Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Интерактивная доска в учебном процессе образовательного учреждения: миф или реальность?

Интерактивная доска в учебном процессе образовательного учреждения: миф или реальность?


В докладе рассматриваются преимущества интерактивной доски по сравнению с традиционной, раскрываются приемы использования интерактивной доски в учебном процессе образовательного учреждения, приводятся примеры цифровых образовательных ресурсов, созданных в программе Macromedia Flash, использование которых возможно на интерактивной доске любой марки.

Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – составляющие педагогических технологий, которые были хороши вчера. Современная школа, призванная обеспечить доступность качественного образования обучающихся с учетом их возможностей, интересов и склонностей; расширить активность социализации личности, обязана пересмотреть методический инструментарий в целом. Новые информационные технологии, безусловно, играют в этом смысле положительную роль.

Учителю информатики приходится пристально следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых программ, за непрерывно меняющимися методами работы с ними. В настоящее время все еще продолжается становление школьной информатики как предмета: уточняется его структура, место в учебном плане, активно обновляется методическая система принципов и подходов к обучению. Важнейшими организационными условиями в преподавании данного предмета является оснащение компьютерного класса современными машинами, наличие выхода в Интернет.

Благодаря Приоритетному национальному проекту «Образование» в МОУ «Борисоглебская гимназия №1» появились современный компьютерный класс, мультимедиа кабинеты, доступ в Интернет, лицензионное программное обеспечение и, что особенно приятно, на смену обычной магнитной доске пришла интерактивная, “интеллектуальная” доска Hitachi FX-77 StarBoard.

Опыт работы показывает, что использование интерактивной доски в образовательном процессе способствует повышению мотивации обучения, позволяет сделать процесс обучения интересным, насыщенным.

Использовать интерактивную доску в учебном процессе можно в таких режимах, как:

· проекция-демонстрация (показ презентации PowerPoint, flash-презентации, просмотр видеоролика, текстового документа и др. );

· граффити (электронное перо);

· онлайн (просмотр web-страниц, использование ресурсов Интернета, электронной почты);

· объект (функция перетаскивания, соединение, классификация, группировка, заполнение пропусков, упорядочивание и др. ).

Урок можно построить в форме видеоряда, начиная от изучаемой темы и заканчивая заданием на дом.

Первая и одна из самых популярных возможностей интерактивной доски (ИД) – это демонстрация текста, схем, диаграмм, рисунков, видео и т. д.

Большой экран ИД, широта обзора и наглядность позволяют решить проблему изготовления большого количества раздаточного материала. Достаточно набрать нужный материал на слайде один раз – и готово задание для всего класса!

Удобно размещать иллюстрированные задания на слайде при проведении самостоятельных работ или повторительно-обобщающих уроков.

Изучая новую тему, можно использовать функцию «шторка», которая позволяет закрывать часть (или полностью) экрана, как сверху вниз, так и справа налево. Например, учащиеся на уроке размышляют, решают проблемный вопрос, а ответ на него прячется за «шторкой». После коллективного обсуждения всем классом проверяется верность ответа: учитель опускает «шторку», за которой находится верный ответ.

Большие возможности имеет использование объектов для перемещения. Именно тогда полностью реализуется сенсорный принцип работы ИД. Перемещать можно как отдельные слова, так и целые предложения. Например, в задании «Типы файлов» следует правильно соотнести расширения с типами файлов, переместив расширения в соответствующие ячейки таблицы.

Создавать «перетаскивающиеся» объекты (флип-чаты) можно как в программе StarBoardSoftware, так и в Macromedia Flash.

Однако минусом создания «перетаскивающихся» объектов (флип-чатов) в программе StarBoardSoftware является невозможность их использования на досках других марок.

В ходе разработок ресурсов для интерактивной доски, мы пришли к выводу, что большими возможностями по созданию заданий для доски любой марки обладает программа Macromedia Flash.

Технология свободного перемещения объектов во Flash может быть усовершенствована, если использовать возможность моментальной проверки правильности расположения перетаскивающихся объектов. Это можно осуществить, если использовать проверку принадлежности клипа той или иной области. Помимо моментальной проверки, можно организовать проверку попадания или непопадания клипа в заданную область после нажатия на кнопку проверки, также можно организовать проверку правильности расположения перетаскивающихся объектов посредством всплывающей подсказки, проверку перекрытия/пересечения клипов (метод hitTest).

Анимация ­(«оживление» изображений) – это важное средство для передачи информации. Анимационные ролики при грамотном использовании позволяют существенно повысить эффективность обучения, а также служат отличной иллюстрацией при проведении уроков. Кроме того, создание анимационных клипов – важный способ развития творческих способностей школьников при изучении темы «Cоздание Flash анимации», а также профессионального роста учителя, осваивающего Flash самостоятельно.

Применение языка программирования ActionScript при создании Flash-роликов позволяет в полной мере использовать возможности среды Macromedia Flash, получать абсолютный контроль над проигрыванием фильма и решать задачи, которые предельно трудно или невозможно решить без программного кода.

Используя функцию граффити (электронное перо), можно выполнять задание с приемом «привести в соответствие» (рисуем стрелочки).

Написать, начертить, дорисовать, нарисовать, подчеркнуть, зачеркнуть – все это доступно с помощью электронного пера, которое также можно создать в программе Flash.

Работа с ИД делает урок интересным; учащихся, желающих работать у доски, всегда много. Ребенок не просто видит то, что происходит на экране, он САМ участвует в процессе.

Огромные возможности доски позволяют включать в образовательный процесс разнообразные виды деятельности на уроке-лекции, уроке-игре и т. д.

Таким образом, положительные возможности ИД налицо! Перечислим их ещё раз:
1. Для работы не требуется специальных знаний и навыков. Спроецировав изображение на доску, пользователи управляют им легким касанием карандаша, делают соответствующие записи и исправления.

2. Отдельные изображения, фрагменты текста можно выделить, что позволяет сфокусировать внимание учащихся именно на этом материале.

3. Стопроцентная наглядность, возможность иллюстрировать материал любого типа (текст, видео, мультимедиа, схемы и др. ).

4. Высокий уровень активности детей на уроке; отсутствие страха отвечать у доски.

5. ИД помогает учащимся самоутвердиться, самореализоваться; побуждает к исследованию; развивает деятельностные навыки.

6. Хороший темп урока позволяет «уплотнять» изучаемый материал.

В конечном счете, использование интерактивной доски на уроках информатики и ИКТ положительно влияет на качество образовательных достижений учащихся, а это главное.

Список использованной литературы

1. Авторские цифровые образовательные ресурсы для интерактивной доски с сайта-портфолио учителя информатики и ИКТ Степаненко О. В. http://stepanenkoo. ucoz. ru

2. Горностаева А. М. , Ларина Э. С. Занятие №3. Перемещение объектов http://it-n. ru/communities. aspx?cat_no=73740&;d_no=87142&ext=Attachment. aspx?Id=26744

3. Лекции дистанционного мастер-класса Е. А. Томиловой «Первые шаги во Flash»: http://it-n. ru/communities. aspx?cat_no=73740&;lib_no=91030&tmpl=lib

4. Переверзев С. И. Анимация в Macromedia Flash MX/С. И. Переверзев. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

5. Сидорка А. И. Как усовершенствовать Flash пособие http://www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=106255&;d_no=119608&ext=Attachment. aspx?Id=41074

6. Степаненко О. В. Разработка и использование авторских цифровых образовательных ресурсов в практике начальной школы //Начальная школа. – 2009. – № 6. – С. 65-71.

7. Степаненко О. В. Технология создания ресурсов для интерактивной доски «Свободное перемещение с проверкой» http://stepanenkoo. ucoz. ru/load/11

Метки: Педагогическая инноватика