Организация здоровьесберегающей двигательной активности школьников
Организация здоровьесберегающей двигательной активности школьников
1 Современное состояние здоровья школьников.
Здоровье детей России в 21 веке в значительной степени закладывалось в 90-е годы прошлого столетия, то есть в тот период, который был отмечен значительными социально-экономическими трудностями, снижением внимания к социальным проблемам, резким уменьшением финансирования профилактического направления здравоохранения, недоступностью спортивных сооружений и т. д. В первую очередь это ухудшило состояния здоровья подрастающего поколения. Статистика показывает, что состояние здоровья детей с момента поступления в школу неуклонно ухудшается. Если доля детей здоровых и с компенсированными формами отклонения в 7 лет составляет 58%, то к 14 годам этот показатель снижается до 45-30%. К 15-17годам растет заболеваемость органов пищеварения, нервной системы и органов чувств, мочеполовой системы, травматизм. Острой и требующей кардинального решения стала проблема слабой физической подготовленности и физического развития учащихся. В последнее десятилетие количество учащихся в нашей стране, имеющих низкую оценку физической подготовленности, выросло в три раза и достигло у юношей 50,8%,у девушек– 58,8%. В настоящее время 1 млн. 300тыс. учащихся отнесены по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. И только 45% из этого количества привлечено к занятиям физической культурой и спортом, в том числе лечебной физкультурой.
2. Организация здоровьесберегающей двигательной активности школьников.
Здоровье человека в значительной мере определяется уровнем его функциональных возможностей. Человек создан для активной деятельности, поэтому для нормального функционирования его организму необходима физическая активность. Наиболее типичными для ребенка и подростка вариантами в этом случае могут быть:
– игровая двигательная активность – направленная на эмоциональное подкрепление(например, игра во дворе со сверстниками в подвижные игры)
– учебная двигательная активность – направленная на обучение двигательным действиям и воспитание физических и моральных качеств( например, урок физкультуры)
– оздоровительная двигательная активность – направленная на профилактику заболеваний и укрепление здоровья( например, утренняя гигиеническая гимнастика)
– спортивная двигательная активность – направленная на достижение спортивного результата (например, спортивная тренировка в секции)
– релакционная двигательная активность – направленная на преодоление утомления (например, активная физкультминутка на уроке математики или литературы, или подвижная перемена между уроками, или гимнастика для глаз при длительной работе за компьютером)
– досуговая двигательная активность – направленная на активное проведение досуга (например, посещение танцевального кружка или велосипедная прогулка)
– бытовая двигательная активность – направленная на реализацию бытовых задач, связанных с каждодневными домашними делами (например, мытье полов или обработка грядок на огороде)
– производственная двигательная активность – направленная на освоение и применение профессиональных навыков (например, обучение профессии столяра или слесаря)
– реабилитационная двигательная активность – направленная на восстановление временно утраченных или пониженных физических возможностей(например, после перенесенной травмы или болезни).
Любой из этих видов двигательной активности может быть реализован в различных формах. В частности ,двигательная активность может быть организованной( под управлением преподавателя, тренера) и неорганизованной( самостоятельной).
3. Организованная двигательная активность может осуществляться в самых разнообразных формах. В школе это урок, спортивная или оздоровительная секция, кружок по интересам. Могут быть реализованы клубные формы, индивидуальные и групповые занятия, а также разнообразные их сочетания.
Формы организации занятий физической культурой:
– гигиеническая гимнастика;
– специализированная зарядка;
– самостоятельные занятия;
– индивидуальные занятия с учащимися;
– физкультминутка;
– физкультпауза;
– подвижная перемена;
– спортивный час;
– спортивная секция;
– спортивные соревнования по отдельным видам;
– туристический поход; слет;
– день здоровья.
По своему содержанию любое занятие, включающее двигательную активность, может быть отнесено к обучающим, тренирующим и реализующим. Обучающее занятие призвано дать понятие о новых движениях, показать ребенку технику выполнения, научить технике безопасности. Тренирующее занятие обеспечивает адаптацию организма к новому виду физической нагрузки, позволяет довести технику его выполнения до автоматизма. Реализующим может быть как состязание, так и систематическое выполнение хорошо освоенной двигательной задачи.
4. Здоровьесберегающая программа образовательной среды включает в себя два ведущих направления – образовательное и оздоровительное.
Оздоровительные задачи и способы их решения.
- 1. Профилактика гипокинезии – Нормализация двигательного режима за счет увеличения объема динамических физических нагрузок.
- 2. Профилактика нарушений осанки – Использование специальных комплексов упражнений, направленных на укрепление мышечного каркаса позвоночника и мышц свода стопы.
- 3. Профилактика травматизма – Обучение технике выполнения физических упражнений и правилам техники безопасности во время занятий физическими упражнениями.
- 4. Профилактика сердечно – сосудистых заболеваний – Тренировка аэробного и анаэробного характера, направленная на повышение адаптационных возможностей вегетативных систем организма.
- 5. Профилактика простудных заболеваний – Использование в занятиях физическими упражнениями водных процедур и других компонентов закаливания.
- 6. Основы безопасности жизнедеятельности – Обучение двигательным действиям прикладного характера, позволяющее использовать полученные знания и практический опыт в реальных жизненных ситуациях.
Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность – важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Поэтому мы рассматриваем двигательную активность в качестве одного из фундаментальных факторов сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.
5. Ожидаемые результаты
Применение здоровьесберегающей программы « Здоровье в образовательных учреждениях» должно обеспечить создание предметно– информационной образовательной среды. В рамках программы происходит формирование у учащихся основных компонентов здоровья, дети овладевают знаниями, умениями и навыками двигательной деятельности, то есть физической подготовленности, что в конечном счете оказывает влияние на их физическое развитие.
В рамках реализации здоровьесберегающей программы возникает задача выработки у учащихся потребности в здоровье, понимания сущности качества жизни и выработки индивидуального способа здорового поведения.
Единая программа «Здоровье в образовательных учреждениях» и единый план мероприятий предполагают отслеживать эффективность и результативность действий этот программы, а также осуществлять динамичный контроль и анализ проведенных мероприятий и их коррекцию, а значит, обеспечат надежность выполнения данной программы в образовательных учреждениях.
Метки: Физическая культура