов на основании известной теории. · Построение гипотезы на основе известной теории, а затем ее проверка. · Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и дается конечная цель. · Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях с использованием дополнительной литературы. · Использование принципа историзма Результат использования технологии/методики: · Создание под руководством учителя проблемной ситуации и активация самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению. · Формирование творческого отношения к труду. · Формирование личностных качеств: самостоятельности, инициативы. · Умения не останавливаться на достигнутом. · Творческое овладение ЗУН. 2. Технология уровневой дифференциации обучения Цель использования технологии/методики: · Индивидуализация обучения на основе создания оптимальных условий для выявления задатков, интересов и способностей каждого школьника. · Обучение всех учащихся на уровне их собственных возможностей и способностей. · Обеспечение достижения всеми учащимися базового уровня подготовки. · Создание условий для развития одаренных детей Описание порядка использования (применения) методики в практической профессиональной деятельности: Разделение класса по уровням: · Умственного развития; · Личностно-психологическим типам; · Уровню здоровья. Разделение учебного материала по каждой теме на несколько этапов. Ознакомление детей с учебным материалом на базовом уровне на первом этапе, проработка этого материала всеми учащимися. Это задания на непосредственное применение правил, теорем, определений, алгоритмов, не требующие преобразований усвоенных знаний. На втором уровне решаются задачи, требующие применение усвоенных знаний в нетиповой ситуации. Ученик, комбинируя приемы решения задач, выбирает соответствующий способ деятельности. Это комбинированные задачи, требующие применение различных элементов знаний первого уровня. Задачи третьего уровня требуют от ученика применения знаний в новой для него ситуации, в конструировании новых для ученика систем, используя смекалку, сообразительность, интуицию. Деятельность ученика приобретает поисковый характер. Выбор программы предоставляется каждому ученику Результат использования технологии/методики: · Повышения мотивации учения. · Уменьшение нагрузки на детей, не владеющих высоким уровнем подготовки. · Получение каждым учеником необходимого содержания обучения. 3. Технология обучения математике на основе решений задач (Р. Г. Хазанкин) Цель использования технологии/методики: · Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей; · создание ситуации успеха, используя разнообразные приемы обучения; · осуществление органической связи индивидуальной и коллективной деятельности; · управление общением старших и младших школьников; · сочетание урочной и внеурочной работы Описание порядка использования (применения) методики в практической профессиональной деятельности: · Различные формы организации обучения: – урок – лекция; – урок решение «ключевых» задач; – уроки – консультации. · Контрольная работа, анализ результатов контрольной работы. · Внеклассная работа по предмету: КВН, брейн-ринги , «математические путешествия», викторины, конкурсы. · Поощрение творческой инициативы. Результат использования технологии /методики: · Выработка навыков определения типов поставленных задач. · Развитие внимания, творческого воображения. · Углубление теоретических знаний учащихся. · Устранение пробелов в знаниях учащихся 4. Модульное обучение Цель использования технологии/методики: ·Сформировать у учащихся навыки самообразования. ·Построить весь процесс обучения на основе осознанного целеполагания. ·Создать ситуацию выбора для учащихся с помощью уровневой дифференциации организации учебной деятельности. ·Сжать подачу материала без ущерба содержания. Описание порядка использования (применения) методики в практической профессиональной деятельности: В современных условиях при нарастающих объёмах информации, в том числе и учебной, приоритетным является поиск педагогических средств и технологий, позволяющих сжимать информацию. Технология модульного обучения создаёт надёжную основу для индивидуальной самостоятельной и групповой работы, экономит до 30% учебного времени без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала, достигает гибкости и мобильности в формировании универсальных учебных действий учащихся, развивает творческое и критическое мышление. Характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания. Наиболее эффективно используется в профильной школе (10-11 классах) В преподавании используются следующие типы модулей: Проблемный модуль-изложение теоретического материала начинается с проблемной задачи, которая приводит к появлению нового понятия. Информационный модуль – основой является лекция, ее итогом служит опорный конспект. Расширенный модуль осуществляет углубление и расширение теоретического материала, решение нестандартных задач. Модуль систематизации – избавляет учащихся запоминать материал как набор, сумму фактов. Модуль коррекции знаний – ликвидирует пробелы в знаниях учащихся. Данная технология наиболее эффективно используется в 9-10-11 классах. В профильных группах при обучении математике приходится решать одновременно несколько задач: овладеть содержанием математики углублённого уровня сложности, подготовиться к ГИА и обеспечить базовые знания для обучения в ВУЗе. Решать все эти задачи надо в условиях постоянного дефицита времени. Модульная технология в данном случае оказывается одной из наиболее оптимальной. Результат использования технологии /методики: ·Целостное усвоение учебного материала без дробления его на части; ·Качество запоминания сгруппированного материала выше и прочнее. ·Разрабатываются алгоритмы решения задач и их классификация по типам, что позволяет учащимся на следующих этапах изучения блока решать стандартные задачи самостоятельно. ·Происходит усвоение большего количества информации за одну и ту же единицу времени. ·Высвобождает значительное время для повторения учебного материала при подготовке к государственной аттестации. 5. Технология организации самостоятельной работы (О. Б. Даутова, О. Н. Крылова) Цель использования технологии/методики: ·Создать условия для самостоятельной деятельности во всех структурных компонентах от постановки проблемы до контроля и коррекции. ·Повысить ответственность за результаты обучения ·Научить обучающихся самостоятельно добывать знания из различных источников ·Формировать у учащихся системное мышление на основе самостоятельной работы над индивидуальным творческим заданием, проектом. Описание порядка использования (применения) методики в практической профессиональной деятельности: Самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как форма обучения и вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства педагога, а с другой – как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов её организации. Признаки самостоятельной работы: ·наличие познавательной или практической задачи и особого времени на их выполнение, решение ·проявление умственного напряжения обучаемых для правильного и наилучшего выполнения задачи ·проявление сознательности, самостоятельности и активности в процессе решения задач ·наличие результатов работы, которые отражают собственное понимание проблемы владение навыками самостоятельной работы Данная технология используется в рамках изучения каждой темы на уроках математики 5-11 классов. Различные виды организации самостоятельной работы позволяют решать разнообразные образовательные задачи, как на уроке, так и во внеурочной предметной деятельности. Результат использования технологии /методики ·Повышается эффективность подготовки к тематическим контрольным работам, промежуточной и итоговой аттестациям ·Развиваются навыки и умения самообразовательной, исследовательской и творческой деятельности ·Повышается ответственность за результаты обучения и умения самообразовательной, исследовательской и творческой деятельности 6. Проектная технология (Н. Ю. Пахомова) Цель использования технологии/методики: Создать условия для : ·Формирования компетентности работать на достижение планируемого результата ·Формирования универсальных учебных и исследовательских действий ·Овладения знаниями и навыками целенаправленной творческой деятельности ·Формирования рациональных моделей поведения и совершенствование навыков сотрудничества Описание порядка использования (применения) методики в практической профессиональной деятельности: Проектная технология – это последовательная совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающегося с обязательной презентацией этих результатов, принципиально иная философия построения образовательного процесса через целесообразную деятельность ученика, сообразующуюся с его личным интересом и личной целью. Проектная технология дополняет предметную модель обучения метапредметными возможностями и средствами индивидуализации, дифференциации и мотивации личностно значимой деятельности. Данная технология используется примерно 4-5 раз в течение учебного года на каждом предмете в каждом классе. Обоснованность использования проектной технологии определяется характером изучаемого материала, его значимостью для дальнейшего развития учащихся, возрастными особенностями и общей нагрузкой при выполнении проекта. Проекты могут быть в рамках одного занятия ( лучше 2-х уроков), краткосрочные (в течение недели) и длительные ( в рамках подготовки к конференции), включая в себя большую внеклассную работу по предмету Результат использования технологии /методики: Учащиеся учатся: ·Определять цель деятельности, планированию, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия; ·Целенаправленной поисковой работе с неструктурированной информацией; ·Выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности; ·Методам решения творческих, проектных и исследовательских задач; ·Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира; ·Конструктивно относиться к работе ·Составлять отчёты о проделанной работе и представлять результаты своей деятельности. 7. Компьютерные (новые информационные) технологии . Цель использования технологии/методики: · Разнообразить средства обучения. · Стимулировать учащихся к использованию дополнительных источников знаний по предмету. Совершенствовать умения учащихся работы с ИКТ. Описание порядка использования (применения) методики в практической профессиональной деятельности: · Использование обучающих программ. · Мультимедийные презентации · Презентации с исследовательской деятельностью учащихся. · Использование ИКТ как средство контроля знаний учащихся. При проведении устных упражнений для оперативной корректировки знаний. Результат использования технологии /методики: · Делает процесс обучения более ярким, интересным, увлекательным. · Дает возможность оперативного контроля и коррекции знаний учащихся. 8. Технология на основе системы эффективных уроков (А. Окунев) Цель использования технологии/методики: · Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной активности учащихся; · формирование и тренинг способов умственной деятельности учащиеся; · обеспечение разнообразных методов и средств обучения; · формирование высокого положительного уровня межличностных отношений учителя и учащихся. Описание порядка использования (применения) методики в практической профессиональной деятельности: · Использование различных типов уроков: урок самостоятельной работы по материалу, который объяснили. урок поиска рационального решения. лабораторные и практические работы по геометрическому материалу. · Создание разнообразных условий обучения, с учетом особенностей ученика. · Разработка и использование «банка» дидактических (раздаточных) материалов. Результат использования технологии /методики: · Актуализация знаний и качественная проработка материала. · Повышение прочности полученных знаний, умений и навыков. · Рост познавательной активности учащихся. · Повышение эффективности урока. · Достижение высокого уровня взаимопонимания учителя и ученика. Литература: 1. Кукушкин, В. С. Профильные классы в средней школе: организация и функционирование / – Ростов н/Д: Феникс, 2006. . 2. Органицация предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательных учреждениях Ростовской области /Сост. О. В. Дятлова. –Ростов н/Д: ООП Обл. ЦТТУ, 2003. 3. Тараненко, Н. Д. Профильное обучение: новые подходы 4. Н. Д. , Хлебунова, С. Ф. Профильное обучение: новые подходы. Практич. пособие для руководителей, методистов и учителей общеобразоват. учреждений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Учитель, 2004. 5. Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике: Общие положения, структура портфолио, программы курсов, сценарии занятий: Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательной школы / И. Н. Данкова, Т. Е. Бондаренко, Л. Л. Емелина и др. – М. : "5 за знания", 2006.