Тема: «Возможности твоего организма» Сценарий проблемно-эвристического урока. 7 класс
Тема: «Возможности твоего организма» Сценарий проблемно-эвристического урока. 7 класс
Курс: физика и физическая культура
Учебная тема: решение задач на определение работы, мощности, скорости равномерного движения с помощью физических упражнений.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, скамья гимнастическая, плакаты, напольные весы, сантиметр, секундомер, данные обучающихся в беге (30м, 500м – у девушек, 1000м – у юношей).
Компьютерные медиапродукты: авторская презентация, созданная в среде POWER POINT;
Цели урока:
показать взаимосвязь между физической культурой и физикой;
уметь использовать полученные знания и умения на уроках физики к пониманию биофизических функций организма;
использовать их для своего физического развития и сохранения здоровья.
Задачи урока:
- Образовательные – обобщить и систематизировать знания и
умения обучающихся по теме «Работа и мощность»; увидеть связь между физикой и физической культурой; научить применять физические формулы для определения своих физических возможностей; рационально использовать свои знания и умения при формировании здорового образа жизни; способствовать формированию положительной мотивации к изучению физики и занятием физической культурой.
- Развивающие - формировать ключевые компетенции; строить
причинно-следственные связи; анализировать и обобщать информацию; предлагать собственное решение вопроса; расширить общекультурный багаж учащихся; развивать познавательные и творческие способности учащихся, их способность к самообучению; обучить поиску оригинальной идеи решения творческой задачи;
- Воспитательные - формировать коммуникативную компетенцию в условиях групповой работы.
Проблемные вопросы:
– двигательная активность школьников
– силовые возможности организма обучающихся
Тип урока:
интегрированный урок
Форма урока:
проблемно-эвристический урок
Формы обучения:
- фронтальная работа
- групповая работа
- игровые формы: эвристические, организационно-деятельностные
Методы:
- Частично – поисковые
- Проблемно – сообщающие
- Проблемно-эвристические
- Когнитивные (сравнение, анализ, синтез, классификация)
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация |
Организационный. Задача этого этапа – введение в тему урока |
время – 5 мин. |
Знакомство с предметным содержанием темы. Выявить проблемы, классификация проблем |
время 3мин. |
Постановка познавательной задачи 1. Двигательная активность обучающихся |
время 3 мин. |
Решение познавательной задачи 1 Построение логической цепочки «причина-проблема» с помощью практических работ:
Коллективная экспертная оценка результатов под руководством учителя. Общие выводы. |
время 12 мин. |
Постановка познавательной задачи 2. силовые возможности организма обучающихся |
время 3 мин. |
Решение познавательной задачи 2. Построение логической цепочки «причина-проблема» с помощью практических работ:
Общие выводы. |
время 15 мин. |
Итоги занятия. Рефлексия (самооценка). | время 4 мин. |
Карта урока:
Название этапа | Время (мин) | Развитие личностных качеств и психологических процессов | |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | ||
Организационный. |
время 5 мин. |
Внимание |
Аргументированность Точность речи Коммуникативная культура |
Знакомство с предметным содержанием темы. |
время 3 мин. |
Внимание Память |
Аргументированность Точность речи Активность Систематизация данных |
Постановка познавательной задачи 1. |
время 3 мин. |
Внимание |
Активность Рефлексивность |
Решение познавательной задачи 1 |
время 12 мин. |
Внимание Память |
Рефлексивность Аргументированность Ясность речи Активность Анализ Коммуникативная культура Культура эмоций |
Постановка познавательной задачи 2. | время 3мин. | Внимание |
Активность Рефлексивность |
Решение познавательной задачи 2 |
время 15 мин. |
Внимание Память |
Рефлексивность Аргументированность Ясность речи Активность Коммуникативная культура Культура эмоций Любознательность Гибкость Краткость Анализ информации |
Подведение итогов урока |
время 4 мин |
Ход урока:
Учитель физического воспитания: В последнее время много говорят о необходимости улучшать здоровье. Одной из основных безотлагательных мер признается выработка навыков физической культуры. Урок физкультуры не только помогает сохранить здоровье, но и учит, как познать себя, как рационально использовать свои знания и умения в жизни.
Учитель физики: Наш технократический век называют по – разному: век электричества, век авиации, космонавтики, электроники. Все эти названия можно заменить одним – век физики.
Физика – наука об окружающей нас природе. Важным составным звеном ее является наш организм, наше тело. «Познай самого себя» – говорили древние. Познай и свой внутренний духовный, и вполне осязаемый физический телесный мир.
- Измерение расстояния, которое проходит учащийся за сутки.
Домашнее задание:
Ребятам предлагалось подсчитать пройденное расстояние в течение дня (в шагах).
Ученик 1: 13865 шагов
Ученик 2: 13571 шагов
Ученик 3: 11379 шагов
Ученик 4: 2272 шага
На уроке определяем среднюю длину шага.
Измеряется число шагов в классе, укладывающихся в длину класса – n₁:
l₁ = L / n₁, где L– длина класса.
Измеряется число шагов, укладывающихся в две длины класса – n₂:
l₂ = 2L / n₂.
Для этого приглашаются девочка из одного класса и мальчик из другого.
Затем помощники рассчитывают среднюю длину шага:
l = l₁ + l₂ / 2.
Зная среднюю длину шага и количество шагов, можно рассчитать расстояние пройденное учащимся за сутки.
Анализ полученных результатов и сравнение их с расстоянием, которое необходимо проходить в день для нормального развития организма (приложение №2). Из таблицы видно, что перемещения у большинства учащихся значительно меньше нормы. Это говорит о том, что ребята ведут малоподвижный образ жизни.
- Измерение скорости бега.
Зная периметр спортивного зала, число кругов, пробегаемых учащимися и время, рассчитывается скорость по формуле: v = S / t (на доске).
Периметр зала равен , S= 54м, время равно, t = 2,20 мин = 140с.
Скорость равна 0,4м/с.
Перевод значения этой скорости в км/ч. = 1,44км/ч
На доске сравнительная таблица, в которой указаны скорости лыжника, велосипедиста и т. д. и скорость бега учащихся (приложение №3).
Это интересно!
На Евро-2008 российские футболисты пробежали 586,6км, то есть каждый среднестатистический полевой игрок проделал путь 53,4км.
Средняя скорость =6,7км/ч
Соперники россиян в этом матче пробежали 575км, путь игрока 52,3
Средняя скорость =6,5км/ч
Малоподвижный вратарь пробежал за матч 19,9км, т. е
Средняя скорость=7,1км/ч
- Измерение максимальной скорости движения.
Трем представителям от каждой команды раздаются конверты, в которых находятся данные по бегу. Они на доске рассчитывают скорость и переводят значение скорости в км/ч.
В презентации в таблице указаны скорости 7а и 7б класса на дистанциях 30м,500м,1000м, рассчитанные учащимися (приложение №4).
Анализ полученных результатов при беге на различные дистанции
( приложение №5 , №6).
- Работа рук при подтягивании на горизонтальной скамье, одновременно с 3 пунктом.
Показать зависимость работы от массы тела.
Необходимые измерения: длина скамьи, масса тела, длина рук, время.
К доске вызываются по 2 участника от каждой команды (разной массы).
Проводятся необходимые измерения.
Для расчета работы необходимо знать массу тела и длину рук . Работа одного подъема будет равна А=10ml, где m – масса тела, l – длина рук.
Работа нескольких подъемов рук n будет соответственно равна А=10nml, где n – число подъемов (приложение №7).
Результаты записываются на доске.
- Определение мощности, развиваемой руками, при движении по горизонтальной скамье.
Вспомнить формулу мощности при равномерном движении.
Зная массу своего тела, длину скамьи и время движения по скамье без помощи ног, мощность можно рассчитать по формуле: N= 10 mh/ t,
где h – длина скамьи, m – масса тела, t– время движения.
Полученные результаты записать на доске.
В презентации приведена сравнительная таблица мощности бытовых приборов (телевизора, утюга и т. д. ). Можно привести сравнение мощности рук с представленными значениями
( приложение №8).
О. А. Рябова, Е. В. Диденко, МАОУ Краснопутьская СОШ, г. Домодедово, мкр Белые столбы, Московская область
Метки: Физическая культура