Использование творческих технологий на уроках изобразительного искусства
Использование творческих технологий на уроках изобразительного искусства
Одной из основных задач школы является задача формирования у учащихся творческого и познавательного процесса. Это позволяет выдвинуть предмет изобразительное искусство на передний план, как основу для развития личности в целом.
«Научиться рисовать – это значит научиться мыслить», – сказал великий ученый, художник, поэт и музыкант Леонардо да Винчи. Это и послужило основой для моей программы обучения, в первую очередь обучать изобразительной деятельности последовательно, систематизировано, начиная с первого класса, где каждый урок вытекает из предыдущего.
Я считаю, что возможность соприкосновения с творчеством не может и не должно быть уделом лишь обучающихся в художественных школах.
Очень жаль, что творческим дисциплинам в школе уделяется значительно меньше внимания, чем другим наукам.
В процессе обучения на моих уроках учащиеся узнают, как зарождалось искусство, развивались ремесла, различные виды искусств: архитектура, ДПИ, скульптура, графика, живопись, шрифты, начинают различать особенности мировосприятия различных народов, становятся сопричастными с творчеством художников, творцов разных эпох. Все это способствует расширению кругозора учащихся, развитию творческих способностей и интеллектуального потенциала.
Для решения этих задач предусмотрены нестандартные решения проведения уроков:
Уроки-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.
Уроки-конкурсы «конкурсы эрудитов»: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме.
Уроки-тесты: учащимся предлагается выбрать правильный ответ из трех-пяти предложенных вариантов.
Уроки-знакомства с различными техниками: лепка, чеканка, аппликация, витраж и прочее.
Урок-игра – это подведение итогов, полученных по определенной теме.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках я использую следующие методы обучения:
Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.
Метод привлечения жизненного опыта детей.
Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Метод свободы в системе ограничений.
Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники.
Метод сравнений. На уроках я демонстрирую многовариантные возможности решения задачи.
Метод коллективных и групповых работ.
В выполнении заданий учащиеся используют различные нетрадиционные технологии изображения. Например, рисование пальцем, палочкой, тычком, кистью, пером; использование монотипии, рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов, печатание изображений различными способами и материалами. Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа.
На уроках я постоянно развиваю представление об истоках творчества художника. Природа и окружающая нас реальность – первооснова творчества. В основе любой фантазии лежит правда жизни, художник способен фантазировать только на основе увиденного в окружающем мире. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий.
Привожу несколько заданий, которых я использую на уроках:
– чудо-зверь (фантастическое животное, составленное из элементов различных зверей и птиц)
– стилизация природных форм (переработка в декоративные формы)
– сказочные птицы, птицы-фантазии, животные
– заколдованные деревья
– город будущего
– геометрические тела и фигуры в создании различных образов (человек, животное, город и т. д. )
– волшебные очки (создание рисунков из заданных геометрических фигур)
– портрет-эмблема (создание портрета человека через символы)
– портрет, составленный из изображений овощей, фруктов, цветов
– необычная игрушка из необычного материала
– иллюстрация пословицы или поговорки
– создание буквицы к определенному тексту, к сказке
– слово-образ
– сочинение мини стихов к изображению
– создание в технике монотипии случайного образа и дофантазирование
– сочинение орнаментов на определенную тему
– создание образа природного явления в образе человека
– составление ребусов и шарад с применением изображений
Метод перевоплощения в различных героев и метод одушевления различных предметов развивает творческое воображение. На таких занятиях учащиеся представляют себя зрителями, мастерами-художниками, героями различных сказок, космонавтами. В руках у них волшебные карандаши и палочки, которые разговаривают, обижаются, танцуют. Волшебный клубочек ведет их в разные царства – царство Снегурочки, где все цвета холодные, или в царство Златовласки, где все цвета теплые, или в мрачное царство Кощея Бессмертного. Игровые приемы помогают осваивать колорит, как и чтение стихов, в которых колорит уже определен.
Музыка – чудодейственное средство, которое глубоко проникает в душу, заставляет детей радоваться, печалиться, переживать. Для создания творческого настроения я использую отрывки из классических произведений русских композиторов.
– «А давайте попробуем нарисовать музыку ветра, музыку дождя и музыку солнца», – предложила я. Учащиеся слушали фрагменты из разных по настроению музыкальных произведений, а потом рисовали музыку. Названия работ звучали красиво: «Музыка моря», «Солнечная соната», «Вальс роз», «Музыка дождя», «Музыка рассвета».
Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся. Выставку провожу в конце каждой четверти как отчет о проделанной работе, а также к празднику, родительскому собранию. Очень важный момент – оформление рисунков. Работа будет смотреться маленьким шедевром, если ее оформить со вкусом. Обязательно награждаем победителей грамотами или вручаем подарки. Необходимо регулярно устраивать выставки детских работ, учащиеся с нетерпением ждут их. А вдруг и их рисунки попадут на стенд!