Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Раннее обучение иностранному языку в системе модернизации школьного образования

Раннее обучение иностранному языку в системе модернизации школьного образования

В статье говорится о значении раннего обучения иностранному языку. Физиологические и психологические особенности ребёнка младшего возраста способствует лучшему обучению языкам. Дети изучают иностранный язык не только как средство общения, но и как средство приобщения к другой культуре, воспитанию толерантности. Основное условие успешности учения и обучения – это интерес и внутренняя мотивация у детей.

В третьем тысячелетии существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранному языку в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в школе, вузе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении иностранных языков международного общения. Если в предыдущие десятилетия 20 века круг людей в стране, у которых была необходимость общаться на иностранном языке, был достаточно узок, то в настоящее время ситуация изменилась. Геополитические, коммуникационные и технологические преобразования в обществе вовлекли как в непосредственное, так опосредованное общение (например, через систему Интернет) довольно большое количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранных языков. Приоритетную значимость приобрело обучение языку как средство общения и приобщения к духовному наследию изучаемых стран и народов. Стал особенно актуальным интегративный подход к обучению родному и иностранным языкам в школе, особенно в области развития культуры речи. Поэтому в 2003 году в школах России введено обязательное изучение иностранному языку в начальных классах.

Для того чтобы успешно решать поставленные задачи, прежде всего, необходимо знать психологические особенности детей 5-9 лет. Это возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка: учащиеся отличаются чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта. Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят( с возрастом эти благоприятные факторы теряют свою силу) Именно в этом возрасте ещё мало штампов речевого поведения, легко по– новому «кодировать» свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Они любопытны, не отягчены предрассудками, не имеют такого большого количества стереотипов мышления и поведения. Усвоенное в детстве часто оказывается особенно прочно, а развитие аналитических способностей, достигаемое через обучение иностранному языку, благотворно сказывается на математических и коммуникативных способностях.

Как известно из психологии, каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. В 6-7 -летнем возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра сохраняет ведущую роль. Дети продолжают играть до 10-12 лет. Шести – восьмилеток привлекает школа, но наиболее естественными для них в школьной жизни являются игровые элементы деятельности, непосредственное общение с учителем и сверстниками. Для них нужна предметная наглядность. Важно помнить, что игра не только источник детской радости, она является основным способом решения учебных задач. Необходимость использования игровых приемов диктуется и спецификой предмета. Однако их внимание отличается неустойчивостью: они умеют сосредоточиться лишь на несколько минут. Дети не воспринимают длительных (более 2-3минут) монологических объяснений учителя, поэтому любое объяснение целесообразно строить в форме беседы. Дети 6-8 летнего возраста импульсивны, им трудно сдерживать себя, они не умеют управлять своим поведением. Они быстро утомляются. Организуя разнообразную деятельность с четким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными указаниями, на что обратить внимание, вы постепенно будете развивать произвольное внимание детей.

Мнемоническая деятельность детей ещё несовершенна. У них преобладает непроизвольное запоминание: хорошо и быстро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик.

Физиологи считают, что существуют биологические часы мозга, так же существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребёнка. Ребёнок до 9 лет – это «специалист» в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста ребёнку приходится преодолевать множество дополнительных препятствий. Мозг ребёнка имеет специализированную способность к языку, но она уменьшается с возрастом. Быстрота и прочность запоминания иноязычного материала в этом возрасте объясняется как преобладанием механизмов долговременной памяти, так и наличием явления впечатывания материала языка в сознание при условии наличия необходимой мотивации, стимула. Есть основание считать, что именно занятия языком способствуют постепенному увеличению объема памяти.

Воображение ребёнка достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Развитие мышления идет от наглядно-действенного к наглядно – образному.

Учитывая эту особенность детей 6-7летнего возраста можно использовать кубики при ознакомлении учащихся со структурой речевых образцов, а игрушки – при организации тренировки и применения осваиваемых языковых средств. Игрушки надо постепенно заменять картинками, что обеспечивает переход от игры к собственно учебной деятельности. Среди 7-8 летних детей наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия в психическом развитии (эмоционально-волевой сферы, памяти, внимания, мышления). Это определяется различным опытом их жизни и деятельности в семье.

По-разному происходит и процесс привыкания детей к школе. Одни дети ведут себя уверенно, другие – испытывают тревогу, третьи – капризны и т. д. Некоторые дети испытывают затруднения в процессе общения на родном языке. Эти дети либо излишне импульсивные, нетерпеливые, либо, наоборот, пассивные, робкие. Поэтому каждому ребёнку нужно находить подход, учитывая его возможности и психофизиологические потребности.

Существует устойчивое представление, что дети «маленькие попугаи и обезьянки», которым, при постоянном повторении за взрослыми, ничего не стоит заучить бесконечное количество фраз наизусть, а также достичь идеального произношения. Но это не так. Во-первых, сколько бы предложений, текстов, стихов и песенок ребёнок не разучил, он не сможет вычленить из них необходимые для выражения собственных мыслей без специального объяснения, он не сможет даже разделить поток речи на отдельные слова. Во-вторых, даже при условии родного языка ребёнок перерабатывает информацию в зависимости от своих способностей, опыта, интеллекта, и т. д. В-третьих, комбинирование даже небольшого числа языковых элементов по осознанным законам даёт в плане понимания гораздо больше, чем знание одной очень длинной фразы. Ошибки, допускаемые как на родном, и так на втором языке свидетельствует часто о становлении языковой компетенции ребёнка. Несмотря на восприимчивость слухового и артикуляционного аппарата маленьких детей к новому, лишь часть из них способна усвоить хорошее произношение. Однако существуют такие особенности устройства детской личности, которые не дают оснований полагаться на автоматическое достижение положительного результата при стихийном усвоении иностранного языка вне погружения в иноязычную действительность. Они же и помогают выстроить систему занятий, способствующих развитию языковых способностей детей и подводящих к созданию прочной базы для последующего «взрослого» изучения языка. Конечно, не следует отказываться и от заучивания некоторой части языкового материала или стихотворений и песен: всё это – знакомство с культурой другого народа, богатство знаний и умений, возвышающих ребёнка в собственных глазах. Нельзя заранее отказаться ни от одного приёма обучения: в конкретной ситуации с конкретным ребёнком может оказаться необходимым применить какой-то редкий приём, обыграть неожиданную ситуацию. Очень хорошо удаются игры, подсказываемые по ходу занятия желаниями самих детей.

Основной целью обучения иностранным языкам в начальной школе является развитие способности школьника к общению на иностранном языке. Реализация этой цели связана с формированием у учащихся следующих коммуникативных умений: а)понимать и порождать иноязычные высказывания; б)осуществлять своё речевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности страны изучаемого языка; в) пользоваться рациональными приёмами овладения иностранным языком, самостоятельно совершенствоваться в нём. Важным является воспитание в ученике: а) интереса и положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке; б) понимания себя как личности; в) понимания важности изучения иностранного языка; г) потребности самообразования. Реализация главной цели обучения связана с расширением общеобразовательного кругозора учащегося.

Приоритетными в начальной школе являются воспитательно-развивающие аспекты обучения предмету, связанные с формированием у школьников желания овладеть иностранным языком как средством общения и взаимодействия с другой национальной культурой и её носителями.

Процесс обучения иностранным языкам должен ввести детей в мир другой культуры. Становление и развитие страноведческой мотивации, в основе которой лежит интерес к жизни сверстника за рубежом, к культуре страны изучаемого языка, её народу, является одной из ведущих целевых установок. Важной задачей всего курса начального обучения предмету является формирование у учащихся навыков и умений самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи, чтении, письме и аудировании. Аудирование служит мощным средством обучения иностранному языку. Оно даёт возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идёт усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. В то же время аудирование облегчает овладение говорением, чтением, письмом. И действительно, если учащиеся понимают звучащую речь, ему легче понять графическую речь, то есть перекодировать, то, что он видит, на то, как оно должно звучать. При обучении аудированию на начальном этапе необходимо научить детей понимать речь учителя и одноклассников в нормальном темпе, включающую распоряжения по ходу урока. Но далее дети прослушивают описательные тексты в форме загадок, что требует полной мобилизации внимания, а иногда и уточнения, переспроса, т. е. подлинно аудитивной деятельности. Чем раньше дети столкнутся с такими текстами, тем лучше будет формироваться умение воспринимать английскую речь на слух. Объём текста для аудирования 6-10 фраз, каждая из которых содержит не более 7 слов.

Говорение – сложный процесс, позволяющий осуществлять, вместе с аудированием, устное вербальное общение. Говорение возникает тогда, когда у людей появляется «потребность что0то сказать друг другу»

Умения в монологической и диалогической речи формируется параллельно и взаимосвязано: фрагмент диалога может в следующем задании развернутся в монологическое высказывание и наоборот, монологические включения в диалоги. Монологу дети обучаются через составление коллективного текста на примере образцов, задаваемых сказочными персонажами, картинками. Объём монологического высказывания—около 5 фраз. Форма высказывания—описание, сообщение, рассказ. Диалог вначале строится по образцу, задаваемому героями сказок, которых потом изображают дети. Объём диалогического высказывания 3-4 реплики с каждой стороны.

Обучение чтению фактически начинается со второго урока, когда дети знакомятся с первой буквой английского алфавита. После ознакомления с алфавитом можно приступить к технике чтения, которое происходит с опорой на правила– инструкции. Для усвоения правил чтения и дальнейшего пользования словарем вводятся знаки международной транскрипции. Выработка умения читать знаки, которое необходимо для дальнейшего пользования словарем, является одной из задач начального этапа. Овладение техникой чтения ведётся неразрывно с работой по овладению умением извлекать информацию из прочитанного. Это очень важно для осознания детьми коммуникативной функции чтения. Дети могут прочитать про себя и понять текст объёмом около трети страницы, содержащий не более 2-3 незнакомых слов, в более медленном темпе, чем при чтении на родном языке.

Письмо тесно связано с чтением. В их основе лежит одна графическая система языка. При письме, так же как и при чтении, устанавливаются графемофонемные соответствия, они только имеют разную направленность: при чтении от букв к звукам; при письме– от звуков к буквам.

Иными словами, при письме идет зашифровка графических символов, а при чтении– их дешифровка. В обучении английскому языку на начальном этапе письмо играет большую роль. На первом году обучения ведется активная работа по овладению каллиграфией, а также орфографии в пределах изученной лексики. При овладении графической стороной языка дети пишут полупечатным шрифтом, который получил распространение в странах изучаемого языка. Кроме того, пользование полупечатным шрифтом в значительной степени облегчает процесс обучения благодаря сходству начертания букв. Обучение написанию букв алфавита производится в занимательной форме. Уже в первом полугодии, когда происходит знакомство ребят с буквами и буквосочетаниями алфавита, предусматриваются обязательные письменные упражнения, часть которых выполняется на уроке. Помимо этого, задаётся домашнее задание, которое обязательно проверяется учителем. Сложность и объём письменных заданий постепенно возрастают. В начале обучения учащиеся учатся писать отдельные слова, которые встречаются при чтении, записывают предложения с помощью моделей. А со временем обучение письму происходит в русле решения коммуникативных задач: охарактеризовать героя сказки в письменном виде; выписать из текста предложения, подтверждающее какое-либо утверждение; придумать и записать собственные загадки; составить план высказывания. Объём лексики, которую дети способны правильно написать на 1 году обучения – около 100 слов.

Обучение иностранному языку направлено на развитие способности детей к общению. Основу такого общения составляют коммуникативные умения: только научив ребёнка говорить, слушать , читать и писать на иностранном языке, можно добиться качественного достижения основной цели обучения. Однако это не означает, что практическое овладение языком превращается в самоцель и учитель одержим лишь одной идеей – вооружить учащихся знаниями и умениями правильно употреблять определённое количество лексических единиц и речевых образцов. Достижение основной цели предполагает наличие определённых качеств личности: общительности, раскованности, желание вступить в контакт, умения взаимодействовать в коллективе. Важно, чтобы ребёнок был главным действующим лицом на уроке. чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении темы урока, выстраивая его сюжет. Отличительной особенностью общения должна быть взаимная гуманистическая установка.

Партнёров, стремление к соучастию, принятию друг друга. Во многом это определяется стилем поведения учителя. Авторитарный стиль не только разрушает атмосферу взаимного доверия, но и «убивает» интерес. Основной двигатель изучения языка для детей – радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Поэтому следует отказаться от назидательного и «обучающего тона»,необходимо стать речевым партнером детей, помощником и организатором общения. Учитель сам должен быть раскован, толерантен, уметь сопереживать и восхищаться.

Важно и то, каким голосом произносятся слова, фразы и какое при этом выражение лица. Безусловно, голос учителя, работающего с младшими школьниками, должен быть добрым, располагающим к общению, а выражение лица соответствовать тону, который может быть интригующим, заговорщическим и доверительным, серьёзным и деловым, и. т. д. Главные педагогические средства– улыбка и ласковый взгляд, доброе отношение к каждому ученику.

Комфортность общения зависит и от того, как учитель реагирует на ошибки детей. Маленькому ученику нужна вера в его способности и радость за его успехи. Он нуждается в помощи учителя и его положительной оценке. Исправлять ошибки нужно деликатно, не обидно для ребёнка, например, вежливым переспросом, уточнением, подсказкой. Следует помнить, исправление ошибок нарушает коммуникацию. Устные ответы учеников должны в первую очередь быть нацелены на взаимопонимание с окружающими и не являться объектом преимущественного контроля сформированности их языковой компетентности. Поэтому важно избегать таких установок, как «Слушайте внимательно Н. , правильно ли будет говорить».

Главное, чтобы ученик, вступая в общение на изучаемом языке, не испытывал страха сделать ошибку и стремился всеми имеющимися в его распоряжении средствами реализовать то или иное коммуникативное намерение. Считается, что ошибка– это средство и условие успешного овладения коммуникативной компетенцией. Их наличие не свидетельствует о неуспехе, наоборот, они доказывают, что учебный процесс проходит нормально, учащиеся принимают в нем активное участие.

Кроме того, независимо от типа ошибки, дети, изучающие иностранный язык, как и дети, познающие родной язык, часто упрямо отказываются от правильного варианта. Это объясняется уровнем развития младших школьников, а также тем, что коммуникативный аспект играет для ребёнка главную роль: его речь понимают, что он видит необходимости исправлять ошибки.

Комфортность взаимодействия детей во время общения во многом зависит от того, как используются различные организационные формы обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой необходимо более активно внедрять в учебный процесс и другие формы обучения: групповые, коллективные, а также проектные.

Реализация индивидуального подхода предусматривает: подбор индивидуальных заданий в зависимости от способностей ученика и уровня сформированности речевых навыков и умений; постановку речевых и познавательных задач, связанных с личностью обучаемого. его личностным опытом, желаниями, интересами; умение работать в коллективе и взаимодействовать друг с другом. Для этого важно: изучать личность каждого ученика в целом путём наблюдения на уроке и вне его, обмена мнениями с коллегами, бесед с родителями. Систематически обращать внимание коллектива учащихся на их успехи и на успехи отдельных учащихся в деятельности так, чтобы они чувствовали свое движение вперед. Стараться при этом обеспечить коллективное переживание при общих и личных удачах и неудачах детей.

Дифференцированный и интегрированный подход в обучении младших школьников необходим при формировании общения. При обучении говорению монологической и диалогической речи надо строить обучение исходя из особенностей каждого из них. При обучении связанному высказыванию поощряются логичность, развёрнутость, разноструктурность речи, её эмоциональность и обращённость. В диалогическом общении дети учатся пользоваться минимальными языковыми средствами. Например: – Ты куда?— В кино. А не:--Ты куда идёшь?— Я иду в кино (второй вариант не является характерным для реального общения). Процесс интеграции при обучении иностранному языку происходит взаимосвязано: дети овладевают звуками, интонациями, словами, грамматическими формами, выполняя речевые действия с языковым материалом и решая разнообразные задачи общения.

При организации обучения детей языку необходимо создавать мотивы каждого речевого и неречевого действия детей. Например: подсчитай, сколько на картине собачек( мотив), и напиши сколько их(цель); напиши( цель), в какой цвет нужно покрасить эти продукты( мотив)и. т. д.

Необходимо использовать такие приемы обучения, которые активизируют взаимодействие учащихся для достижения практического результата с помощью изучаемого языка. Например, анкетный опрос– опроси своих друзей, кто, что ест за завтраком( обедом, ужином). Заполни анкету и расскажи. Опроси своих друзей: кто, когда и что смотрит по телевизору; обсудите интересы друзей и. т. д.

Дети изучают иностранный язык не только как средство общения, но и как средство приобщения к другой культуре. Это становится возможным за счет последовательной лингвастрановедческой направленности обучения предмету; также знакомства со страноведческим материалом( например, празднование Нового года, Рождества у себя и за рубежом и. т. д. )

Дети овладевают языком осознанно, поэтому надо организовать деятельность детей так, чтобы они видели смысл в том, что они делают.

Учет родного языка играет исключительно большую роль в изучении иностранного языка. Так, при обучении произношению важен показ общего и различного произношения звуков. Учитель может экономить время на обучении тем звукам, которые близки к соответствующим звукам родного языка, а качество их произношения не повлияет на процесс общения. При обучении графики и орфографии не следует тратить время на обучение написания букв, сходных с буквами родного языка, а уделять больше внимания владению буквами, которых нет в родном языке. Родной язык может быть надёжным помощником в ходе объяснения новой лексики; при организации тренировки и применения иноязычного материала. Родной язык всегда помощник в обучении детей новому языку, но по мере овладения ими иностранным языком доля родного языка уменьшается, а доля иностранного – увеличивается.

В обучении младших школьников используется наглядность, которая выполняет стимулирующую функцию. Все средства наглядности создают эффект «присутствия» в какой-то конкретной ситуации общения и помогает сохранить в памяти детей тот смысл, который нужно им передать или воспринять.

Выше названные положения направлены на достижение целей и задач обучения и обеспечивают при правильной их реализации основное условие успешности учения и обучения—интерес и внутреннюю мотивацию деятельности.

Литература

Дзюина Е. В. «Поурочные разработки по английскому языку», М. , изд-во «Вако», 2005г.

Гальскова Н. Д. «Теория и практика обучения иностранным языкам», М. , «Айрис пресс», 2004г.

Сергеева О. Е. «Использование символов в работе с дошкольниками», ИЯШ №6—2002, стр. 52-53.

Витоль А. Б. «Нужен ли дошкольникам иностранный язык?» ИЯШ №6—2000, стр. 41.

Ижогина Т. И. «Как научить малышей читать», ИЯШ №1—1993.

Гармаева Т. Д. ,

учитель английского языка,

МОУ Нижне-Иволгинская СОШ,

с. Нижняя Иволга, Бурятия

Обновлено ( 04. 02. 2014 06:57 )

Метки: Педагогическая инноватика