Информационно – аналитическое обеспечение урока как ресурс стимулирования познавательной деятельности учащихся на уроках математики
Информационно – аналитическое обеспечение урока как ресурс стимулирования познавательной деятельности учащихся на уроках математики
В настоящее время современная школа находится под пристальным вниманием государства. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в своём ежегодном Послании к Федеральному Собранию отметил, что «главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Их смысл состоит в том, что школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. Чтобы решить все задачи, которые сейчас ставятся перед школой, современный урок не может использовать старые методы и технологии. Происходящие изменения в общественной жизни требуют применения новых способов образования, педагогических технологий. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс специальных методов обучения, направленных на формирование и развитие самостоятельной познавательной деятельности. Это привело меня к поиску, изучению и использованию современных технологий, средств, методов и приемов обучения, способных стимулировать познавательную деятельность учащихся и гарантировать высокое качество образования.
Классическая педагогика прошлого утверждала: ” Смертельный
грех учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика невозможна без развития его познавательного интереса.
Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Математика это тот учебный предмет содержание которого чаще всего не вызывает яркого интереса учащихся. Цифры, формулы, теоремы становятся для учащихся рутинными и скучными. Здесь тогда выступает один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться математике, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Поэтому очень важно так организовать познавательную деятельность, использовать такие средства и методы, чтобы учащиеся с интересом старались узнать новое, удивлялись, открывали, стремились заглянуть вперёд.
Проблемно-компьютерное обучение.
Одно из приоритетных направлений обновления содержания образования заключается в необходимости вычленения новой системы универсальных знаний, умений, то есть ключевых компетенций. Специфика такого подхода состоит в том, что усваиваются не “готовые знания”, кем-то предложенные к усвоению, а “прослеживаются условия происхождения данного знания”. Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, носит продуктивный, творческий, поисковый характер и сама становится предметом усвоения. Такую возможность предоставляет использование на уроках технологии проблемного обучения, которое и принято мной за основу организации учебного процесса на уроках математики.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Проблемное обучение и формирование на его основе предметных компетенций вооружает школьников методами познания окружающей действительности, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе. По степени проблемности различают три основных уровня проблемных ситуаций:
– проблемное изложение, при котором сам преподаватель ставит проблему и находи ее решение;
– проблемная ситуация, при которой преподаватель ставит проблему, а поиск ее решения осуществляется совместно с учащимися;
– творческое обучение, предполагающее активное участие учащихся в формулировании проблемы и поиска ее решения;
В связи с появлением персональных компьютеров можно сказать, что возник новый вид проблемного обучения – проблемно-компьютерное обучение. Информационные технологии способствуют активизации познавательной деятельности учащихся и её направленности на поиск и исследование. Они позволяют моделировать и визуализировать процессы, сложные для демонстрации в реальности (например, преобразования графиков функции, комбинации многогранников и другое). Информационные технологии предоставляют ученикам возможность самостоятельного исследовательского поиска материалов, опубликованных в Internet для подготовки докладов и рефератов, предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы. Они многократно повышают скорость и точность сбора и обработки информации об успешности обучения, благодаря компьютерному тестированию и контролю знаний.
Без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу и современного человека. Продуктивность уроков с использованием информационных технологий очень высокая, а также высок уровень познавательной активности учащихся. Использование на уроке информационных технологий возможна лишь при наличии электронных ресурсов, которые сейчас имеются в достаточном количестве. Электронные образовательные ресурсы облегчают подготовку и проведение уроков учителем и учениками как в домашних условиях, так условиях школы, а также способствуют развитию самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.
В настоящее время на смену презентациям и электронным учебникам приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные электронные образовательные ресурсы (ЭОР). В рамках Федеральной целевой программы развития образования разработаны ЭОР и они доступны всем через портал Федерального центра информационно-образовательных ресурсов http://eor. edu. ru.
В последние годы наряду с компьютерной техникой в на уроках активно используется интерактивная доска. Можно выделить следующие направления использования интерактивной доски в учебном процессе:
1. Презентации, демонстрации и создание моделей.
Интерактивная доска позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, упростить объяснение схем, помочь разобраться в сложной проблеме, изучить ее максимально подробно. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи.
2. Улучшение темпа и течения занятия.
Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам зададут занятию бодрый темп.
3. Активное вовлечение учащихся.
Интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для учителей, и для учеников. Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал.
Таким образом, современный творческий учитель, используя информационных технологии, имеет возможность организовать современный урок, таким образом, когда учащиеся не только получают определённый набор знаний, но и их познавательной деятельность носит развивающий эффект.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Волович М. Б. Наука обучать: Технология преподавания математики. М. 1995.
2. Грудёнов Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя. М. 1990.
3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.
4. Иванова Т. А. , Переврщикова Е. Н. , Кузнецова Л. И. , Григорьева Т. П. Теория и технология обучения математике в средней школе. – Н. Новгород: НГПУ, 2009.
5. Манвелов С. Г. Конструирование современного урока математики. – М. : Просвещение, 2002.
6. Основы технологии развивающего обучения математике: Учебное пособие. Н. Новгород: НГПУ, 1997.
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М. :Народное образование, 1998.
8. Тарасевич Ю. Ю. Информационные технологии в математике. – М. : СОЛОН-Пресс, 2003.
9. www. interaktiveboard. ru интерактивная доска на уроке в школе.
10. www. fcior. edu. ru федеральный центр информационно – образовательных ресурсов.
11. www. school-collection. edu. ru единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.