Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Самореализация учащихся в условиях коррекционной школы через создание медиатеки

Самореализация учащихся в условиях коррекционной школы через создание медиатеки

Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности. Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, Л. С. Сахаров. Ими были разработаны различные методики и теории формирования познавательных процессов. И сейчас, чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках русского языка, литературы, математики и будет являться одним из таких средств. Исходя из вышесказанного, я считаем, что тема проекта “ Самореализация учащихся в условиях коррекционной школы через создание медиатеки. актуальна и на данный момент недостаточно изучена. С развитием современной информационной технологии, система “человек и компьютер” быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество информации требует знаний работы с компьютером. Предмет исследования – процесс развития познавательных процессов учащихся ЗПР на уроках русского языка , литературы, математики, факультативных занятий, внеклассных мероприятий. . Объект исследования – процесс обучения учащихся с ограниченными возможностями в здоровье на уроках русского языка, литературы, математики. Развитие познавательных процессов в этом возрасте очень важно для формирования развитой и самостоятельно мыслящей личности. Гипотеза – процесс обучения детей с ограниченными возможностями в здоровье может быть эффективным, если на уроке используется мультимедия: 1) его использование оптимизирует деятельность учителя; 2) применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся; 3) он позволяет усилить познавательные интересы ученика. Цель исследования – изучить условия развития познавательных процессов учащихся с ограниченными возможностями в здоровье на уроках, внеклассных мероприятиях, факультативах. . Задачи исследования: – изучить психолого-педагогические, методические аспекты использования компьютеров в процессе обучения учащихся с ограниченными возможностями в здоровье на уроках ; – экспериментально изучить эффективность использования на уроках русского языка, литературы и математики ПК школе; – на основе полученных данных создать медиатеку для уроков русского языка, литературы, математики. Научная новизна исследования заключается в разработке медиатеки, как фактора развития мышления, внимания, воображения и др. у наших детей. Практической значимостью исследования является то, что материалы работы ( презентации) могут быть использованы в практике учителями русского языка, литературы, математики при организации уроков, факультативных занятий, внеклассных мероприятий. В ходе проекта были применены следующие методы исследования: – анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме исследования; – наблюдение за учебной деятельностью учащихся с ограниченными возможностями в здоровье на уроках русского языка, литературы и математики ; – подбор и составление задания для уроков русского языка, литературы и математики с использованием компьютерной техники; – Экспериментальное обучение и обработка полученных данных. Исследования проводились в школе № 3 Петроградского района г. Санкт-Петербурга. В проекте участвовали 6 “а” класс, в количестве 7 человек. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения. Глава 1. Актуальность В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Реформирование системы образования нацелено на то, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов, работников, т. е. в школе должны быть созданы условия для процесса познания, а не преподавания. Возрастает роль и значимость информации как важнейшего фактора, определяющего характер и направленность развития педагогического процесса. Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Как меняется рисунок современного урока, способы взаимодействия учителя и ученика? Как не потеряться в море электронных дидактических средств обучения и выбрать наиболее эффективные способы их использования? Мотивация и вовлеченность учащихся с ограниченными возможностями в здоровье на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивной доски. И сам факт получения в пользование чуда техники – интерактивной доски – сразу не сделает учителя талантливее, урок продуктивнее, а ученика умнее. Целью работы и является создание условий для творческой самореализации учащихся в условиях коррекционной школы через создание медиатеки. Глава 2. Технология. Развитие общества ведет к стремительной информатизации всех сфер, в том числе и образования, в результате чего происходит изменение информационной деятельности преподавателя. В свете вышесказанного, основным призванием педагога становится обучение технологии самостоятельного творческого поиска, обучение методике работы с банками данных и источниками развития интеллектуального потенциала, в формировании интереса к научному поиску и саморазвитию. В нашей школе создана хорошая материально-техническая база. Благодаря национальному проекту "Образование", были приобретены интерактивные доски, обновлены компьютерные классы, в учебных кабинетах стационарно установлены экраны, мультимедийные проекторы и компьютеры. Все это создало предпосылки для активного внедрения ИКТ в процесс обучения. Появление персональных компьютеров, расширение их функциональных возможностей, а главное, все более массовое внедрение компьютеров в учебный процесс создают необходимые предпосылки не только для использования его учителем, но и для обеспечения продолжительного контакта каждого учащегося с компьютером, во время которого, собственно, и происходит процесс компьютерного обучения. Но Интернет-технологии не столь важны для работы на уроке. Скорее, они помогают как учителю, так и ученику при изучении какой-либо темы, предоставляя обширный учебный или методический материал. Во время урока компьютер использую для активизации познавательной деятельности учащихся. Накопленный опыт проведения уроков с использованием ИКТ позволяет сформулировать методические рекомендации по их проектированию и создание медиатеки в школе. На уроках используется персональный компьютер в следующих вариантах: Объяснение нового материала. Основными формами деятельности являются: подбор текстового и графического материала по теме урока; создание учебно-дидактической презентации; создание наглядного раздаточного материала; создание мульмедийных пособий. Контроль усвоения пройденного материала Разработка контрольных и самостоятельных работ. Разработка тестовых заданий. Разработка опорных конспектов. Дополнительное образование Организация проектной деятельности учащихся. Подготовка материалов для проведения школьных конкурсов и олимпиад. Внеклассная работа Использование ИКТ на: – факультативах «Литературные места Петербурга» и «Путешествие в глубину веков» -внеклассных мероприятиях « Это страшное слово Блокада», « День Победы», « Мамин праздник» -предметных неделях: « Великолепная семерка», «Веселые дроби», «Слово и логика» и т. д. Закрепление материала. С получением новой техники, а в частности интерактивной доски, появилась возможность создавать собственные интерактивные обучающие программы, а также сохранять сделанные в ходе классной работы заметки с заданием на дом. Интерактивное обучение предполагает взаимодействие учащегося с учебным окружением, когда ученик становится полноправным участником учебного процесса. К методам интерактивного обучения относятся методы, которые способствуют вовлечению учащегося в процесс получения и переработки знаний: проблемные, групповые, исследовательские формы урока, ролевые игры. Сегодня мы являемся свидетелями появления и создателями новых форм интерактивного обучения, связанных с электронными дидактическими средствами обучения. Современный мультимедийный урок имеет ту же структуру, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний. Использует те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Но сегодня появилась возможность использовать на уроке динамические информационные модели, мгновенную визуализацию исследуемого процесса, моделирование изучаемого явления В своей работе я рассматриваю процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в систему подготовки и проведения урока с целью повышения качества обучения, в частности, применение пакета программ Microsoft Office учителями-предметниками для разработки информационно-компьютерного сопровождения урока. Под информационно-компьютерным сопровождением урока я понимаю не только знание компьютерных программ, но и, на мой взгляд, самое главное, методику использования электронных учебных ресурсов на уроке. Информационные технологии обучения при их грамотном использовании позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся, который – базируется на широком общении, сближении; на свободном обмене мнениями, идеями, информацией участников совместного проекта, на вполне естественном желании познать новое, расширить свой кругозор; – имеет в своей основе реальные исследовательские методы, позволяющие познавать законы природы, социальные явления в их динамике, в процессе решения жизненно важных проблем, а также особенности разнообразных видов творчества в процессе совместной деятельности учащихся; – базируется на широких контактах с культурой других народов; – естественным образом инициирует развитие естественного образования, акцентирует внимание на нравственных аспектах жизни и деятельности человека; – способствуют приобретению учащимися и учителями разнообразных сопутствующих навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. Эффективность такого подхода обуславливается не только вышеперечисленными его характеристиками, но и повышенным интересом учащихся коррекционных школ к использованию на уроке компьютерных средств обучения. Назовём значимые для обучения дидактические свойства технической составляющей информационно-коммуникационных технологий обучения: 1. Возможность вставлять в документ графические изображения, гиперссылки, звуковую и видео информацию (мультимедиа) и тем самым оживлять восприятие учебной информации. 2. Поддержка копирования информации из одного программного средства в другое. 3. Возможность педагогу управлять динамикой и логикой предъявления учебного материала. 4. Возможность получения через Интернет громадного информационного поля, содержащего самую разнообразную педагогически ценную информацию. 5. Способность хранить, выдавать на печать и структурировать передаваемую и получаемую информацию. Поскольку важной частью обучения детей с ЗПР является представление информации, то основой для создания учителем-предметником электронного ресурса для своего урока может использоваться среда подготовки презентаций MS POWER POINT, имеющая в своём арсенале необходимый набор инструментов для эффективной подачи учебного материала. Наиболее значимыми для обучения наших детей являются следующие инструменты, позволяющие: *задать строгую логику изложения темы (настройка действия, управляющие кнопки, смена слайдов); *представить информацию необходимыми порциями (анимация объектов); *предъявить дополнительный учебный материал для продвинутых или отстающих учащихся (гипертекст, мультимедиа: звук, видео, графика); *создать на уроке эмоциональную атмосферу (оформление презентации). Знакомство с размещёнными в Интернет электронными разработками учителей по различным предметам позволяет констатировать, что эти работы выполнены без учёта выше перечисленных инструментов MS POWER POINT и поэтому не отвечают дидактическим требованиям к электронным учебным пособиям. Заключение. Свою работу по обоснованию целесообразности разработки учителем–предметником уроков-презентаций, соответствующих его методике преподавания, завершаем исследованием эффективности уроков, проведённых с помощью информационно-компьютерного сопровождения. Гипотеза исследования заключается в следующем: эффективность урока повысится по всем показателям, если использовать на уроке разработанные информационно-компьютерные учебно-методические материалы. В качестве показателей эффективности урока рассматривались следующие параметры: 1) учебная мотивация учащихся, 2) затраты учебного времени на выполнение учебных заданий, 3) затраты на подготовку учителя к уроку, 4) качество обучения в классе. Для проведения формирующего эксперимента, подтверждающего выдвинутую гипотезу, были разработаны и проведены мультимедийные уроки по русскому языку и литературе в 6 «а» классе и по математике в 7 «а» классе В качестве контрольной группы эксперимента рассматривался 9 «а» и «б» класс. Учебная мотивация учащихся изучалась методом анкетирования. Анкетирование учащихся проводилось по следующему опросному листу: 1) -Ты с интересом работал весь урок? 2) -Ты с интересом выполнял самостоятельные задания? 3) – Ты познакомился с дополнительными материалами ? 4)– Ты регулярно выполняешь домашнее задание, чтобы на уроке узнать побольше нового 5) –Ты оцени свою усталость после урока. Оцени по 5-тибальной системе следующие показатели: Зафиксированные в формирующем эксперименте затраты времени на выполнение учебных заданий также свидетельствуют об эффективности информационно-компьютерного сопровождения урока: на традиционном уроке эти затраты составили в среднем 63,23% от всего времени урока (40 минут), а на уроке с информационно-компьютерным сопровождением – 47,8 % учебного времени. Следовательно, эффективность урока с информационно-компьютерным сопровождением и по этому показателю очевидна. Традиционный урок -63, 23% с информационно-компьютерным сопровождением – 47,8 % Можно сделать и общие выводы. Электронные интерактивные доски поддерживают в классе атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии – это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом. С помощью интерактивной доски я смогла всецело завладеть вниманием учеников на уроках и получила возможность общаться с классом, не отходя от доски, продолжая работать с материалом. Дети и родители утверждают, что образовательный процесс стал более веселым, интересным и увлекательным. Учащиеся обожают работать с электронной интерактивной доской! Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно несколько прикосновений. Они сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. Все это наполняет класс подлинным энтузиазмом. По нашим наблюдениям, при использовании электронной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы, чем при работе на обычной доске. Каждый учитель мечтает, чтобы на уроке работали все дети – мы испытываем огромное чувство радости, когда на каждом уроке с использованием интерактивной доски работают все дети без исключения. У них уже есть любимые программы и задания, иногда они просят меня установить именно их. Им легко и интересно учиться. Каждый день они готовы узнавать новое, потому что они хотят этого сами. Рассеянные ученики лучше всего воспринимают информацию, размещенную на телевизионном или компьютерном экране, и доска отвечает этим требованиям. Использование электронных интерактивных досок делает образовательный процесс более увлекательным, приносящим ученикам истинное удовольствие, и они начинают уделять учебе больше внимания. Теперь из желающих ответить выстраиваются целые очереди, уроки стали более интересны и информативны. Использовать программное обеспечение на большом экране интерактивной доски в образовательных целях очень полезно. Это помогает сконцентрировать внимание детей в течение всего урока. Дети всегда показывают на уроке активность и действительно увлечены, когда работают с интерактивной доской, новый инструмент вызывает у них желание участвовать в работе и откликаться на действия учителя. Дети говорят, что гораздо легче понять, как нужно делать то или это, когда правильные действия показывают, а не объясняют устно. Те из учеников, кого раньше на уроках было совершенно не слышно и не видно, теперь активно начали обсуждать задания со своими товарищами. Электронные интерактивные доски подталкивают к дискуссии, а также улучшают умение учеников излагать свои мысли. Многие из разработанных подходов могут быть воплощены в учебных программах, предполагающих использование электронных интерактивных досок. Как говорят дети, интерактивная доска – это супер! Трудно описать все достоинства. Учебный процесс проходит достаточно легко, интересно и весело. Детям нравится работать на уроке, им легко и интересно – это главное. Им нравится передвигать предметы и слова, строить геометрические фигуры, чертить схемы к предложениям, писать маркерами, стирать с доски, участвовать в изготовлении презентаций и использовании их на уроках. Список литературы: 1. Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе. //Информатика и образование. –1994. -№2. 2. Анкитон Р. Человеческая память и процесс обучения. –М. , 1980. 3. Багленова А. Л. Принципы обучения школьников основам экранной грамотности. //Специалист. – 1992 – №5. . 4. Белавина И. Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры. // Информатика и образование. – 1991. – №3. . –М. , 1987. 5. Гершунский Б. С. Компьютеризация в среде образования. –М. , – 1987. 6. Гребенев И. В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика – 1994. – №5. 7. Земнина Е. А. Играем, познаем, рисуем. –М. , 1996. 8. Зинц Р. Обучение и память. –Минск, 1984. 9. Кершан Б. И др. Основы компьютерной грамотности. –М. ,1993. 10. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. –М. , 1979. 11. Кржен Дж. Компьютер дома. –М. , 1996