Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Методическая разработка «Спортивные и подвижные игры как основной компонент повышения двигательной активности учащихся»

Методическая разработка «Спортивные и подвижные игры как основной компонент повышения двигательной активности учащихся»

За последние годы уровень здоровья подрастающего поколения нашей страны резко снизился, проявились как факторы ухудшения экологической обстановки, так и факторы экономические. Все большее количество детей имеют ограничения к занятиям физической культуры или освобождение от уроков. Заболевания учащихся самые разные. Это близорукость, астма, сахарный диабет и т. д. На фоне таких удручающих факторов как никогда встает вопрос о развитии двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. С помощью двигательной деятельности, организованной посредством физических упражнений и других средств физического воспитания можно в широком диапазоне изменять функциональное состояние организма. Воспитывая физические качества, достигают, при известных условиях, существенного изменения степени и направленности их развития. Это выражается в прогрессировании тех или иных двигательных способностей (силовых, скоростных, координационных и т. д. ), повышении работоспособности, укреплении здоровья и в других показателях совершенствования естественных свойств организма. Развитию физических качеств придается направленный характер, что и позволяет говорить об управлении их развитием.

Роль двигательных умений в спортивных играх может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без последующего перевода их в навыки. Например, в ряде случаев материал школьной программы по спортивным играм должен быть усвоен на уровне умения.

Целью физического воспитания в школе является содействие формированию всесторонне развитой личности в процессе физического совершенствования. Всестороннее развитие личности это овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, систематические занятия физическими упражнениями, знания в области физической культуры.

Достижение этой цели обеспечивается решением задач, направленных на:

Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;

Развитие двигательных способностей;

Обучение жизненно важным умениям и навыкам;

Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств,

психических процессов и свойств личности;

Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

Формирование здорового образа жизни.

Средства физического воспитания, как правило, применяются в комплексе: физические упражнения и природные факторы ( солнце, воздух, вода).

1. Сущность процесса формирования двигательных умений и навыков при игре.

Деятельность занимающихся в процессе обучения двигательным действиям но­сят учебно-познавательный характер.

Под концепцией обучения понимается совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенности деятельности обучающихся и обучаемых в ходе его осуществления. Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из его сторон – физическое образование, под которым понимается «системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ним знаний». Широкий диапазон физиологического воздействия игр на организм занимающихся в сочетании с не сложными правилами и посильными игровыми приемами позволяют в средней школе заниматься этими доступными играми, начиная уже с 5-го класса. Постоянные упражнения с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировки в пространстве.

Частая смена игровых ситуаций развивает способность быстро овладевать новыми движениями и мгновенно перестраивать двигательную деятельность. По мере овладения приемами игры координационные трудности, с которыми сталкивается учащиеся постепенно повышаются: требуется более высокая точность движений, их взаимная согласованность, умение реагировать на внезапные изменения обстановки. Необходимость многократного выполнения приемов, доведение их до автоматизма требует от учащихся проявление выносливости, то есть умение противостоять утомлению. В связи с этим важное значение имеет воспитание волевых качеств, умение заставлять себя продолжать работу заданной интенсивности. Занятия играми развивают в основном скоростную и прыжковую выносливость, то есть способность совершать быстрые движения в течение длительного времени.

В процессе игровой деятельности у занимающихся возникают положительные эмоции: интерес к игре, жизнерадостность, бодрость, инициативность, желание победить. Игры требуют максимального проявления физических возможностей, волевых усилий, умение пользоваться приобретенными навыками.

Наибольшее значение имеют высоко развитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. При овладении техникой какого-либо действия в начале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык. Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, то есть способами управления со стороны сознания человека.

Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; при творческом мышлении в процессе построения новой системы движений. Под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, которое характеризуется сознательным управлением движения, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов.

Овладение двигательным действиям осуществляется в следующей методиче­ской последовательности.

1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации.

2. Формирование знаний о сущности двигательного действия.

3. Создание полноценного представления об изучаемом достижении на каждой опорной точке:

Зрительный образ двигательного действия, возникаемый на основе опосредованного или непосредственного наблюдения;

Логический образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, комментарии, анализе;

Двигательный образ, создаваемый на основе двигательного опыта, либо на тех ощущениях, которые у него возникают при выполнении подводящих упражнений.

4. К выполнению двигательного действия в целом приступают, когда сформированы необходимые знания и представления. При завершении попытки вы­полнить действие следует анализ и оценка его выполнения и постановка задач по совершенствованию действия при следующей попытке.

Двигательное действие, сформированное путем многократного повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двигательный навык.

В начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действи­ем,

Существенную роль в формировании и закреплении двигательного навыка играют анализаторы: проприоцептивный, вес­тибулярный, слуховой, зрительный, тактильный. При помощи интегральной подготовки учащиеся учатся максимально реализовывать специфическое для спортивной игры и спортивной деятельности все то, что «нарабатывается» в процессе обучения . Содержание и структура игровой деятельности является фактором для построе­ния структуры обучения двигательному навыку и обеспечения системы взаимосвязей компонентов с тем, чтобы они проявлялись эффективно, целостно в соревновательной деятельности.

В процессе обучения двигательным действиям ставится задача научить управ­лять своими действиями. Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа:

1. Этап начального разучивания.

Цель – сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и до­биться его выполнения в общих чертах.

Основные задачи:

– сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном дейст­вии и способе его выполнения.

– создать двигательные представления по основным опорным точкам путем ос­воения подводящих упражнений изучаемого действия.

– добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах.

– предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательно­го действия.

Решение этих задач решается поочередно.

Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия за­висит от:

степени сложности техники изучаемого действия;

уровня подготовленности занимающегося;

их индивидуальных особенностей;

возможности использования положительного эффекта переноса навыков

2. Этап углубленного разучивания.

Цель – сформировать полноценное двигательное умение.

Основные задачи:

уточнить действие во всех основных опорных точках, как в основе, так и в де­талях техники;

добиться целостного выполнения двигательного действия на основе созна­тельного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники;

устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.

Данные задачи могут решаться одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения.

3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.

Цель – двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования. Основные задачи:

добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия;

довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты тех­ники;

добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования;

обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны.

Таким образом, в целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упражнения, повторение в форме соревнования на качество выполнения и результат, в игровой форме и др.

Неосознанное выполнение упражнения – одна из основных причин, которая не позволяет добиться успехов в спортивных играх.

П. Ф. Лесгафт указывал, что задачи физического образования состоят в том, чтобы научить учащихся «приучиться с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу». Он протестовал против механического усвоения знаний и навыков, обосновал необходимость глубоко осмысленного обучения двигательным действи­ям. Механическое усвоение приводит к тому, что человек действовать будет необ­думанно, не сумеет применять полученный навык в конкретном случае.

На практике в ряде случаев целесообразно знакомить с упражнением, начиная с показа, сопровождая его словом, или давать объяснение после окончания показа.

Давая школьникам объективные научные знания, необходимо воспитывать все­сторонне образованных людей. Как писал А. В. Луначарский, человек, который знает основы и выводы и в технике, и в медицине, и в праве, и в истории, и т. д. , действи­тельно образованный человек. «Нам надо научить подрастающее поколение учиться самостоятельно овладевать знаниями», писала Н. К. Крупская.

Давая рекомендации по реализации принципа сознательности, русский дидакт М. Н. Скаткин предлагает при обучении всем дисциплинам использовать решение учащимися познавательных и практических задач. Физические упражнения оказывают большое влияние на развитие костно-мышечной системы. Наиболее целесообразно упражнять мышцы при оптимальных нагрузках, равных примерно 2/3 максимальных, с помощью упражнений, выполняе­мых в среднем темпе.

Основной путь формирования ловкости и координации движений – обучение незнакомым разнообразным двигательным действиям. Систематическое выполнение новых движений (бег с изменением направления, подвижные игры), делает зани­мающихся более ловкими и координированными.

Установлено, что много­кратное выполнение одного и того же упражнения с максимальной скоростью при­водит к образованию двигательного динамического стереотипа. Упражнения для выработки быстроты часто меняют, используют прыжки без отягощения и с отяго­щением, упражнения с набивными мячами, гантелями.

Для формирования гибкости используют упражнения на растягивание, многократные упражнения на гибкость сериями, по нескольку повторений с постепенным увеличением амплитуды движений через 3-4 месяца дают ощутимые сдвиги.

Наи­больший прирост силы достигается при упражнениях со снарядом, масса которого составляет 80 – 90% от максимальной для занимающегося. Постепенное увеличение массы отягощения и быстроты перемещения тяжести повышает уровень развития силы, увеличение же количества повторений упражнения – силовую выносливость. Вырабатывается выносливость при выполнении скоростно-силовых упражнений се­риями.

Учащиеся должны знать, что от свойств их нервной системы зависит быстрота и прочность овладения двигательными навыками, а степень функциональных изменений в организме от величины нагрузки, методов проведения занятий, типологи­ческих особенностей нервной системы. Большую роль играют инертность возбуж­дения и сила процесса возбуждения. Кроме того, двигательная способность опреде­ляется особенностями не только мышечной, но и нервной, дыхательной и сердечно­сосудистой систем. Двигательный навык будет усваиваться быстро и хорошо, если учащимся до за­нятия объяснить, что они должны запомнить разучиваемое упражнение и при каких условиях, где и когда его надо будет повторить.

Таким образом, исследования последних лет доказали, что регулярные занятия играми улучшают память, помогают сосредоточивать внимание, улучшают точность оценки выполненной физической и умственной работы.

2. Характеристика и правила техничного выполнения физических упражнений

В процессе совершенствования физических качеств изыскивают рациональные способы выполнения двигательных действий. В каждом произвольном двигатель­ном акте есть двигательная задача, осознаваемая как желательный результат дейст­вия, способ, при помощи которого она решается. Одна и та же двигательная задача может быть решена несколькими способами (выбор места для приема мяча), причем среди них есть более и менее эффективные. Способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с большей эффективностью, принято называть техникой физических упражнений. Понятие «техника» относится к эффективным формам физических упражнений, ра­ционально построенным с учетом закономерности движений. Степень эффективно­сти техники физических упражнений в каждый момент относительная, так как сама техника не остается неизменной. Она беспрерывно совершенствуется и обновляется, становясь эффективной как у отдельного обучаемого (по мере совершенствования его двигательных умений и навыков), так и в целом (по мере научного познания за­кономерностей движений, совершенствования методов обучения физическим уп­ражнениям и формирования физических качеств).

Прогресс техники физических упражнений обусловлен совершенствованием спортивного инвентаря, одежды, оборудования, что постоянно приводит к появле­нию эффективных форм упражнений. Различают основу техники движений, ее главное звено и детали. Для характеристики техники физических упражнений ключевое значение имеет понятие «структурная основа системы движений», которая подразумевает законо­мерный и устойчивый порядок объединения элементов системы движений в составе двигательного акта.

При анализе техники физических упражнений в познавательных и практиче­ских целях принимают во внимание признаки, характеризующие рациональные движения и их соединения (технические характеристики движений), имеющие зна­чение для физического обучения и воспитания.

Важна рациональная поза в процессе выполнения упражнения (стойки). Она помо­гает поддерживать статическое и динамическое равновесие тела, целесообразно ко­ординировать движения, эффективно проявлять силовые и другие физические каче­ства.

Существенную роль в технически правильном выполнении физических упражнений играет целесообразное управление движениями в пространстве. Регу­лировать движения в определенных пространственных параметрах наряду с совер­шенствованием «чувства пространства» («чувства расстояния» и «чувства высоты»).

Временные характеристики используются в биомеханике, где движения харак­теризуются во времени моментами, длительностью и темпом (частотой повторений или количеством движений в ед. времени).

Пространственно-временные характеристики в реальных проявлениях не разде­лимы. Их соотношение выражается в величинах скорости и ускорения, придаваемых звеньям двигательного аппарата. Технику физических упражнений характеризует целесообразное сочетание и регулирование скоростей движений в процессе двига­тельных действий.

Динамические характеристики используются в биомеханике. Биомеханические силы, с помощью которых совершаются движения человека, принято подразделять на внутренние (силы активного сокращения, растягивание мышц и связок), и внеш­ние (силы реакции опоры, силы сопротивления внешней среды, инерционные силы перемещаемых предметов). Взаимодействия этих компонентов составляет силовую или динамическую, структуру двигательных действий.

Таким образом в результате систематических упражнений устанавливаются оп­тимальная степень нарастания и спада усилий, а так же рациональное соотношение длительности фаз напряжения и расслабления, что позволяет оптимизировать режим мышечной деятельности, целесообразно использовать внутренние и внешние силы движений.

В периоды становления личности особенно необходима регулярная двигательная активность, которая способствует не только более мягкому протеканию переходных процессов, но и правильному формированию двигательных качеств.

В связи с этим возникает необходимость усиления внеклассной работы по физическому воспитанию как главного фактора совершенствования личности школьника. Необходимо увеличить количество занятий по физическому воспитанию не только на уроках, но и во внеурочное время через школьные кружки и секции спортивной направленности. Общими задачами этих занятий должны быть:

укрепление здоровья и закаливание организма;

всестороннее физическое развитие;

привитие учащимся устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;

воспитание морально– волевых и поведенческих качеств;

стремление к высоким спортивным достижениям.

Для определения уровня развития физической подготовленности проводят тестирование. Которое проходит в два этапа (в начале и конце учебного года). Уровень физической подготовленности определяется по следующим показателям: бег 1000 м. , прыжок в длину с места, подтягивание, поднимание туловища за 30 сек (см. приложение Таблица 1-4). На основе результатов тестирования можно сравнить подготовленность учащихся, осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением занимающихся, выявлять преимущество и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий, обосновать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности детей и подростков. Каждый школьник должен знать свой уровень физического развития и двигательной подготовленности, и в связи с этими параметрами прокладывать пути к систематическим занятиям физическими упражнениями, а главное привлечь занимающихся к занятиям спортом.

Для закрепления физических умений и навыков, необходимых учащимся используется игровой метод, который придаёт занятиям эмоциональную окраску, соревновательный характер, так как положительные эмоции – это важнейший фактор влияния на личность ребёнка. Именно в эти периоды жизни закладываются базовые ценности организма.

3. Подвижные игры для учащихся начальных классов как одно из средств повышения двигательной активности.

Подвижные игры как исторически обусловленное общественное явление с давних пор составляют неотъемлемую часть жизни человека.

Ещё в древние времена игры носили не только развлекательный характер, но и лечебный. Считали, что лучшее лекарство от всех недугов. Один из величайших медиков древности – римский врач Клавдий Гален прописывал своим пациентам вместо лекарств игру в мяч. В настоящее время подвижные игры входят в школьную программу, они проводятся на уроках физкультуры, на переменах, в группах продлённого дня, во внеурочное время (кружках и секциях).

Подвижные игры – это наиболее доступное и эффективное средство воздействия на ученика при его активном участии. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому – особенно привлекательным. Преимущество подвижных игр перед физическими упражнениями в том, что они всегда стимулируют двигательную активность, связаны с инициативой, фантазией детей и не надоедают им благодаря своему занимательному характеру. Самые простые подвижные игры воспитывают у ребёнка чувство коллективизма, вырабатывают волю, характер, сообразительность, самообладание, умение сдерживать свои порывы, творческую инициативу, находчивость. Они способствуют и умению быстро ориентироваться в окружающей действительности. Игры, вынуждая мыслить наиболее рационально, мгновенно реагировать на действия соперника и партнёра, способствуют умственному развитию детей. Подвижными играми можно заниматься не только на больших спортивных площадках, но и на любой ровной площадке, в небольшом помещении. Они не требуют дорогостоящего инвентаря, сложных правил, специальной тактической и технической подготовки.

Благодаря разнообразности подвижные игры привлекают всех детей независимо от возраста, способностей и подготовки, и являются подлинно массовым, общедоступным средством их физического и нравственного воспитания.

Младший школьный возраст – один из ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития и воспитания, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные морально-волевые и поведенческие качества. В это время происходит становление двигательных качеств: быстроты, ловкости, выносливости, силы. Учащихся привлекают те упражнения, которые им интересны и понятны.

Игры в начальных классах занимают основное место. Ученики в этом возрасте хорошо владеют всеми естественными движениями, необходимыми в играх (бег, прыжки, ходьба). Игры подбираются по принципу «от простого к сложному». Физическую нагрузку нужно строго регулировать длительностью игры. Она должна быть небольшой, а игры с бегом и прыжками следует прерывать короткими интервалами отдыхать, где необходимо рассказывать о правах и обязанностях капитанов команд и судей, объяснять способы выбора водящих, правила подведения итогов игры.

По количественному составу подвижные игры различаются на индивидуальные и коллективные. В индивидуальных играх каждый играющий намечает свои планы, устанавливает наиболее интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменяет их. Коллективные подвижные игры подразделяются на два основных типа – игры без разделения на команды и игры с разделением на команды.

Ещё Платон говорил о том, что дети до 10 лет должны развиваться в основном физически, и тогда в дальнейшем им не понадобятся доктора.

Подвижные игры для учащихся 1– 4 классов

Игра: «Гонка с выбыванием»

С помощью флажков размечается круг диаметром 9-12 м. и на нём проводится линия старта– финиша. По сигналу все участники игры одновременно начинают бег по внешней стороне круга против часовой стрелки. После каждого круга (или двух кругов) из игры выбывает тот участник, который последним пересёк контрольную линию старта. Постепенно менее выносливые выбывают. Победителем объявляется тот кто остаётся лидером, т. е. самый выносливый и быстрый игрок.

Игра: «Челнок»

Участники распределяются на две команды и становятся на противоположных сторонах площадки (рис. 1). Между ними проводится средняя линия старта. Капитаны по очереди посылают своих игроков к средней линии, от которой они должны совершить прыжок. Заранее устанавливается, что игроки одной команды будут прыгать (с места толчком двумя ногами) вправо, а игроки другой команды – влево от средней линии.

После начала игры, т. е. после прыжка первого игрока, отмечается (мелом, кубиком) место его приземления на пятки.

Игрок возвращается в свою команду, а с отметки его приземления в обратную сторону, т. е. к средней линии, прыгает игрок из команды противника. Длина его прыжка тоже отмечается, после чего в игру вступают вторые номера и т. д. Если последнему игроку удалось перепрыгнуть через среднюю линию. Его команда побеждает. Если не удалось, то она проигрывает. Перед прыжком заступать среднюю линию запрещается. Если игрок после прыжка отклонился назад и коснулся ногой, рукой или туловищем площадки, то по этой почки касания и отмечается длина его прыжка. Игру можно проводить, совершая с места тройные прыжки. Принцип определения победителя тот же.

Игра: « В горизонтальную мишень»

На земле, в 10-12 шагах от линии метания, чертиться мишень с концентрическими кругами (рис. 2). Играющие, разделяются на две команды, располагаются за стартовой чертой.

Метать начинают по очереди сначала игроки одной команды, а затем другой. Чем дальше находится окружность, в которую попало ядро (набивной мяч), тем больше набирает метатель. Сумма очков определит команду-победительницу и игрока чемпиона. Падение ядра (набивной мяч) за пределами круга не оценивается. Приземление снаряда на черте круга оценивается по меньшему результату.

Игра на внимание: «Группа смирно!»

Задачи: воспитание внимания, находчивости, культуры поведения, развития координации зрительного, слухового и моторного анализаторов (рис. 3).

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание: играющие стоят в одной шеренге. Педагог, стоя лицом к детям, подает различные строевые команды, которые они должны выполнять, услышав слово «группа». Тот, кто ошибся, делает шаг вперед и продолжает играть.

После второй ошибки делает еще один шаг вперед и т. д.

Правила: игра продолжается 3 мин.

ОМУ: После окончания игры отмечаются самые внимательные т. е. те, кто остался на исходном положении. Шаг вперед делают и те ребята, которые своевременно не выполнили правильную команду. Вместо шага вперед можно начислять штрафные очки. Победителями становятся те участники, которые наберут наименьшее количество штрафных очков.

Игра на развитие быстроты: «Второй лишний»

Задачи: развитие быстроты реакции, ловкости, ориентировки в пространстве, скорости (рис. 4).

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, рекреация, площадка.

Содержание: дети образуют круг на расстоянии двух шагов друг от друга. Два игрока находятся вне круга. Один из них ловит другого. Убегающий может в любой момент встать впереди одного из игроков и тогда оказавшийся сзади становится убегающим. Если убегающий будет настигнут, он становится водящим.

Правила:

– водящим нельзя дотрагиваться до игроков, стоящих по кругу;

– водящим не разрешается долго бегать – убегающий по возможности должен быстрее стать впереди любого игрока;

– водящим разрешается бегать только вне круга и вблизи его;

– как только убегающий вбежит в круг, он должен сейчас же встать к кому-нибудь впереди. Игрок, нарушивший это правило, становится догоняющим;

– если догоняющий долго не может поймать убегающего, назначается другой играющий.

ОМУ: бегать нужно в ту и другую сторону по кругу. Следует отметить лучших убегающих и догоняющих игроков. Содержание игры можно изменить при старте введением различных исходных положений.

Игра: « Два дома»

Задачи: развитие внимания, координационных способностей, воспитание ловкости, смелости (рис. 5).

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка.

Содержание: отмечается средняя линия, от которой на расстоянии 30 м в каждую сторону чертятся линии – дома. Играющие делятся на две команды и выстраиваются в две шеренги на средней линии, каждая команда ближе к своим линиям. По сигналу учителя «домой»! учащиеся бегут в свои дома.

Правила: выигрывает команда, игроки которой раньше пересекут линию дома.

ОМУ: к судейству привлекаются освобожденные учащиеся. Игра начинается только по команде учителя.

Игра: «Перестрелка»

Задачи: развитие быстроты реакции, координации и скорости движений, умения ориентироваться в пространстве и быстро приспосабливаться к новым условия, воспитание выносливости, выдержки, терпения меткости (рис. 6).

Инвентарь: мяч.

Место: спортивный зал, площадка.

Содержание: в середине площадки размером 6-10 м проводится линия. По противоположным сторонам, параллельно средней линии, чертятся линии плена на расстоянии 1-1,5 м от стены, образуя «коридор плена». От средней линии «коридор плена» находится на расстоянии 6-10 м. Команды выбирают капитанов, и игра начинается. Учитель подбрасывает мяч на средней линии между капитанами. Каждый из них старается отбить мяч в сторону своих игроков. Получив мяч, игрок стремится попасть им в противника, не заходя за среднюю линию. Тот, в свою очередь, старается увернуться. Но если он запятнан, он переходит за линию плена противника и находится там до тех пор, пока свои игроки не перебросят ему мяч в руки. Он должен выбить игрока другой команды. Тогда после этого он возвращается в игру в своей команде.

Правила:

– нельзя игрокам обеих команд заступать среднюю линию;

– если мяч попал в игрока и он его поймал, то кто этот мяч бросал идет в плен к противнику;

– если мяч попадает в пол, а затем в игрока то этот игрок в плен не идет.

Побеждает та команда у которой меньше игроков осталось в плену у противника. Играют 15 минут.

Игра: «Охотники и утки»

Задачи: развитие координации движений, быстроты реакции, внимания, меткости (рис. 7).

Инвентарь: мяч.

Место: спортивный зал, площадка.

Содержание: играют две команды: «охотники» и «утки». Посередине зала чертятся две линии на расстоянии 8-10 м одна от другой.

«Охотники» выстраиваются за начерченными линиями, разделившись пополам. «Утки» произвольно распределяются в прямоугольнике. По сигналу преподавателя «охотники» перебрасывают мяч в разных направлениях, неожиданно бросая его в «уток». «Утки», бегая и прыгая, увертываются от мяча. Задача «охотников» – «подстрелить» всех «уток». Задача «уток» – избежать этого. Игра заканчивается когда все «утки» будут «подстрелены». Играющие меняются ролями, и игра продолжается.

Правила: бросая мяч, «охотники» не должны переступать за линию. Если в «утку» попал мяч, отскочивший от пола, «подстреленной» она не считается. Если «утка», увернувшись от мяча, выбежала за линию, она считается «подстреленной». За время игры отмечаются игроки, «подстрелившие» больше «уток».

Игра: «Мостик и кошка»

Игроки двух команд строятся у линии старта в колонны. Перед ними в 5 – 10 м чертятся 2 круга диаметром 1,5м. По сигналу первые номера выбегают вперёд и, оказавшись в первом круге, делают «мост». Затем вперёд устремляются вторые игроки команды. Они пролезают под «мостом» и бегут в дальний круг, где принимают упор стоя согнувшись (выгнув спину, как «кошка»). После этого первые номера бегут в дальний круг и пролезают между руками и ногами партнёра. Затем обе пары, взявшись за руки, бегут к своей команде.

Как только пара пересечёт линию старта, вперёд выбегает третий, а затем четвёртый номер команды, а прибежавшие встают в конец колонны. Когда пара, начинавшая игру, снова окажется впереди, игроки меняются ролями, т. е. второй номер делает «мост», а первый – упор стоя согнувшись.

Игра заканчивается, когда пара, начинавшая эстафету, снова окажется впереди. За нарушение техники выполнения упражнения в кругу или преждевременный старт команде начисляется штрафное очко.

Игры с элементами волейбола: «Пионербол»

Игры на волейбольной площадке, высота сетки 2 м. Игроки располагаются, как при игре в волейбол (рис. 13). Судей двое: один следит за игрой, другой ведёт счёт. По свистку судьи игрок одной из команд бросает мяч одной рукой через сетку с места; задача игроков другой команды – не дать мячу упасть на пол. Игрок, поймавший мяч, должен с места или, сделав не более трёх шагов, бросить мяч одной рукой или двумя руками на сторону противника.

Он может также разыграть мяч между игроками своей команды. Для этого он бросает мяч другому игроку, а тот должен либо бросить мяч на сторону противника, либо передать его третьему игроку. Третий игрок обязан перебросить мяч через сетку. Соперники разыгрывают мяч на тех же условиях. Игра продолжается, пока одна из команд не допустит ошибку. Тогда мяч переходит другой команде. Команда набравшая 10 очков, выигрывает партию. Побеждает команда, выигравшая две партии из трёх. После каждой партии команды меняются местами.

Правила: команда проигрывает очко, если игрок выронил мяч из рук в ходе партии или если не пойманный мяч падает за пределы площадки. Мяч предаётся другой команде, если после подачи он коснулся сетки или в ходе игры отскочил от сетки и упал. Однако пойманный от сетки и упал. Однако пойманный от сетки мяч приравнивается к одному пасу, поэтому завладевший мячом должен сделать третий, последний, пас партнёру либо сам бросить его через сетку.

Игры с элементами баскетбола: «Мини-баскетбол»

Игра проводится на баскетбольной площадке. Играющие дети делятся на две равные (по числу игроков команды) и выстраиваются одна против другой у боковых линий в правом углу (рис. 14). Стартовой чертой служит лицевая линия. Впереди стоящие игроки встают у стартовой черты и получают по мячу. Остальные стоят сбоку от них за боковой линией.

По команде руководителя «Старт!» первые игроки бегут вперёд, при этом ударе мяч об пол, а добежав до щитов, стоящих на противоположной стороне, немедленно ударяют мячом о щит или забрасывают мяч в корзину, возвращаются обратно, ведя мяч также, ударами об пол, до середины поля, до середины поля, откуда передают мяч очередному игроку. Следующие игроки в командах переходят стартовую черту (у лицевой линии) и, поймав мяч, выполняют тоже задание. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не выполнят установленного задания.

Правила: выигрывает команда, быстрее закончившая игру, допустившая меньше ошибок или не имеющая их совсем. Если команда закончила игру позже, но допустила значительно меньше ошибок, то она считается победительницей. С мячом бежать нельзя, его следует вести, ударяя об пол. Штрафные очки за допущенные ошибки подсчитываются в конце игры.

Дартс

Правила игры

Мишень устанавливается на высоте 1,73 м от пола на расстоянии 2,37м от линии броска. Соревнования проводятся отдельно среди мальчиков и девочек по упрощённым правилам. Игроки по очереди бросают 3 дротика в мишень. Для определения очередности каждый игрок или один из игроков команды бросает по очерёдности по дротику. Попавший ближе к центру мишени начинает игру. Участникам даётся 3 пробных и 3 зачётных броска. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных очков. В случае равенства очков у двух или более участников назначается дополнительная серия из трёх бросков.

1V. Спортивные игры для учащихся среднего звена

В системе физического воспитания спортивным играм отводится важное место. Включены они и в программы по физической культуре в общеобразовательной школе. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, волейбол или футбол ( для мальчиков). Спортивные игры имеют большое оздоровительно – гигиеническое значение. Обучение сложной технике игры основывается на приобретённых в начальной школе простейших умениях обращения с мячом. С 5 класса начинается систематическое обучение технико – тактическим действиям спортивных игр. Необходимо стремиться согласовывать индивидуальные и простые командно – технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча), специальным, постепенно усложняющимся игровым упражнениям. Игровые упражнения и формы занятий содействуют самостоятельным занятиям спортивными играми. Подростковый возраст – это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств: силы, быстроты, гибкости, выносливости, скоростно – силовых и координационных способностей, к системной занятости физическими упражнениями и спортом.

В 8 – 9 классах основное внимание уделяется тренировочной направленности занятий по разностороннему развитию физических качеств. Продолжается начатая на предыдущих ступенях работа по закреплению у учащихся потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями. Правильно организованные занятия с учащимися содействуют формированию растущего организма, гармоничному развитию занимающихся. Игры служат прекрасным средством активного отдыха для тех людей, которые заняты умственной деятельностью.

Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом, создают возможности для развития координационных способностей: ориентированию в пространстве, быстроты реакций и перестроение двигательных действий, воспроизведение и оценивание пространственных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в комбинации. Спортивные игры – это физические упражнения переменной интенсивности, сочетающие быструю ориентировку и своевременную реакцию игроков на постоянно изменяющуюся обстановку. Отличительные особенности спортивных игр обусловлены спецификой игровых и соревновательных действий. В командных играх выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные игроки. Следовательно, благодаря спортивным играм, решается важнейшая задача – воспитание коллектива, способности жертвовать собственными интересами ради командной победы.

Спортивные игры вызывают положительные эмоции – чувство бодрости, радости, удовольствия, влияют на формирование характера занимающихся.

Эти игры помогут правильно развивать свои физические качества. Это необходимо не только для общего физического развития, но и для овладения техникой любого вида спорта.

Базовые виды спорта школьной программы для учащихся с 5-9 классы

Баскетбол

Это спортивная игра с нестандартными движениями и работой переменной мощности. Она требует от юных спортсменов автоматизации двигательных навыков, высокой подвижности нервных процессов и совершенной деятельности анализаторов.

Правила проведения соревнований

В баскетбол играют две команды, по 5 человек в каждой. Целью игры явля­ется овладение мячом и забрасывание его в корзину соперника. Баскетболь­ная площадка представляет собой прямоугольник длиной 28 м и шириной 15 м.

Игра начинается с разыгрывания мяча в центральном круге. Спорящие игро­ки не имеют права ловить мяч, а только отбивают или скидывают его партнеру. Игрок не имеет права сделать больше одного шага с мячом в руках. Игроки имеют право вести мяч только одной рукой. Если мяч после ведения пойман, снова вести мяч не разрешается. Выполнять бросок имеет право любой игрок нападающей команды, при неудачном броске отскочившим мячом овладеть имеют право игроки любой команды. Для того чтобы выполнить бросок, коман­де предоставляется 24 с. При нарушении этого правила (если бросок не выпол­нен) мяч передается другой команде. В течение 8 с команда, владеющая мячом, должна перейти из зоны защиты в зону нападения. Если игрока толкнули во время выполнения броска или ударили по руке и мяч в кольцо не попал, он по­лучает право на пробитие двух штрафных бросков. Если нарушение во время броска совершено за линией 3-очкового броска (6,25 м), то за нарушение пра­вил назначается 3-очковый штрафной бросок. Игрок, получивший пять персо­нальных замечаний, автоматически выбывает из игры.

Остальные нарушения правил, которые не рассматриваются как фол, явля­ются просто ошибками: бег с мячом в руках (пробежка), ведение двумя рука­ми, повторное ведение (двойное ведение), выбивание мяча за пределы пло­щадки, игра ногой.

При ошибках или фолах, которые не влекут за собой на­значения штрафного броска, игра возобновляется вбрасыванием мяча из-за боковой линии.

После результативного броска с игры или штрафного броска мяч вводится в игру участниками противоположной команды из-за лицевой линии. За результа­тивный бросок команде присуждается два очка, за штрафной бросок – одно очко. За результативный бросок из-за дуги радиусом 6,25 м присуждается три очка. Побеждает та команда, которая набрала больше очков.

Игра продолжается четыре периода, по 10 мин каждый. Регистрируется только чистое время. В случае ничьи назначается 5-минутный дополнительный период. Перерыв между первым и вторым, третьим и четвертым периодами 2 мин, между вторым и третьим – 15 мин.

В течение игры разрешается производить неограниченное количество замен игроков. Игроку нападения не разрешается находиться в трехсекундной зоне свыше 3 с. Мяч отбирается у команды, если игрок держит мяч и не передает, не бросает, не катит или не ведет его в течение 5 с.

Волейбол

Это спортивная игра, отличающаяся высокой динамикой, скоростно-силовой работой переменной мощности, прыжковой выносливостью и необходимый умственный процесс.

Правила проведения соревнований

Волейбол – спортивная игра с мячом двух команд, по 6 человек в каждой. Проводится на ровной площадке размером 18 х 9 м. Поперек площадки над средней линией натягивается веревочная сетка шириной 1 м и длиной 9,5 м. Сет­ка прикрепляется к стоящим за площадкой столбам или стене, высота верхнего края сетки для мальчиков и юношей 13—14 лет 2 м 30 см, для девушек – 2 м 10 см. Мяч должен иметь окружность 640—660 мм и весить 260—280 г.

Игроки располагаются на площадке следующим образом: трое ближе к сет­ке и трое около задней линии. Игра начинается подачей игрока, стоящего за линией площадки. Подающий игрок подбрасывает мяч и ударом одной руки по мячу направляет его в сторону противника. Подача считается выполненной, если игрок, подбросив мяч, коснулся его рукой. Каждая команда должна отбить мяч не более чем в 3 удара, не давая ему упасть на землю. Один и тот же игрок не имеет права прикоснуться к мячу 2 раза подряд. Одновременное прикосновение двух игроков одной команды считается за 2 удара. Если мяч в этих случаях пролетит над сеткой, то команда, совершившая ошибку, теряет подачу или про­игрывает очко. Если мяч коснется веток деревьев, потолка, снарядов, он счита­ется выбывшим из игры. Команде за такой удар засчитывается ошибка. Мяч считается проигранным, когда он коснулся земли, если команда ударила бо­лее 3 раз, если мяч был задержан в руках или телом, если его не отбили, а ки­нули, если игрок ударил его ногами, если один и тот же игрок коснулся его 3 раза, если игрок прикоснулся к сетке, наступил на среднюю линию, перенес руку над сеткой, касаясь при этом мяча на стороне противника, если мяч при­землился за площадкой или был выбит под сетку.

Для выигрыша партии команда должна набрать 25 очков, с минимальным разрывом в 2 очка. При равном счете (24 : 24, 25 : 25) игра продолжается до достижения преимущества в 2 очка (26 : 24, 27 : 25 и т. д. ). В решающей партии игра продолжается до 15 очков, с минимальной разницей в 2 очка. После набо­ра одной из команд 8 очков команды меняются сторонами, сохраняя прежнюю расстановку. Побеждает команда, выигравшая первой три партии (3 : 0, 3 : 1, 3:2).

Футбол

Эта игра связана с длительной физической нагрузкой на организм в целом и в частности – на сер­дечно-сосудистую и нервную системы, на опорно-двигательный аппарат, периферическое зрение и чувство мяча.

Правила проведения соревнований

Футбол – это игра двух команд, цель которых забить мяч в ворота соперников. В составе каждой команды 11 человек, включая вратаря. Продолжительность игры – 90 мин(два тайма по 45 мин с 10 минутным перерывом). Местом для игры служит ровное поле с травяным покровом в форме прямоугольника со сторонами 90– 120 м в длину и 45 -90 м в ширину.

Игра начинается в центре поля. С центра поля она возобновляется после забитого мяча.

Мяч считается забитым в ворота, если он полностью пересёк линию ворот между стойками и под перекладиной и если игрок атакующей команды умышленно не внёс, не вбросил и не протолкнул его в ворота рукой.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями

Бадминтон

Игра с ациклическими движениями.

Правила игры в бадминтон

Размеры площадки для игры в бадминтон показаны на рисунке . Для парной игры она имеет размеры 1340 см в длину и 610 см в ширину. При оди­ночной игре ширина площадки меньше 518 см. Площадка делится поперек сет­кой, натянутой на двух стойках. Длина сетки 610 см, ширина – 76 см. Верхняя часть сетки крепится на стойках на высоте 155 см. Сетка туго натягивается между стойками, чтобы в центре площадки ее высота от поверхности была не менее 152 см. Ракетка похожа на теннисную, мяч –пробка, обтянутая кожей или её заменителем, с венцом из перьев.

Счет игры до 15 очков применяется при парных встречах и до 11 очков – при одиночных встречах детей и подростков. Играются три партии. Право пер­вой подачи определяют по жребию.

Право подачи во второй партии получает тот, кто выиграл первую. Если про­водится третья, решающая партия, то в середине счета при 8 или 6 очках игро­ки меняются сторонами.

В начале игры подающий и принимающий занимают каждый свое правое по­ле подачи. В одиночной встрече при первой подаче и чётном числе очков волан подается из правого поля подачи в правое поле соперника. Если волан при по­даче не попадает в нужное поле, то право подачи получает соперник. Счет в этом случае не меняется. Очки начисляются в том случае, когда волан удается приземлить на площад­ке противника в любом ее месте во время игры или когда противник не смог удачно отбить волан на сторону соперника.

Настольный теннис

Игра, требующая быстроты реакции, сосредоточенности, ловкости.

Правила проведения соревнований

Стол делается прямоугольным, длиной 2,74 метра, шириной 1,525 метра, высотой 0,76 метра По краям стола – проведены белые линии шириной 0,02 метра. Белая же линия (0,03 метра) делит стол на две равные половины.

Правда, для начинающих игроков пригоден стол самой элементарной конструкции: четыре ножки, рама, на нее кладется настил – игровая поверхность. Для новичков этого вполне достаточно (лишь бы настил был строго горизонтальный, ровный и гладкий). Основные правила настольного тенниса несложны. В упрощенном виде они сводятся к требованию по­пасть в половину стола противника, причем мяч должен перелететь через сетку.

Мяч вводят в игру подачами (рис. 4). Их производит поочередно по пять раз подряд каждый игрок. Партия продолжается до тех пор, по­ка один из соперников не наберет 21 очко, а у противника будет как минимум на 2 очка меньше. Напри­мер, 21:19.

Если же счет 21:20, то игра идет до счета 22:20, 23:21 и т. д.

Ответный удар игрок выполняет только после отскока мяча на своей половине. Если это условие не выпол­нено, то очко потеряно – его вы­игрывает соперник.

Таковы исходные требования. Неизбежно возникают такие спорные вопросы, как определение правильно­сти приема при попадании мяча в край стола, допустимые границы пе­ремещения партнеров, расстановка игроков. Ведь в настольный теннис можно играть один на один (одиночные встречи), а можно и двое на двое (парные встре­чи).

Дартс

Игра на меткость и точность попадания в цель.

Правила игры

Игроки по очереди бросают 3 дротика в мишень. Для определения очередности каждый игрок или один из игроков команды бросает по

очерёдности по дротику. Попавший ближе к центру мишени начинает игру.

Подсчет очков ведется по дротикам, остав­шимся в мишени после трех бросков.

Игра начинается со счета 101, 201 или 301 очко по договоренности. Полученные игроком очки вычитаются сначала из 101 (201 или 301), а затем из того числа, которое получилось в ре­зультате этого вычитания. Можно также начинать с нуля и идти по возрастающей до 101 очка или более. Победителем считается игрок, который первым сумел свести счет до нуля (или набрать определенное количество очков).

Заканчивается игра обязательным броском с попаданием в «бычий глаз», так чтобы полу­ченное количество очков свело счет до нуля. Если бросок дротика дал большее количество очков, чем нужно для нулевого завершения игры, то все три последних броска не засчитываются и счет остается таким, каким он был до серии бросков, приведших счет к перебору.

Каждая игра, начинающаяся со счета 101 (301), называется партия. Пять партий составляют сет. Игра ведется до трех побед в пяти пар­тиях. Победителем считается тот, кто выиграл оговоренное число сетов. В состязании команд игра начинается со счета 501 (1001).

Это основные правила игры. Однако для начинающих можно исполь­зовать и другие варианты игры. Например: кто больше попадет в сек­тор с цифрой «12» или в «бычий глаз», считать только попадания в центр мишени, из 5 бросков набрать наибольшее количество очков и т. д.

Лапта

Это удалая русская игра, требующая от игрока точного глазомера, меткости, быстроты, сообразительности и ловкости. Она воспитывает в игроках чувство локтя и ответственности перед товарищами по команде.

Правила игры

Русская народная игра. Местом для игры может служить любая ровная площадка длиной 40-60 м и шириной 20-35 м. Площадка называется полем. За одной чертой отводится место для "города" (или "дома"), а за другой – для кона. Принадлежности игры: небольшой резиновый или теннисный мяч и лапта (бита) – круглая палка длиной 80 – 90 см и толщиной 3 – 4 см.

Участники игры делятся на две равные по количеству команды от 5 до 10 человек в каждой. По жребию одна из команд располагается за линией "города" и называется бьющей командой, а другая – водящая – размещается на поле. Один из игроков бьющей команды – "метальщик" – становится на линию "горда" и бьет лаптой по мячу, подбрасываемому одним из игроков водящей команды – "подавальщиком". После удачного удара "метальщик" оставив биту, бежит через поле за линию кона и, если успевает, то обратно в черту "города". В это время игроки водящей команды, овладев мячом, стараются попасть им в бегущего, который пытается увернуться от мяча. Если удар по мячу не удачный и мяч упал близко или "метальщик" промахнулся, то он отходит обратно за линию "города" и ждет лучшего удара следующего игрока, после чего делает перебежку один или с другими игроками своей команды. Возвратившись благополучно в свой "город", игрок приобретает право опять бить по мячу. Если в момент перебежки игрок окажется "запятнанным", то все игроки водящей команды бегут в "город", и команды меняются ролями. Однако пока водящие бегут в "город", бьющая команда, в свою очередь, имеет возможность отыграться, "запятнав" одного из противников, не успевших скрыться в "городе". В этом случае водящие покидают "город". Но и они тоже могут отыграться, "запятнав" кого-нибудь из игроков бьющей команды, находящихся в поле.

Таким образом за обладание "городом" происходит упорная борьба. Когда какой-либо команде удается скрыться в "городе" "незапятнанной", игра продолжается дальше. Если отбитый мяч пойман водящим на поле в воздухе, то команды меняются ролями. За каждого игрока, сделавшего перебежку в оба конца не будучи "запятнанным", команда "города" получает очко. Победителем считается команда, набравшая большее количество очков. Игра проводится в 6 партий: каждая команда трижды подает и трижды водит. Она может проводиться смешанным составом: мальчики и девочки.

Дневник самоконтроля

Физическая подготовка является основной частью оздоровительного воспитания учащихся. Но наибольший эффект обнаруживает комплексное использование различных форм двигательной активности и естественных сил природы. Занятия физическими упражнениями, правильное питание, личная гигиена, закаливание, отдых, самоконтроль – всё это повышает работоспособность организма, укрепляет здоровье детей. Как же узнать приносят пользу занятия физическими упражнениями или нет? Для этого заводится дневник самоконтроля, где каждый день заносятся свои наблюдения в таблицу.

Самоконтроль заключается в наблюдении за состоянием своего здоровья. Он помогает своевременно обнаружить отклонения в состоянии здоровья и предупредить их. Один из наиболее главных показателей – частота пульса и его ритм. Нормальная частота пульса составляет 60 – 90 уд/мин. Чем лучше человек тренирован, тем реже становится пульс. Необходимо следить за частотой дыхания. Частота в норме равна 18 – 23 вдохам и выдохам в минуту, во время физических нагрузок она увеличивается до 36 – 50. После 3 – 5 минут покоя дыхание должно прийти в норму. Самоконтроль осуществляется простыми и доступными приёмами наблюдения и определения субъективных (самочувствие, сон, аппетит, переносимость нагрузок) и объективных показателей (измерение пульса, взвешивание, рост и т. д. ). Полученные данные заносятся в дневник и анализируются. То есть перед проведением физической подготовки учитель обязательно должен «расшифровать» данные субъективных и объективных показателей. Учитывая значительные различия в уровне физической подготовленности учащихся, следует оценивать выполнение ими контрольных упражнений, принимая во внимание их предыдущий результат.

Реализация этих установок должна основываться на тесном сотрудничестве школы и семьи. Участие детей в спортивной жизни школы, секции приносит чувство удовлетворения как им, так и их родителям. Родители должны стремиться к тому, чтобы их ребёнок был увлечён спортом. Только совместными усилиями можно предупредить формирование у детей вредных привычек, воспитать здорового во всех отношениях человека. Ведение дневника самоконтроля позволяет педагогу наблюдать за состоянием здоровья и роста физических способностей учеников. Одним из условий успешных занятий физическими упражнениями является контроль родителей и их совместные занятия с детьми. Необходимо для закрепления приобретённых навыков и умений проводить внеклассные занятия 3 раза в неделю в объёме 2-х часов. (см. приложение таблица № 5-7).

Заключение

Изучение и анализ литературы ведущих специалистов по данному вопросу по­казал, что при подготовке учащихся особое внимание обращается на развитие таких физических качеств, как скоростно-силовые, быстрота, специальная ловкость, общая специальная выносливость.

Особенностью деятельности учащихся является поисковое прицельное программирование движений. Двигательная программа с применением подвижных и спортивных игр специально направлена на то, чтобы из разных исходных положений путем изменения силовых, скоростных и особенно пространственных параметров выйти на определенный вариант заключительной стадии движения.

Анализ двигательной деятельности доказывает, что она характеризуется необ­ходимостью одновременного решения многоплановых задач – стратегических, так­тических и двигательных. Решение данной проблемы возможно за счет внедрения в учебный процесс специально подобранной программы подвижных и спортивных игр, с помощью которых становится допустимым формирова­ние основного движения игрового приема в стабильных условиях, с последующим совершенствованием его в изменяющейся обстановке. Задача прочного формирования двигательных навыков , которая должна обеспечить максимальное решение двигательной задачи и улучшение физических качеств, необходимых для выполнения основных упражнений была нами рассмотрена. Широкая вариативность движения, особенно на начальных стадиях выполнения технических приемов, не исключает высокой автоматизации двигательных навыков. При этом автоматизация главным образом касается основного механизма двига­тельного навыка.

Организацию, планирование и прогнозирование учебно – тренировочного процесса воз­можно осуществлять при условии тщательного и систематического врачебно-педагогического контроля. Личностно-ориентированный подход дает необходимый педагогический эф­фект, так как методика физических упражнений по содержанию, объему, интенсив­ности и дозировки рассчитана на индивидуальные возможности. Предлагаемые организационно – методические подходы для раз­вития двигательных умений и навыков, как основы обучения играм уча­щихся основаны на передовом опыте науки и практики.

Рекомендации

Повышение «гигиенической и физкультурной образованности», воспитание прочных привычек и навыков особенно важно для детей. Воздействия физических упражнений на отдельные системы организма при строгой их регламентированности обеспечивает воспитание физически крепкого молодого поколения. Приобретённые в детстве, они станут надёжными спутниками в течении всей жизни. Это важно ещё и потому, как указывал К. Маркс, что «нездоровый ребёнок, в свою очередь становится нездоровым родителем». Подводя итоги, можно сделать вывод, что проводя такие занятия учитель может проследить за развитием физической подготовленности занимающихся, добиться высоких результатов в спорте.

Таким образом, на основании выше изложенного можно сделать вывод:

1. Занятия внеклассной работой в режиме учебного дня школы с применением подвижных и спортивных игр:

Повышают работоспособность организма;

Содействуют развитию физических качеств;

Закаливают организм и повышают здоровье;

Формируют положительную мотивацию к занятиям спортом;

Самоконтроль приучает учащихся к самостоятельным занятиям и наблюдением за состоянием своего здоровья.

2. Внеклассные занятия формируют учеников, как всесторонне и гармонично развитую личность.

3. Дают возможность через спортивные занятия познавать окружающий мир с разных сторон.

4. Воспитывают личностные качества, такие как смелость, решительность, настойчивость, взаимовыручку, чувство коллективизма.

5. Делают учащихся добрее и отзывчивее.

Физическая культура в школе доступна многим, большинству, ведя школьников иногда к высоким спортивным достижениям, всегда – к здоровью, а значит, полноценной жизни.

Приложение

Сводная таблица нормативных оценок уровней физической подготовленности учащихся 1-11 классов (6-17 лет)

Таблица № 1

Возраст

лет

Уровень подготовленности

мальчики

девочки

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Бег 1000 метров (минуты и секунды)

6

6,00 и ниже

6,01-8,00

8,01 и выше

6,10 и ниже

6,11-8,10

8,11 и выше

7

5,45 и ниже

5,45-7,45

7,46 и выше

6,00 и ниже

6,01-8,00

8,01 и выше

8

5,30 и ниже

5,31-7,30

7,31 и выше

5,50 и ниже

5,51-7,50

7,51 и выше

9

5,15 и ниже

5,16-7,15

7,16 и выше

5,40 и ниже

5,41-7,40

7,41 и выше

10

5,00 и ниже

5,01-7,00

7,01 и выше

5,30 и ниже

5,31-7,30

7,31 и выше

11

4,45 и ниже

4,46-6,45

6,46 и выше

5,20 и ниже

5,21-7,20

7,21 и выше

12

4,30 и ниже

4,31-6,30

6,31 и выше

5,10 и ниже

5,11-7,10

7,11 и выше

13

4,30 и ниже

4,31-6,30

6,31 и выше

5,10 и ниже

5,11-7,10

7,11 и выше

14

4,15 и ниже

4,16-6,15

6,16 и выше

5,00 и ниже

5,01-7,00

7,01 и выше

15

3,55 и ниже

3,56-5,55

5,56 и выше

4,40 и ниже

4,41-6,40

6,41 и выше

16

3,40 и ниже

3,41-5,40

5,41 и выше

4,30 и ниже

4,31-6,30

6,31 и выше

17

3,30 и ниже

3,31-5,30

5,31 и выше

4,20 и ниже

4,21-6,20

6,21 и выше

Таблица № 2

Возраст

лет

Уровень подготовленности

мальчики

девочки

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Челночный бег 10 раз по 5 метров (секунды)

6

19,5 и ниже

19,6-22,5

22,6 и выше

19,9 и ниже

20,0-23,9

24,0 и выше

7

19,2 и ниже

19,3-22,2

22,3 и выше

19,7 и ниже

19,8-23,7

23,8 и выше

8

18,9 и ниже

19,0-21,9

22,0 и выше

19,5 и ниже

19,6-23,5

23,6 и выше

9

18,6 и ниже

18,7-21,6

21,7 и выше

19,3 и ниже

19,4-23,3

23,4 и выше

10

18,3 и ниже

18,4-21,3

21,4 и выше

19,1 и ниже

19,2-23,1

23,2 и выше

11

18,0 и ниже

18,1-21,0

21,1 и выше

18,9 и ниже

19,0-22,9

23,0 и выше

12

17,7 и ниже

17,8-20,7

20,8 и выше

18,7 и ниже

18,8-22,7

22,8 и выше

13

17,4 и ниже

17,5-20,4

20,5 и выше

18,5 и ниже

18,6-22,5

22,6 и выше

14

17,1 и ниже

17,2-20,1

20,2 и выше

18,3 и ниже

18,4-22,3

22,4 и выше

15

16,8 и ниже

16,9-19,8

19,9 и выше

18,1 и ниже

18,2-22,1

22,2 и выше

16

16,5 и ниже

16,6-19,5

19,6 и выше

17,9 и ниже

18,0-21,9

22,0 и выше

17

16,2 и ниже

16,3-19,2

19,3 и выше

17,7 и ниже

17,8-21,7

21,8 и выше

Таблица № 3

Возраст

лет

Уровень подготовленности

мальчики

девочки

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Подтягивания: мальчики (кол-во раз). Вис: девочки (секунды)

6

3 и

выше

2

1 и

ниже

10 и

выше

2-9

1 и

ниже

7

4 и

выше

2-3

1 и

ниже

11 и

выше

3-10

2 и

ниже

8

5 и

выше

3-4

2 и

ниже

12 и

выше

4-11

3 и

ниже

9

6 и

выше

3-5

2 и

ниже

12 и

выше

4-11

3 и

ниже

10

7 и

выше

4-6

3 и

ниже

13 и

выше

5-12

4 и

ниже

11

8 и

выше

4-7

3 и

ниже

14 и

выше

6-13

5 и

ниже

12

9 и

выше

5-8

4 и

ниже

15 и

выше

7-14

6 и

ниже

13

10 и

выше

5-9

4 и

ниже

15 и

выше

7-14

6 и

ниже

14

11 и

выше

6-10

5 и

ниже

16 и

выше

8-15

7 и

ниже

15

12 и

выше

6-11

5 и

ниже

17 и

выше

9-16

8 и

ниже

16

12 и

выше

6-11

5 и

ниже

18 и

выше

10-17

9 и

ниже

17

12 и

выше

6-11

5 и

ниже

18 и

выше

10-17

9 и

ниже

Таблица №4

Возраст

лет

Уровень подготовленности

мальчики

девочки

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Подъем туловища из положения лежа (кол-во раз за 30 секунд)

6

17 и

выше

7-16

6 и

ниже

12 и

выше

6-11

5 и

ниже

7

18 и

выше

8-17

7 и

ниже

13 и

выше

7-12

6 и

ниже

8

19 и

выше

9-18

8 и

ниже

14 и

выше

8-13

7 и

ниже

9

20 и

выше

10-19

9 и

ниже

14 и

выше

8-13

7 и

ниже

10

21 и

выше

11-20

10 и

ниже

15 и

выше

9-14

8 и

ниже

11

22 и

выше

12-21

11 и

ниже

16 и

выше

10-15

9 и

ниже

12

23 и

выше

13-22

12 и

ниже

17 и

выше

11-16

10 и

ниже

13

24 и

выше

14-23

13 и

ниже

17 и

выше

11-16

10 и

ниже

14

25 и

выше

15-24

14 и

ниже

18 и

выше

12-17

11 и

ниже

15

26 и

выше

16-25

15 и

ниже

19 и

выше

13-18

12 и

ниже

16

27 и

выше

17-26

16 и

ниже

20 и

выше

14-19

13 и

ниже

17

28 и

выше

18-27

17 и

ниже

20 и

выше

14-19

13 и

ниже

Возраст

лет

Уровень подготовленности

мальчики

девочки

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Прыжок в длину с места (сантиметры)

6

130 и

выше

129-100

99 и

ниже

122 и

выше

121-92

91 и

ниже

7

140 и

выше

139-110

109 и

ниже

130 и

выше

129-100

99 и

ниже

8

150 и

выше

149-120

119 и

ниже

138 и

выше

137-108

107 и

ниже

9

160 и

выше

159-130

129 и

ниже

146 и

выше

145-116

115 и

ниже

10

170 и

выше

169-140

139 и

ниже

154 и

выше

153-124

123 и

ниже

11

180 и

выше

179-150

149 и

ниже

162 и

выше

161-132

131 и

ниже

12

190 и

выше

189-160

159 и

ниже

170 и

выше

169-140

139 и

ниже

13

200 и

выше

199-170

169 и

ниже

178 и

выше

177-148

147 и

ниже

14

210 и

выше

209-180

179 и

ниже

186 и

выше

185-156

155 и

ниже

15

220 и

выше

219-190

189 и

ниже

194 и

выше

193-164

163 и

ниже

16

230 и

выше

229-200

199 и

ниже

202 и

выше

201-172

171 и

ниже

17

240 и

выше

239-210

209 и

ниже

210 и

выше

209-180

179 и

Дневник самоконтроля

Таблица №5

Вид упражнения

Результаты

в10 лет

в11 лет

в12 лет

в13 лет

в14 лет

Челночный бег 10 раз по 5 метров (секунды)

Поднимание туловища

за 30 с (раз)

Бег на 1000 м, 2000 м (мин, с)

Прыжок в длину с места

Подтягивание

Таблица №6

Вид упражнения

Результаты (год, месяц, число)

На быстроту: бег на месте за 10 с

(кол-во шагов)

На силу: подтягивание из виса (мальчики), подтягивание из виса лежа (девочки)

(кол-во раз)

На выносливость: бег в течение 6 мин

(кол-во метров)

Таблица №7

Показатели

Месяц

дата

оценка

Сон

хороший с 21 – 22 до 7

часов

Аппетит

хороший

Самочувствие

удовлетворительное

Дыхание, одышка

частота дыхания 19, одышки нет

Желание заниматься

есть

Нагрузка и её переносимость

отличная

Нарушение режима

не было

Болевые ощущения

нет

Пульс уд/мин

70

Список литературы (основная)

Адашкявичене Э. Й. Баскетбол для школьников. – М. ,1993.

Шиширин В. А. Дидактический материал для учителей физической культуры. 9-й класс. -Саратов: «Лицей», 2003.

Бутин И. М. , Бутина И. А. , Леонтьева Т. Н. , Масленников. Физическая культура в начальных классах. – М. , 2001.

Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – М. ,1995.

Гуреев Н. В. Активный отдых. М. , 1991.

Литвинов Е. Н. , Погодаев Г. И. , Торочкова Т. Ю. , Шитова Р. Я. Ура, физкультура! – М. , 1996.

Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Ростов –н\Д. , 2001.

Лях В. И. , Мейксон Г. Б. , Копылов Ю. А. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов. – М. : Просвещение,2002.

Полиевский С. К. , Гук Е. П. Физкультура и закаливание в семье. – М. , 1984.

Иванов Ю. И. , Михайлова Э. И. Играйте на здоровье. -М. ,1991.

Спортивная жизнь России. 1992, №3

Страковская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М. , 1994.

Тяпин А. Н. , Пузырь Ю. П. , Захаров А. А. , Кабачков В. А. Методическое руководство по тест – программе . М. ,1998.

Физкультура в школе. 1997, № 7-10.

Физкультура в школе. 2001, № 5-7.

Физкультура и спорт. 1989, № 4

Матвеев А. П. , Красников А. А. , Лагутин А. Б. Физическая культура. – М. . Дрофа, 2003.

Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми. – М. : ООО «Издательство Астрель». 2003.

Регламент ВФВ. М. , Всероссийская федерация волейбола. 1995.

Мондзолевский Г. Г. Щедрость игрока. М. , Физкультура и спорт, 1984

Физкультура в школе. 2009, № 7-9.

Список литературы (дополнительная)

Романов И. Ю. Психоанализ :культурная практика и терапевтический смысл. Пособие для учителей – М. Интерпракс,1994.

Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. -М. : Знание, 1989.

Метки: Физическая культура