Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Средства повышения двигательной активности обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Средства повышения двигательной активности обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Предмет (направленность):

физическая культура.

Возраст детей: 1-12 классы.

Место проведения: спортзал.

Физическое воспитание, применительно к системе специальных коррекционных образовательных учреждений, мы понимаем как учебно-педагогический процесс, направленный на обучение двигательным действиям, на управление развитием физических качеств и на коррекцию двигательных нарушения, имеющихся у учащихся этих школ [4]. Физическое развитие детей с нарушением интеллекта способствует социализации их в обществе, развитию познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации [2].

Особенности развития двигательной сферы у детей с ограниченными возможностями рассматривались многими исследователями (В. М. Мозговой, Н. А. Козленко, Р. Д. Бабенкова, А. А. Дмитриев и др. ). Двигательная сфера детей с нарушением интеллекта имеет множество особенностей (неловкость движений, недостаточная координация движений, повышенная утомляемость, неумение вносить в движения поправки и т. д. ). Недостатками в развитии основных движений у школьников с ограниченными возможностями здоровья: неточность движений в пространстве и во времени, неумение выполнять ритмичные движения, грубые ошибки при дифференциации мышечных усилий, низкий уровень развития функции равновесия, ограниченные амплитуды движений в беге, прыжках, метании [1, 3, 5].

Коррекционные задачи уроков физкультуры состоят в компенсации деятельности всех физиологических систем организма, включая нервную систему, опорно-двигательный аппарат, а так же улучшение деятельности сердечнососудистой, дыхательной систем, нормализации тонуса мышц, улучшение подвижности в суставах, формирование вестибулярных реакций, статистического и динамического равновесия, ориентировки в пространстве.

При проведении уроков физкультуры в школе-интернате г. Нефтеюганска мы учитываем тяжесть и характер двигательных нарушений, особенности формирования двигательной сферы, возраст, гендерные различия школьников с умственной отсталостью. С помощью средств физической культуры осуществляем системный подход к решению коррекционных задач.

На уроках физической культуры Нефтеюганской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида нами применяются самые разнообразные средства, с помощью которых педагог оказывает воздействие на учащихся, которые можно дифференцировать на две группы:

1. Средства общего педагогического воздействия, которые применяются и на других школьных уроках: слово, средства наглядности и личный пример учителя;

2. Средства физического воспитания, использующиеся на уроках физкультуры: физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы [4].

Такое могущественное средство педагогического воздействия, каким является слово, применительно к урокам физической культуры в школе VIII вида используется в виде дидактического рассказа, беседы, инструктирования, сопроводительного пояснения, распоряжений, команд и словесных оценок.

Словесные оценки имеют существеннейшие значение, так как способствуют правильной самооценки и самоконтролю учащихся, кроме того, являются эффективным средством поддержания интереса у учащихся к выполнению физических упражнений.

На занятиях мы используем следующие виды показа физических упражнений:

Показ может быть фронтальным – учитель стоит лицом к учащимся, когда основное движение данного упражнения выполняется в лицевой плоскости;

-саггитальным – учитель стоит боком к учащимся;

-зеркальным;

-(крайне редко) показ – стоя спиной к ученикам.

Показ может проходить на возвышении; в нем могут участвовать наиболее подготовленные учащиеся с нарушением интеллекта, используются поясняющие жесты. Показ физических упражнений возможен и с помощью опосредованной наглядности (рисунки, фотографии и т. д. ) [4].

Ввиду того, что учащиеся с нарушением интеллекта склонны к подражанию, очень большое значение имеет личный пример учителя. Это относится как к его внешнему виду, так и к особенностям его физической подготовки.

К средствам физического воспитания так же относятся естественные силы природы и гигиенические факторы.

Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) являются важными средствами укрепления здоровья и повышения работоспособности. "Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!" является нашим девизом. В процессе физического воспитания детей с умственной отсталостью, эти природные силы используются как условия, усиливающие эффект от выполнения физических упражнений, а также в специальных оздоровительных процедурах (солнечные и воздушные ванны, сеансы закаливания). При этом оздоровительными факторами являются солнечная радиация, аэроионизация и улучшающаяся терморегуляция организма умственно отсталых детей. Оздоровительные силы природы очень важны в условиях проживания нашего региона [1].

Дополнительным средством физического воспитания учащихся школы VIII вида являются гигиенические факторы, сведения о которых дозированно сообщаются им в процессе уроков физической культуры, а в отдельных случаях и формируются соответствующие умения и навыки, которые непосредственно отражают специфику процесса физического воспитания.

Одним из главных средств коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития детей мы используем физические упражнения. Использование физических упражнений определяется большой ролью движений во всей жизнедеятельности ребенка.

При различных дефектах в развитии организм детей находится в неблагоприятных условиях не только из-за нарушения тех или иных функций, вызванных патологическим процессом, но и вследствие вынужденной гипокинезии, ухудшающей состояние организма и способствующей заболеванию. Выход из этого может быть только один: своевременное применение физиологически обоснованных физических нагрузок.

Таким образом, в процессе физического воспитания школьников с нарушением интеллекта необходимо руководствоваться тем, что активная двигательная деятельность ребенка способствует развитию всех зон коры больших полушарий мозга, содействует улучшению координации межцентральных связей, формированию двигательных взаимодействий, повышению умственной работоспособности.

Если занятия физическими упражнениями для человека, у которого нет двигательных недостатков – условие активного общего развития, то для детей с нарушением интеллекта физическая культура является одним из основных средств устранения отклонений в их двигательной сфере. Поэтому привлечение школьников с нарушением интеллекта к активным занятиям физической культурой, основано на привлечении интереса и положительного влияния занятий спортом на организм ребенка.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

Бабенкова, Р. Д. , Юрковский, Б. И. , Захарин, В. И. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе. – М. : Просвещение, 1977.

Бабенкова, Р. Д. Пути исправления дефектов моторики и физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания. М. , 1963.

Дмитриев, А. А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. –28. 4. Матвеев, А. П. , Мельников, О. Б. Методика физического воспитания с основами теории. – М. , 1991.

Мозговой, В. М. Характеристика двигательных нарушений у умственно отсталых учащихся // Дефектология. – 1993. – №3.

Метки: Физическая культура