Мастер-класс на тему: «Учимся правильно дышать!»
Мастер-класс на тему: «Учимся правильно дышать!»
Цели занятия:
– сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни;
– познакомить занимающихся с особенностями работы функциональной системы дыхания;
– добиться стабильности и автоматизма в выполнении дыхательных упражнений.
Задачи занятия:
1. образовательная: формировать практические знания, умения, навыки и рациональные приёмы правильного дыхания;
2. развивающая: развивать умения осуществлять полноценный дыхательный акт и регулировать соотношения фаз вдоха и выдоха;
3. оздоровительная: улучшать работу органов дыхания посредством специальных дыхательных упражнений.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Задачи: организовать занимающихся, подготовить организм к предстоящим упражнениям.
– Здравствуйте, дорогие друзья, коллеги и все присутствующие в зале! Я рад приветствовать вас в своей Мастерской. Я – Мастер, Носков Алексей Валерьевич.
На этом занятии мы попытаемся вместе разобраться в вопросе, который на первый взгляд кажется очень простым, но в то же время требует специальных знаний. Я посвящаю свой Мастер-класс дыханию.
2. Основная часть
Задачи: познакомить с тремя типами дыхания, диагностировать состояние системы дыхания занимающихся.
– Система дыхания тесно взаимодействует с другими системами организма и от того, насколько она будет развита, насколько мы будем осведомлены о её особенностях, как будем применять эти знания в повседневной жизни, будет зависеть здоровье и долголетие всего организма.
Здоровый человек не задумывается о дыхании как о любом подсознательном процессе. Полноценное дыхание помогает организму быстрее справляться с переутомлением. Кислород, насыщая ткани и органы, оказывает омолаживающий и оздоравливающий эффект, поэтому очень важно знать тот минимум сведений, который я хочу до вас довести.
Различают три основных типа дыхания:
1) грудное (положите ладонь на грудную клетку, дышите так, чтобы ладонь поднималась на фазе вдоха);
2) брюшное (положите ладонь на живот, дышите так, чтобы ладонь поднималась на фазе вдоха);
3) смешанное (положите одну ладонь на живот, другую – на грудь, дышите так, чтобы на фазе вдоха первой начала подниматься ладонь, лежащая на животе, вслед за ней – ладонь, лежащая на груди).
Самостоятельно попробуем выполнять поочерёдно каждый тип дыхания (3-4 раза).
3. Практическая часть
Задачи: обеспечить практическое выполнение упражнений.
– Для того чтобы фаза вдоха соответствовала фазе выдоха, необходимо развивать дыхательную мускулатуру. Начнём с упражнений:
1) Вдох через правую ноздрю (левая закрыта), задержка дыхания, выдох через левую, вновь задержка дыхания и т. д. (5-6 раз).
2) Акцентированный вдох на два счета, удлиненный выдох на счет 1-8.
3) Вдох на 1 -2 счета, выдох с произношением звука «Ф» на 1-8 счета.
4) Вдох на 1 -2 счета, выдох с произношением звука «Р» на 1-8 счета.
Сейчас мы, насколько это возможно, попытаемся оценить систему дыхания каждого из занимающихся, используя тест на задержку дыхания на фазе вдоха и на фазе выдоха.
Тест №1. Задержка дыхания на выдохе (15 сек. и более – хороший результат).
Тест №2. Задержка дыхания на вдохе (45 сек. – удовлетворительно, 60 сек. – хорошо, 80 сек. и более – отлично).
Проведём комплекс специальных дыхательных упражнений, которые предназначены для лечения и профилактики заболеваний органов дыхания (бронхиальная астма, бронхит, плеврит и различные респираторные заболевания).
1. И. п. – основная стойка, руки подняты и согнуты в локтях. Резко вдыхая через нос, производим сжатие кистей, выдох – сглаженный, через рот.
2. И. п. – основная стойка, руки на уровне пояса согнуты в локтях, кисти сжаты в кулак. Резко вдыхаем через нос, одновременно выпрямляя руки вниз, выдох – сглаженный, через рот.
3. И. п. – основная стойка, руки согнуты перед грудью, кисти на локтях. Резко вдыхаем через нос, одновременно обнимая плечи. На выдохе внимание не акцентируется.
4. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища. На фазе вдоха – наклон вперёд, руками тянемся к полу, выдох – сглаженный, через рот, при выпрямлении.
5. И. п. – основная стойка, руки на поясе. Производим вдох на наклоне головы вперёд и назад. На выдохе внимание не акцентируется.
6. И. п. – то же. Производим вдох на наклоне головы вправо и влево. На выдохе внимание не акцентируется.
7. И. п. – основная стойка, руки согнуты в локтях, кисти расслаблены. На первом вдохе – руки вниз-влево, на втором – вниз-вправо, выдох – сглаженный, через рот.
8. И. п. – основная стойка. На вдохе – поднимаем руки вверх-назад, ногу отводим назад, прогибая спину в пояснице. Чередуем левую и правую ногу, выдох – сглаженный, через рот.
9. И. п. – основная стойка. На вдохе – сгибание рук с одновременным подниманием бедра. Тяжесть тела переносится при этом на опорную ногу. На выдохе внимание не акцентируется.
10. И. п. – основная стойка. На вдохе – сгибание рук с одновременным отведением голени назад. На выдохе внимание не акцентируется.
4. Итог занятия
– Этот комплекс упражнений рекомендуется выполнять на свежем воздухе несколько раз в день. Результат вы почувствуете через 10-14 дней регулярных занятий.
Мне бы хотелось узнать, изменилось ли ваше самочувствие, настроение к концу занятия? Каковы ваши впечатления?
Желаю всем оставаться всегда здоровыми, бодрыми и красивыми! Мне было приятно общаться с вами.
О. А. Кузнецова, ГБОУ СОШ № 484, Санкт-Петербург
Метки: Физическая культура