Использование стандартных образовательных продуктов на уроках биологии
Использование стандартных образовательных продуктов на уроках биологии Использование компьютера на уроках биологии – это средство (одно из многих!) достижения учебных целей. Это средство, которое обогащает учебный процесс и способствует развитию и личности ученика, и профессионализма учителя.
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического практикума.
Использование компьютерных технологий на уроках изучения нового материала может осуществляться в нескольких направлениях. Первое из них – это информационная поддержка предмета, выражающаяся в использовании стандартного программного обеспечения по биологии: мультимедийные энциклопедии («Хочу все знать: животные»), электронные учебники («1С: Школа. Экология, 10-11 классы», «Просвещение. Биология», «Экология»). В общей биологии есть ряд разделов, отличающихся сложностью явлений и протекания процессов, а вследствие этого, сложных для восприятия и понимания. К таким процессам можно отнести: микромир клетки – строение и функции органоидов, биосинтез белка, развитие жизни на Земле и др. Подвижные компьютерные модели помогают учащимся выйти из затруднительного положения – понять явление, которое сложно представить. Компьютер не только создаёт модель явления, но также позволяет изменить условия протекания процесса, просмотреть с оптимальной для усвоения скоростью. Например, анимация по теме «Биосинтез белка».
Исходя из обеспечения кабинета вычислительной техникой, существуют два варианта использования электронного пособия:
В кабинете биологии имеется один персональный компьютер, на котором установлен компьютерный курс, использующийся в демонстрационном режиме (с помощью мультимедийного проектора). Наиболее эффективными и интересными проходят уроки по теме «Генетика» в 9-10 классах.
Возможности использования компьютера как сверхэффективного средства создания проблемных ситуаций на уроках биологии. При этом учитель может, например:
1. Отключить звук и попросить прокомментировать учеников наблюдаемое на экране. Затем можно либо просмотреть еще раз со звуком, либо не возвращаться к просмотру, если ребята успешно справились с заданием. Условное название этого приема: «Что бы это значило?»;
2. Остановить кадр и попросить ученика, проделав мысленный эксперимент, попробовать описать дальнейшее протекание процесса. Дадим этому приему условное название «А дальше?»;
3. Продемонстрировать какое-либо явление, процесс и попросить объяснить, высказать гипотезу, почему это происходит именно так. Назовем этот принцип «Почему?».
Используя электронно-вычислительную технику в качестве эффективного средства обучения, оказалось недостаточным работать только с готовыми информационными продуктами, следует создавать свои. Применение слайд – фильмов во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объем информации по сравнению с традиционными формами. При подготовке слайд – фильма к уроку можно использовать электронные учебники, сканированные рисунки и схемы, информацию сети Интернет.
Помимо лекционных уроков, использование компьютера эффективно при закреплении знаний. На промежуточном этапе между получением новой информации (лекция) и контролем знаний (опрос, зачет). Необходимо организовать работу учащихся по освоению материала темы, основанную на самоконтроле.
Один из эффективных способов – обучающее тестирование. Данная деятельность предполагает индивидуальную работу каждого ученика с компьютерной программой. Учащийся получает возможность работать в удобном для него темпе и обращать внимание на вопросы темы, которые вызывают затруднения именно у него. А учитель проводит индивидуальную работу с теми учащимися, которые нуждаются в помощи.
Также на уроках биологии ИКТ я использую при проведении лабораторного практикума и контроле знаний учащихся (компьютерное тестирование). При этом использование компьютерных программ решает ряд важнейших задач:
– повышает объективность оценки ответов;
– позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению;
– сокращает время проверки знаний учащихся.
Народная мудрость советует: «Не можешь изменить обстоятельств – измени хотя бы свое отношение к ним». Так и с контролем знаний. Мы не в состоянии изменить их содержание, тогда надо постараться изменить хотя бы форму его проведения. В компьютерном виде тренировочное решение задач, тестов, непосредственное выполнение контрольной работы ребятам нравится по многим причинам: они сразу получают результат, не теряют времени на оформление, исправления и т. д.
Компьютерные тесты ориентированы не столько на запоминание, сколько на понимание. Они содержат не только текстовый, но и графический материал, а также, где это возможно, и видео-фрагменты. Для получения успешного результата учащемуся необходимо анализировать все виды представленной информации.
ИКТ активно внедряю в исследовательскую деятельность учащихся. Широко распространённая в последнее время проектная деятельность может быть представлена в форме мультимедийной презентации, позволяющая сделать доступным и привлекательным результаты исследовательской работы.
В течение четырех лет я формирую банк данных для занятий по биологии. В «Методической» папке содержатся рабочая программа по биологии, календарно-тематическое планирование, критерии оценки знаний и умений, тестовые задания, презентации к урокам. Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения повышает активность работы обучающегося, переводит его из состояния пассивного потребителя информации в состояние автора своего образования. Применение ИКТ на занятиях по биологии весьма результативно. Учащиеся оживляются, активно включаются в учебный процесс. Повышается эффективность обучения, улучшаются учет и оценка знаний обучающихся. У ребят проявляется интерес к предмету. Работа с мультимедийными программами показала, что косвенным путем развивается конструктивное, алгоритмическое мышление учащихся. Также формируются умения и навыки исследовательской деятельности, ориентировка в информацию и ее последующую обработку.
Применение информационных технологий:
интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у учеников, дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс;
позволяет преподавателю значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразить формы, способы ее восприятия учащимися;
- материал, предлагаемый учащимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках, и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета;
- способствует развитию креативности детей через создание образовательных информационных продуктов;
- способствует психологическому росту личности, развитию навыков самообразования и самовоспитания.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся, а для учителей становятся нормой работы.