Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Технология интерактивного обучения в работе педагога-психолога

Технология интерактивного обучения в работе педагога-психолога В последнее десятилетие в России активно идет реформирование системы образования. Вошел в практику единый государственный экзамен, произошли изменения в порядке аттестации педагогических работников, введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, идет подготовка к введению стандартов нового поколения в среднюю, а затем и старшую школу и т. д. Полноценное образование теперь рассматривается как необходимое условие достижения желаемого уровня жизни и один из важнейших факторов прогресса экономики и общества в целом. Образование должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждение и предпринимать различные действия.

Модернизация системы образования делает актуальной проблему широкого внедрения современных развивающих и личностно-ориентированных технологий. Сегодня важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, обменяться мнением по определенной теме со сверстниками, быть активным в процессе обучения. Именно поэтому, применение интерактивных технологий в профессиональной деятельности педагога-психолога в школе отвечает современным тенденциям в образовании.

Слово “интерактив” образовано от слова interact” (англ. ), где “inter” – взаимный, “act” – действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. В широком смысле интерактивное обучение – это диалог любых субъектов с использованием доступных им средств и методов.

Технологию интерактивного обучения можно определить как совокупность способов целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся, последовательная реализация которых создает оптимальные условия для их развития. Иными словами интерактивное обучение можно определить как обучение, выстроенное на интенсивном, многоплановом, межличностном общении всех субъектов, включенных в учебно-познавательный процесс.

Ключевым понятием, определяющим смысл интерактивных методов, является «взаимодействие». Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

Интерактивное психолого-педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приемов, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия.

Основное значение интерактивного обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:

§ стимулирование мотивации и интереса учащихся;

§ повышение уровня активности и самостоятельности учащихся;

§ развитие навыков анализа критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;

§ саморазвитие и развитие, благодаря активизации мыслительной деятельности и взаимодействию с педагогом и другими участниками образовательного процесса;

Важным является и тот факт, что в интерактивном обучении участники взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением, и с изучаемым содержанием. И все три вида активности взаимосвязаны, разнообразны и в обязательном порядке присутствуют на занятии: физическая – меняют рабочее место, пересаживаются; говорят (единство речевой и мыслительной деятельности по А. Г. Ривину, В. К. Дьяченко), пишут, слушают, рисуют и т. д. ; социальная – задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т. д. ; познавательная – вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта и т. д.

При интерактивном обучении педагог (ведущий, психолог, учитель) выступает в позиции консультанта-фасилитатора. Слово "фасилитация" происходит от латинского корня, обозначающего "помощь". Педагог обращается к личному опыту учащихся, побуждает их к самостоятельному решению проблем, сбору новых данных и т. д. Его задача – поддержать процесс выработки нового опыта, вооружить учащихся инструментами для успешной работы. Результаты обучения только тогда устойчивы, когда ученик знает, как создавать их самостоятельно. В самом общем виде задача фасилитатора – направлять процесс обмена информацией.

Среди форм организации работы учащихся на занятиях преобладает парная (статичные пары и пары сменного состава), групповая (статичные группы и мигрирующие группы), коллективное взаимодействие. Виды деятельности и формы работы на занятии по необходимости меняются. Интерактивное обучение представлено широким спектром приемов и методов, которые позволяют сделать занятие содержательным, интересным и насыщенным. Вот только некоторые из них: ролевое моделирование, деловые игры, упражнения-энергизаторы, «мозговой штурм», групповая дискуссия, работа в парах (тройках), группы кооперативного обучения, проекты и т. д.

Остановимся на некоторых методах, реализуемых в профессиональной деятельности педагога-психолога.

Групповая дискуссия.

Дискуссия является одним из основных методов интерактивного обучения, который позволяет максимально активизировать мыслительную деятельность учащихся, и применим при любой форме занятий.

Дискуссия целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе. Участие в дискуссии способствует формированию у учащихся следующих умений:

§ слушать;

§ высказывать свою точку зрения;

§ сочетать индивидуальное и коллективное;

Каждая дискуссия обычно проходит три стадии: ориентация, оценка и консолидация. Стадия ориентации предполагает адаптацию участников дискуссии к самой проблеме, друг другу, что позволяет сформулировать проблему, цели дискуссии; установить правила, регламент дискуссии. В стадию оценки происходит выступление участников дискуссии, их ответы на возникающие вопросы, сбор максимального объема идей, предложений, пресечение ведущим личных амбиций, отклонений от темы дискуссии. Стадия консолидации заключается в анализе результатов дискуссии, согласовании мнений и позиций, совместном формулировании решений и их принятии.

Виды дискуссий

Тематическая:обсуждаемые вопросы связаны с темой занятия;

Биографическая:ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника;

Интеракционная:обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь» и «теперь».

Вид дискуссии выбирает педагог (психолог, учитель, ведущий) в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, возможно сочетание различных видов дискуссий.

Работа по данному методу нацелена не столько на обучение, сколько на самораскрытие учащегося. Он учится слушать других и одновременно выражать словами собственные мысли, чувства, представления; обретает веру в себя, начинает ощущать состояние успеха.

Мозговой штурм

Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Все варианты ответов записываются на доске ведущим или помощником. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Этапы и правила мозгового штурма:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма.

Правила для этого этапа:

  • Главное – количество идей. Не делайте никаких ограничений.
  • Полный запрет на любую критику (в том числе положительную), оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
  • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
  • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе оценка приветствуется.

Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн.

Ролевое моделирование.

Ролевое моделирование – это моделирование ситуаций в учебныхусловиях.

Цель – наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.

Принципы ролевой игры.

1. ролевая игра предусматривает принятие участниками на себя определенных ролей, реализация которых требует от них дополнительных знаний, относящихся к принятой роли. В отличие от деловой игры, участники ролевой игры имеют различные цели и исполняют разные роли, способствующие формированию умений и навыков, помогающих решению проблем.

2. ролевая игра предполагает подражание ее участников действительности в речевом и неречевом поведении.

3. взаимодействие участников игры не только на основе диалога и полилога (разговор многих участников), наличие сотрудничества и партнерства между участниками.

Организация целесообразного взаимодействия в результате ролевой игры считается невозможной без соблюдения определенных ее правил:

– наличие ролей;

– доброжелательная, творческая атмосфера проведения;

– активное взаимодействие всех участников игры.

Учащиеся получают роли, разыгрывают ситуацию по готовому сценарию или придумывают свой тип поведения. В этом случае игре предшествуют обсуждение ситуации и, возможно, самостоятельный выбор ролей. После демонстрации проходит обсуждение увиденного. «Актеры» проводят рефлексию своего состояния.

Таким образом, при подготовке к игре совершенствуются коммуникативные навыки, познавательные умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, а также творческие способности детей.

Деловая игра.

Деловая игра используется для решения комплексных задач, развития творческих способностей, формирования определенных знаний и умений, дает возможность учащимся понять различные позиции в решении проблем.

Деловые игры применяются для имитационного моделирования реальных механизмов и процессов.

Основной целью деловой игры является моделирование определенной ситуации и формирование умений анализировать её и принимать оптимальные решения.

Выделяются следующие признаки деловой игры как формы обучения:

§ Имитация в игре реального процесса с помощью модели.

§ Различие интересов участников игры.

§ Наличие общей игровой цели.

§ Реализация цепочки решений.

§ Использование гибкого масштаба времени.

Алгоритм деловой игры включает в себя 3 этапа:

1. Этап подготовки (разработка игры, ввод в игру: постановка проблемы и целей, инструктаж и т. д. ).

2. Этап проведения – процесс игры (работа в группах, выполнение индивидуальных заданий).

3. Этапанализа, обсуждения и оценки результатов игры. (выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов, анализ и рефлексия игры участниками).

Деловая игра активизируют учебный процесс, способствуют более качественной подготовке учащихся, прочному закреплению знаний, актуализируют мыслительную деятельность, формируют практические навыки, прививают необходимые деловые качества.

Группы кооперативного обучения (работа в малых группах).

Кооперативное обучение – это обучение в малых группах. Члены большой группы или класса разделяются на несколько малых групп и действуют по инструкции, специально разработанной для них педагогом (учителем, психологом). Вариантов организации кооперативного обучения существует достаточно много (метод кооперативного взаимообучения, метод «кооп – кооп», метод группового исследования и т. д. ).

Малые группы могут работать в 3 режимах:

1. Вся группа работает коллективно над всеми или большинством групповых заданий и проектов;

2. Группа предпочитает работать в подгруппах;

3. Каждый член группы предпочитает работать индивидуально, и только затем группа сравнивает и обсуждает результаты.

Наиболее идеальный, с точки зрения кооперативного обучения, режим № 1.

Разновидности кооперативного обучения могут отличаться друг от друга по отдельным элементам.

При групповой работе реализуются основные принципы кооперативного обучения:

§ позитивная взаимозависимость;

§ индивидуальная ответственность;

§ стимулирование успеха друг друга.

Количественный состав групп обычно колеблется в пределах до 6 человек. Как показывает практика, что очень маленькая группа (2 –3 человека), часто неплохо решая дидактические задачи, имеет слабые возможности для социализации. Слишком большая группа (8 – 9 и более человек) плохо поддается управлению и в процессе нередко распадается на подгруппы. В парах лучше выполнять упражнения, в которых требуется достигнуть взаимопонимания. Оптимальное количество для малой группы – 4 человека. Такая группа обладает наивысшей степенью работоспособности и продуктивности, а также наиболее удобна для внутригруппового общения. Есть также и некоторые организационные преимущества: такая группа легко перегруппировывается в две подгруппы, поэтому в ней удобно работать в парах. При делении на группы, в зависимости от целей занятия, важно учитывать социально-психологические характеристики, соблюдать принцип гетерогенности.

Для продуктивной работы групп кооперативного обучения необходимо распределение в малых группах ролей (чаще роли распределяет педагог (психолог, ведущий)). Группе необходимы: организатор, докладчик, секретарь, генераторы идей, хронометрист. Возможны другие варианты.

Роль педагога (психолога, учителя, ведущего) при использовании форм групповой работы заключается в следующем:

§ объяснить цели предстоящей работы;

§ разбить учащихся на группы;

§ раздать задания;

§ контролировать ход групповой работы (попеременно участвовать в работе групп, но без навязывания своей точки зрения);

§ подвести итоги (совместно с учащимися);

§ оценить (самооценка учащихся должна предшествовать оценке педагога).

Методы групповой работы основываются на активности каждого субъекта образовательного процесса, возможности самостоятельно принимать решения и осуществлять выбор, а также на сосуществовании различных точек зрения и свободном их обсуждении; способствуют развитию коммуникативных навыков и способности работать в команде.

Проектная деятельность

Самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение некоторого времени.

Этот прием может быть использован для изменения ценностных ориентаций учащихся, улучшения климата в коллективе, индивидуализации и дифференциации обучения.

Его лучше использовать, когда дети уже могут выполнять самостоятельный поиск.

Этапы работы над проектом

1. Мотивационный (постановка целей и задач, актуализация проблемы, разработка основных идей)

2. Планирующий – подготовительный (формирование команды, распределение обязанностей, сбор информации)

3. Этап реализации проекта (интегрирование всей собранной информации, подготовка наглядного материала, создание компьютерной презентации)

4. Оценочно-рефлексивный (внесение корректив, подведение итогов, обсуждение результатов проекта).

Проектная деятельность на занятиях может использоваться как самостоятельный метод либо в сочетании с другими формами и методами работы.

Упражнения-энергизаторы

Упражнения-энергизаторы помогают сохранить потенциал ученика для действия. Они способствуют:

§ снятию мышечного утомления;

§ улучшению общего эмоционального настроя;

§ активизации внимания;

§ закреплению в игровой форме умений и навыков.

Упражнения-энергизаторы включаются в структуру занятий на разных этапах. Так, использование энергизатора вначале занятия способствует созданию доброжелательной атмосферы, снижению психоэмоционального напряжения, сплочению группы (Упражнения «Комплимент», «Аллитерация имени», «Заверши фразу», «Подари цветок» и т. д. ). Включение энергизатора в середине, в конце занятия (либо в зависимости от групповой динамики) помогает снять мышечное напряжение у участников, стимулировать внимание (Упражнения «Атомы-молекулы», «Раки-отшельники», «Круг друзей», «Мост дружбы» и т. д. ).

Преимущество всех рассмотренных методов технологии интерактивного обучения очевидны. В своей профессиональной деятельности использую данную технологию на протяжении ряда лет. Как показала практика, занятия становятся более содержательными, если интерактивное мероприятие включает несколько методов или их основных элементов. Интерактивные методы применяю в работе не только с детьми разного возраста, но и со всеми участниками образовательного процесса (учителя, родители). Стоит отметить, что разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект занятий, стимулирует индивидуальную ответственность, способствует развитию навыков совместной работы, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у участников и педагога-психолога массу положительных эмоций и переживаний.

Интерактивное обучение – интересное, креативное, перспективное направление в образовании, отвечающее запросам современного общества.

Список используемой литературы:

1. Зарецкая Л. В. Интерактивные технологии в образовании: урок-тренинг. // Вестник практической психологии образования. 2005. № 2(3), с. 103-119.

2. Зарецкая Л. В. Интерактивные технологии в образовании: урок-тренинг. // Вестник практической психологии образования. 2005. № 3(4), с. 102-112.

3. Мясоед Т. А. Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей М. , 2004

4. Суворова Н. Интерактивное обучение: Новые подходы. М. , 2005.