Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Методическая система обучения школьников с нарушением слуха проектной деятельности на уроках швейного дела

Методическая система обучения школьников с нарушением слуха проектной деятельности на уроках швейного дела

Я не буду подробно останавливаться на особенностях психики детей с нарушением слуха. Ещё в 30-е годы Р. М. Боскис установила, что оно протекает аномально, то есть с отклонением от нормы. Дело не только в том, что ребенок плохо слышит, то есть имеет физический недостаток, но и в том, что этот недостаток привел к нарушению многих функций и сторон психики, определяющих ход и результаты развития личности ребенка.

Нарушение обобщённости восприятия, малая устойчивость внимания, низкий объём долговременной и оперативной памяти, отставание в развитии наглядно-образного мышления, недоразвитие познавательных интересов очень влияют на учебную деятельность детей с нарушением слуха.

Учащиеся с нарушением слуха, как правило, не доводят дело до конца, предпочитают в работе легкий путь, не требующий усилий, в деятельности преобладает подражание. Наблюдаются недоразвитие целенаправленности деятельности и трудности самостоятельного планирования своей работы. Осуществление учебной деятельности возможно только при взаимодействии с педагогом, который ставит цели, организует действия, осуществляет и контроль и оценку. Готовность и умение ученика применять знания в сходных и вариативных ситуациях у детей с нарушением слуха формируется с трудом.

Перечисленные особенности слабослышащих детей имеют достаточно стойкий характер, но поддаются коррекции при правильной организации и систематической целенаправленности процесса обучения.

В условиях современного производства значительно возрастает доля умственной деятельности в процессе труда рабочего, увеличивается число задач, не укладывающихся в рамки стереотипных решений. Именно способность выполнять работу в пределах стереотипных решений и является основным недостатком детей с нарушением слуха. Для самостоятельной качественной работы выпускник школы должен обладать способностью усваивать новые знания и приемы работы, ориентироваться в трудовой ситуации, планировать предстоящие действия, контролировать не только объект труда, но и свою деятельность в целом. Приобретение таких качеств позволит ему своевременно перестраивать свою деятельность в соответствии с изменяющимися условиями работы, то есть сформировать трудовую мобильность.

Важной особенностью уроков швейного дела является интегративный характер и практико-ориентированная направленность формируемых у учащихся знаний и умений. Овладение ими происходит в процессе изготовления конкретных изделий, поэтому такое большое значение имеет выбор объектов труда. Они должны соответствовать учебной программе и подбираться в зависимости от уровня знаний и умений школьников, учитывать их интересы и материальные возможности.

На протяжении всего процесса обучения швейному делу дети учатся кроить и шить различные изделия:

в 6 классе – это фартук и ночная сорочка (или пижама);

в 7 классе – юбка;

в 8 классе – брюки;

в 9 классе – блузка;

в 10 классе – платье;

в 11 классе – платье-костюм;

в 12 классе – изделие по выбору (чаще всего платье для выпускного бала).

Изделия могут быть различных фасонов, размеров, иметь разнообразную отделку.

Считаю, что обучение не будет успешным, если ученик лишь натаскивается на механическое воспроизведение тех или иных действий. Но когда обучающемуся не только показывают технологию работы, но и объясняют, что он делает и зачем, какого результата следует добиваться, тогда формируются реальные знания, которые в дальнейшем осознанно используются.

Исходя из вышесказанного, а также опираясь на многолетний опыт работы со слабослышащими детьми, я разработала схему изготовления швейного изделия. Независимо от того, какое изделие шьет ребенок (ночную сорочку простого фасона или платье для выпускного бала сложного фасона) порядок работы всегда остается неизменным. Это помогает представить процесс выполнения изделия в динамике, формирует умение планировать и правильно описывать процесс своей деятельности.

Схема изготовления изделия включает в себя четыре этапа:

– подготовительный;

– конструкторский;

– технологический;

– заключительный.

Применение схемы, а также использование проблемных ситуаций на уроках швейного дела, как показывает практика, обеспечивает активную организацию прошлого опыта и создает условия не только для более быстрого запоминания, но и для более успешного воспроизведения.

Описанная система обучения слабослышащих детей изготовлению тех или иных изделий или тех или иных видов работ на уроках швейного дела позволяет достичь стойких результатов в виде овладения общими способами действия. Полученные в ходе такого обучения умения (ставить цель, ориентироваться в условиях работы, планировать свои действия, контролировать качество работы) могут быть применены не только в трудовой, но и в любой другой деятельности: учебной, профессиональной.

Это позволило мне использовать проектную деятельность учащихся в 12 классе 2го отделения при пошиве платьев для выпускного бала.

«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л. С. Выготский, – завтра он становится способен выполнить самостоятельно…»

Учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи. Параллельно идёт работа над презентацией проекта (использование ИКТ – важная составляющая моей работы), а в конце года традиционно девочки демонстрируют свои изделия на общешкольном празднике труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Р. М. Боскис. Учителю о детях с нарушением слуха. М. Просвещение, 1988.