Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Методика оценки освоения УУД

Методика оценки освоения УУД Сегодня в сфере образования набирают силу новые критерии оценки качества образования, учитывающие динамику развития каждого учащегося. Это связано с нарастающей скоростью перемен в обществе: меняются государства, технологии, уклад жизни, появляются новые продукты и потребности, меняются формы работы. Наиболее успешными становятся люди, которые могут за ограниченное время создать уникальный продукт или услугу, перестроиться и овладеть новыми методами работы, предложить неординарный выход из проблемной ситуации, то есть реализовать определенные компетенции. Сегодня требуются квалифицированные, грамотные специалисты, способные соответствовать современным требованиям. Понятно, что успешных и компетентных специалистов можно получить, если формировать их со школьной и студенческой скамьи. В этих условиях актуальными становятся вопросы профессионального воспитания. А воспитать профессионала можно только используя активные методы обучения. Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении обучающихся и студентов в соответствующее действие.

Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося, формирование его активной позиции. Воспитание социально и профессионально активной личности требует от нас, педагогов, применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех сферах профессионального образования и жизнедеятельности, необходимо применять активные методы и формы обучения; технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность обучающихся.

В условиях кардинальных социальных преобразований общества, информатизации образования и интенсивного развития новых форм обучения становится необходимой реконструкция способов оценки знаний обучающихся. Новая система должна обязательно содержать оценку всей работы на протяжении контрольного периода, включая различные дополнительные формы работы.

Государственные образовательные стандарты нового поколения понимают образование как систему, образующую личность, обеспечивающую мотивацию личности к познанию и инновациям и устанавливают следующие требования к результатам освоения обучающимися ООП ООО:

личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметные, включающие освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории

предметные, включающие освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Применяемая в настоящее время система оценивания знаний обучающихся по пятибалльной шкале, совмещая в себе простоту и универсальность, имеет существенные недостатки. Она слабо стимулирует инициативу детей, ограничивает "верхнюю планку" их достижений, вносит заметный элемент случайности, снижает значимость постоянной работы на протяжении определенного периода обучения. Принятые методики оценивания знаний не имеют стимулирующий, побуждающий характер. Кроме того, снижение оценки воспринимается ребенком как наказание, унижающее его достоинство и ущемляющее его самолюбие. Традиционная методика ведения занятий ограничивает и учителя в частоте и способах оценки знаний, не дает простора развитию полноценной инициативы детей, а иногда и ухудшает психологическую обстановку занятий.

Психологи говорят, что юношеский возраст – важный этап развития умственных способностей и интеллекта, и изучение их требует личностного подхода. Развитие познавательности и интеллекта происходит в двух направлениях: количественном и качественном, поэтому важно не только то, какие задачи решает обучающийся, но и каким образом он это делает. Моя задача как учителя своевременно изучить личность и способствовать развитию теоретической мысли и интеллекта. Этому способствует разработанная мною методика оценивания освоения обучающимися универсальных учебных действий и средств стимулирования познавательной активности и оценки знаний. Такая методика обеспечила лучшее выявление и развитие деловых и творческих способностей обучающихся, помогла мне развивать в детях инициативу и предприимчивость. Новизна методики заключается в методах проведения занятий и оценки результатов деятельности детей посредством внедрения «Программы 10+» (20+)

Сущность предлагаемой системы оценки состоит в стимулировании учащихся через возможность воздействия на “оценку” своим трудом, творчеством, талантом. Стимулирование можно применять при обычных методах обучения и оценки работы обучающегося, особенно в тех случаях, когда возникает необходимость дополнительно поощрить его, учесть его старание, аккуратность или качества, которые невозможно учесть в традиционной оценке.

В чём суть «Программы 10+»?

В начале полугодия (первый раз в обязательном порядке) предлагаю обучающимся принять участие в системе оценки УУД, используя «Программу 10+».

Условия участия для обучающегося:

– программа действует до …(за 2 недели до окончания полугодия)

– за это время необходимо получить не менее 10 положительных оценок

– оценки выставляются за все виды труда (активность на уроке, самостоятельная работа с учебником, решение задач у доски или самостоятельные работы, физические диктанты, проверочные мини-тесты, экспериментальные задания, выполнение домашних творческих заданий, подготовленые сообщения, выступления на уроках, участие в предметных мероприятиях и т. д. )

– отсутствие 10 положительных оценок на конец полугодия приводит к необходимости сдавать зачёты по всем темам, изучаемым в полугодии (для получения положительной оценки)

– в счёт 10 оценок не входят оценки за контрольные, лабораторные и практические работы

Условия участия для преподавателя:

– Выполненное «неудовлетворительно» задание не оценивается оценкой «2»

– Наличие количества и качества оценок позволяет оценить работу обучающегося в течение полугодия и выставить итоговую оценку

– Подготовка и приём зачётов у «неуспевающих»

Таким образом, участвуя в данном соглашении, у обеих «сторон» есть обязательства, о выполнении которых стороны подписываются в рабочей тетради обучающегося.

При подведении итога за урок, тему, полугодие используется общепринятая пятибалльная система оценки знаний. 3 балла обучающийся может получить за выполнение простейших программных заданий в рамках минимальных требований программы.

Данная система оценки УУД используется мною в течение 2-х лет и нашла отклик у обучающихся. Теперь я эту программу не «навязываю», а предлагаю, давая возможность обучающимся право выбора системы оценки. Надо отметить, что все обучающиеся принимают данную программу.

В результате работы по «Программе 10+» было замечено:

– возросла заинтересованность, активность обучающихся

– повысилась ответственность, усердие

– развиваются творческие способности обучающихся

– между обучающимся и преподавателем устанавливаются деловые отношения

– улучшилось усвоение предмета

– появился стимул к выполнению различного рода заданий

– уменьшилась вероятность случайной оценки, обучающийся сам выбирает себе нагрузку

– исчезла проблема наполняемости оценок

– данная система позволяет оценить не только знания, умения и навыки, но и УУД в соответствии с требованиями к результатам освоения обучающимися ООП ООО, а также позволяет развивать инициативу и способности обучающихся

– данная система позволяет «тихому» обучающемуся найти свои способы предоставления результатов обученности

Воспитательная задача предлагаемой методики заключается в формировании у обучающихся уважительного отношения к труду и привычки трудиться, сознательной дисциплины и чувства ответственности.

Подводя итоги изложенного, необходимо напомнить, что подлинные педагогические цели всегда ориентированы на длительную перспективу, на создание условий для саморазвития личности. Цели же обучающихся всегда ориентированы на ближнюю перспективу, на конкретный результат, обеспечивающий успех здесь и сейчас. Новый подход к оценке УУД даёт возможность согласовать ожидания педагогов и обучающихся.