Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Как выжить учителю-предметнику в бурном потоке информатизации образования?

Как выжить учителю-предметнику в бурном потоке информатизации образования?

Доклад посвящён анализу психологических проблем учителя, возникающих в условиях информатизации образования и обусловленных «доинформационным» мировоззрением. Рассматриваются этапы психологического выживания учителя: оцепенение, осознание новых расширений, баланс между технологиями и расширенными возможностями личности. Подход базируется на идеях М. Маклюэна, предложенных им в книге «Понимание Медиа: Внешние расширения человека» применительно к истории человеческого общества. Уходит в прошлое стадия «оцепенения», вызванная информатизацией образования, которая бурным потоком ворвалась в тихую заводь традиционного учебного процесса. Компьютеризация средней школы, предполагающая оснащение рабочих мест администрации и предметных кабинетов персональными компьютерами (ПК) и программным обеспечением, одних педагогов испугала, а другим дала стимул к освоению новой профессиональной области. Являясь самым начальным этапом информатизации образования, компьютеризация особенно потрясла и внесла смятение в ряды тех учителей, для которых информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) не являются профильной специальностью. Им потребовалось освоить новую технику, изучить современные электронные образовательные ресурсы (ЭОР), а также внедрить инновационные методы и приёмы в процесс обучения. Для этого были нужны время, силы – моральные и физические – и добрая воля учителя, чего у подавляющего большинства педагогов в резерве не оказалось. Показательными с данной точки зрения явились результаты опроса учителей иностранного языка (ИЯ) Северного и Центрального административных округов г. Москвы, проведенного в августе прошлого года [3, с. 34]. Анкетирование осуществлялось с целью выявления проблем, связанных с применением ИКТ на уроках ИЯ. На заседании предметных секций была распространена анкета из десяти вопросов с форматом ответов «один из четырёх» и временем заполнения от 5 до 10 минут. Из 350 респондентов заполнили и сдали анкеты 98 человек, что составило около 28% всех опрошенных. Таким образом, вопросы информатизации образовании оказались неактуальными для подавляющего большинства учителей ИЯ – 72%. И нет оснований считать, что по прошествии года положение коренным образом изменилось. Анализ ответов показал, что даже те учителя, которые используют ИКТ на уроках, а также те, кто ещё не имеет такого опыта, но в целом позитивно относится к инновациям, испытывают серьёзные психологические трудности, связанные с новым направлением профессиональной деятельности. Осознавая свои проблемы, они продемонстрировали готовность к преодолению возникшего психологического барьера самостоятельно, с помощью коллег или администрации. Те же учителя, которые высказали резко отрицательное отношение к внедрению ИКТ в свою предметную область, вкупе с 72% учителей, не ответивших на вопросы анкеты, тем самым показали нежелание справиться со своими психологическими проблемами. В целом, диапазон психологических проблем учителя-предметника, поставленного в жёсткие рамки информатизации образования, простирается от резкого неприятия инновационного направления своей педагогической деятельности до боязни освоить новые технологии и осознать свою обновлённую роль и личную ответственность за внедрение ИКТ в образовательный процесс. Таким образом, психологический барьер, не позволяющий учителю стать полноценным участником процесса информатизации, замедляющий его развитие как профессионала и современной информационной личности, оказался основной причиной низкой эффективности внедрения ИКТ в процесс предметного обучения. Методисты, педагоги, социологи предлагают пути преодоления психологического барьера учителя путём внедрения комплексных программ повышения квалификации в области ИКТ. Эти программы, уверяют они, будут способствовать корректировке отношения педагога к ИКТ и их дидактическим возможностям, преодолению неуверенности в своей способности освоить новые технологии, повышению его общего информационного уровня. Однако, к сожалению, предлагаемые меры не срабатывают: очень малый процент учителей, закончив курсы повышения квалификации, становится грамотными пользователями ПК, и ещё меньше учителей способны создавать качественные с программной и дидактической точки зрения ЭОР, а также грамотно строить урок с их использованием. В доказательство последнего наблюдения приведём результаты двух конкурсов, организованных методическим центром Северного округа г. Москвы весной 2009 года. В первом конкурсе «Лучший пользователь ПК» из более чем 18 тысяч учителей округа приняли участие 36 учителей-предметников, девять из которых завоевали призовые места. Во втором конкурсе «Лучший урок с ИКТ-поддержкой» пять призовых мест получили лучшие из 13 учителей-предметников. Для сравнения, в конкурсах «Грант Москвы» и ПНПО «Лучшие учителя России» ежегодно принимает участие от 50 до 80 учителей округа, что в целом составляет 130-150 человек. Анализ причин и стадий развития проблемы позволили сделать вывод о том, что основной фактор, мешающий учителю преодолеть психологический барьер неприятия или боязни быть вовлечённым в процесс информатизации образования, заключён в его мировоззрении, которое остаётся прежним, «доинформационным». Под мировоззрением философия понимает субъективный подход, используемый при рассмотрении окружающего мира и отражающий общий взгляд на место человека в реальной действительности [1, с 113-114]. Мировоззрение члена современного информационного общества отличается от мировоззрения прежних эпох ракурсом, под которым современная личность рассматривает окружающий мир и формирует новую картину мира. Прежде всего, учитель-предметник, особенно учитель-гуманитарий, опасаясь слова «информатика», рассматривает эту науку как чисто техническую дисциплину, далёкую от своих профессиональных интересов. Понимание того, что в настоящее время информатика претендует на роль преемницы физики, находится в области формирования современного научного мировоззрения. Однако если физика, которая господствовала на ниве создания образа мира со времён Галилея и Ньютона, была и остаётся элитарной наукой, то информатика – это дисциплина с неограниченной областью охвата пользовательской аудитории [2, с. 101]. В этом заключается её принципиальное отличие от физики и является основным источником гуманитаризации, составляющей основу новой информационной картины мира Гуманитаризация информатики предполагает расширение сферы действия технической дисциплины на области решения общечеловеческих задач. В эту сферу попадают такие важные вопросы, как: способы обращения человека с объектами познания, способы формирования предметных компетенций человека в информационном пространстве, передача накопленных поколениями знаний и опыта с помощью новых технологий, преодоление Интернет-зависимости и разрыва между поколениями, опасности ухода в виртуальный мир и подмены реальных ценностей виртуальными, формирование информационной культуры личности, обеспечение равных возможностей доступа к информационным ресурсам для всех членов мирового сообщества. Гуманитарный контекст информатики, который находится в настоящее время в процессе становления, призван сыграть роль своего рода «компаса», помогающего человеку найти своё место в окружающем мире. Поэтому наиболее реальным способом преодоления психологического барьера является решение учителем-гуманитарием мировоззренческих, или философских, проблем на уровне собственной личности. Их неразрешённость мешает педагогу не только качественно выполнять свои профессиональные функции, но и препятствуют становлению его как полноценного члена информационного общества. Представляется, что механизмы решения психологических проблем мировоззренческого характера, связанных с использованием коммуникационных технологий и средств коммуникаций, могут быть выработаны только на основе ретроспективного анализа их взаимодействия с человеком, то есть анализа, охватывающего весь период истории человеческой цивилизации. Боязнь и неуверенность учителя, поставленного лицом к лицу с ИКТ, во многом походит на испуг человека, в чьих руках оказывается изобретённое им мощное средство коммуникации, с которым ему поначалу очень трудно справиться. Как же решалась эта проблема в истории человеческого общества? Что менялось в человеке и приводило его к «примирению» с новыми коммуникационными технологиями и средствами коммуникации? Как может учитель использовать этот позитивный опыт? Для этого обратимся к лучшей книге по теории коммуникации, написанной профессором филологии Торонтского Университета в Канаде Маршаллом Маклюэном. Знаковая книга под названием «Понимание Медиа: Внешние расширения человека» вышла в Нью-Йорке в 1964 году [4]. Основная её идея – поиск ответа на вопрос: как достичь баланса между человеком и средствами коммуникации и за счёт этого – стабильности в обществе и гармонии в человеке? Маклюэн пишет: «Мы вдруг обнаруживаем в себе страстное желание, чтобы вещи и люди проявляли себя во всей полноте. В этой новой установке можно найти глубокую веру – веру в высшую гармонию всего бытия. Именно в этой вере написана эта книга. Она исследует очертания наших расширенных существ в наших технологиях и ищет в каждой из них принцип понятности» [4, с. 8]. Маклюэн называет три стадии болезни, вызванной воздействием новых технологий на человека: смятение, сопротивление и изнеможение от постоянного сопротивления [4, с. 32]. Стабильность в обществе достигается развитием всех без исключения источников, в том числе средств коммуникации, поскольку они, являясь расширением человеческих чувств, или иначе, его психологического «я», «конфигурируют» его сознание и опыт. Воздействие средств коммуникации на человека и общество состоит в создании особой новой атмосферы жизни человека, эволюция которой претерпевает несколько стадий выздоровления. Она поначалу доводит человека до оцепенения, затем проводит через осознание ответственности за свои действия, возможность осуществления которых он получил с обретением новых технологий, и, в конце концов, человек начинает работать над достижением баланса, обретением пропорций между силой технологий и своими «расширенными» ощущениями. Именно такой ход эволюции взаимоотношений человека и технологий, как считал Маклюэн, приведёт к гармонии в обществе и в самом человеке, формируя его как личность нового типа, личность с новым мировоззрением. Средствам коммуникации, которые Маклюэн называл «расширениями человека» [4, с. 8], он отводил особую роль в истории цивилизации, полагая, что на все процессы, протекающие в обществе, влияет характер средств коммуникации и степень их развития: «Настоящая книга, в которой предпринимается попытка понять многие средства коммуникации, конфликты, из которых они проистекают, и даже ещё более масштабные конфликты, которые ими порождаются, даёт обещание ослабить эти конфликты за счёт возрастания человеческой автономии» [4, с. 61]. Рассмотрим ступени преодоления учителем конфликта между собственной личностью и новыми технологиями, которые аналогичны «стадиям выздоровления» по Маклюэну. Стадия 1. Учителя охватывает «оцепенение», когда на него оказывается давление в плане обязательного освоения ИКТ. Он ещё не осознаёт силу новых технологий, боится их, и в этом случае техническая подготовка никак не способствует формированию у него современного мировоззрения. Однако это «оцепенение» необходимо каждому человеку для сохранения моральных и физических сил при освоении нового вида деятельности: оно является стадией накопления энергии перед решающим «прыжком». Маклюэн так комментирует эту стадию: «Вместе с электрической, а равно и любой другой технологией вступает в действие принцип оцепенения. Когда наша центральная нервная система расширяется и ставится под удар, мы вынуждены вводить её в оцепенение, иначе мы умрём… Со стратегическим погружением нашей центральной нервной системы в состояние оцепенения задачи осознания и сознательного упорядочения переносятся в физическую жизнь человека, вследствие чего он впервые сознаёт технологию как расширение своего физического тела» [4, с. 57]. Стадия 2. Стадия осознания учителем своих новых возможностей и ответственности за их гуманное использование служит началом формирования нового мировоззрения члена информационного общества. Маклюэн пишет о новых возможностях человека: «Любое изобретение и любая технология представляют собой внешнюю проекцию… наших физических тел, и такое расширение вовне требует, помимо прочего, новых пропорций, или новых равновесий, между другими органами и расширениями тела» [4, с. 54]. На этой стадии в информационную эпоху происходит расширение не только физических, но и интеллектуальных возможностей человека: «Мы быстро приближаемся к финальной стадии расширения человека вовне – стадии технологической симуляции сознания, когда творческий процесс познания будет коллективно и корпоративно расширен до масштабов всего человеческого общества примерно так же, как ранее благодаря различным средствам коммуникации были расширены вовне наши чувства и наши нервы» [4, с. 5]. Кроме того, Маклюэн подчёркивал значение новых отношений между людьми в мировом сообществе, повышающих ответственность каждого за результаты совместной деятельности: «Термин «коммуникация» … стал в электрическую эпоху означать «движение информации»… Использование любого средства коммуникации, или расширения человека, меняет не только пропорции между нашими органами чувств, но и формы (patterns) взаимозависимости между людьми» [4, с. 101]. Стадия 3. Стадия баланса между человеком и его «внешними расширениями», которая в рассматриваемом контексте представляет собой деятельностную стадию активного применения учителем новых технологий. Успешное «проживание» этой стадии опирается на сформированное мировоззрение учителя, на базе которого он осуществляет свою педагогическую деятельность в информационной образовательной среде учебного заведения, а также действует как зрелая личность – член информационного общества. Итак, Маклюэн описывает стадии выздоровления человека от болезни столкновения с новыми технологиями применительно к истории общества. Опираясь на классификацию Маклюэна, сделаем выводы относительно преодоления учителем психологического барьера, не позволяющего ему эффективно действовать в информационной образовательной среде, а также в информационном обществе: 1) все «стадии выздоровления» необходимо рассматривать в комплексе; 2) на «проживание» каждой стадии отводится время, зависящее от типа личности и способности педагога к освоению нового вида деятельности;3) успешное «проживание» каждой стадии определяется степенью сформированности мировоззрения педагога и степенью его ответственности за свои действия, которые в свою очередь зависят от признания им силы расширения своих интеллектуальных возможностей с помощью новых технологий;4) равновесие и гармония между педагогом и новыми технологиями наступает по мере возрастания автономии педагога, то есть его уверенности в собственных силах, поддерживаемой мощью новых технологий. Литература1. Архипкин В. Г. , Тимофеев В. П. Естественнонаучная картина мира: учеб. пособие / Архипкин В. Г. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2002. – 320 с. 2. Корчажкина О. М. , Белявская В. Н. Гуманитаризация информатики и становление новой картины мира // Труды XVI Всероссийской научно-методической конференции «Телематика’2009», 22-25 июня 2009 года, Санкт-Петербург. Том 1. Секция А. – СПб. : Издательство СПб ГУИТМО, 2009. – 246 с. – С. 101-102 (электронная версия: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tm. ifmo. ru/tm2009/db/doc/get_thes. php?id=3). 3. Корчажкина О. М. Проблемы подготовки конкурентоспособных педагогов в условиях информатизации общеобразовательной школы. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Развитие конкуренции на рынке информационных технологий». Московская финансово-промышленная академия, 25-26 марта 2009 г. – М. : Издательство МФПА, 2009. – 128 с. – С. 34-37 (электронная версия: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://flmoscow1678. ucoz. ru/publ/2-1-0-10). 4. Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. – 2-е изд. – М. : «Гиперборея», «Кучково поле», 2007. – 464 с.

Метки: Педагогическая инноватика